Методические рекомендации на тему Интеграция школьной гуманитарной и технической подготовки будущего инженера.

Интеграция школьной гуманитарной и технической подготовки будущего инженера.

Гневашева Наталия Васильевна, заместитель директора по УВР (ИКТ), учитель информатики;
Мошкина Галина Михайловна, заместитель директора по ВР, учитель литературы;
Хоменко Елена Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель географии.
ГБОУ СОШ № 264 Кировского района Санкт-Петербурга.

Круглые столы, проведенные в нашей школе, показывают, что подавляющее количество педагогических работников понимают значимость гуманитарных и технических дисциплин в становлении профессионализма и компетентности, в формировании нравственности и духовности, гражданских качеств.
До настоящего времени процесс интеграции гуманитарных наук в систему технических предметов не являлся в школе одним из основных.
В данный момент перед педагогическим коллективом встала задача сформировать новый подход к системе образования в профильных классах, основанный на интеграции гуманитарной и технической подготовки будущего инженера.
Предметы гуманитарного и социально-экономического цикла позволяют формировать такие компетенции будущего специалиста, без которых немыслимо дальнейшее инновационное и стабильное развитие общества: письменная и устная коммуникация на родном языке, способность к критике и самокритике, способность работать в команде (в т.ч., междисциплинарной), навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, принятие различий и мультикулътурности, способность работать в международной среде, знание второго языка, приверженность этическим ценностям, способность к организации и планированию, принятие решений, способность адаптироваться к новым ситуациям, лидерство, разработка и управление проектами, инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве, стремление к успеху.
Основные любимые всеми профессии – гуманитарные либо романтизированные. Действительно, гуманитарное начало предполагает романтику. Раз уж ваша специальность «Строительство» и в этой области абсолютно всё поддается расчетам и точным инструкциям, то почему вы так любите просто стоять и смотреть на панораму города, на строящиеся здания и памятники архитектуры?
У нас есть мнение, что в технических вузах преподают гуманитарные дисциплины, для того чтобы чувства и мысли о работе были оформлены в интересную картину мира, способную стать источником новых идей и вдохновения. Присутствие этих дисциплин выражает необходимость для будущего профессионала уметь самому рассуждать о своем месте в мире, о своей картине мира, в том числе профессиональной.
Также большинство инженерных профессий предполагает еще одну важную гуманитарную составляющую: это общение, обмен мнениями – с коллегами, клиентами, партнерами. В любой профессиональной деятельности общения не избежать – а значит, оно должно быть качественным. Логист имеет возможность разговаривать с международными партнерами на иностранном языке, не забывая об основной обязанности – просчитывать маршруты перевозки грузов и возможные издержки, использовать современные системы ведения баз. Развитие любых способностей происходит не только в пространстве узкопрофессионального становления, но и в пространстве коммуникации.
Непрестанно развивающийся человек планирует посещение выставок, театральных спектаклей, ходит в походы, поет там песни, дискутирует, умеет отстоять свое мнение, аргументировано отстоять свою точку зрения.
Гуманитарный подход – это человекоориентированный подход. И даже если не интересны ни живопись, ни театр, ни музыка как досуг инженера, то в тот момент, когда необходимо найти точное инженерное решение вы всё равно продолжаете быть человеком, у которого есть его разум и речь, то есть гуманитарные характеристики. Современное образование ставит во главу угла не столько тот объем знаний, которым требуется овладеть, сколько творческого человека, который эти знания осваивает.
Участие в любой конференции – это гуманитарное умение; доказательства в выступлениях должны быть точными. Возможны двусторонние встречи; стороны должны ориентироваться в общей теме обсуждения, а для этого – иметь навык освоения непрофильных предметов еще со студенческой скамьи.
Возможно неформальное общение: оно развивается за счет технических разработок – социальных сетей для профессионалов; а за ответ на вопрос, как заявить о себе там, отвечает уже ваше гуманитарное начало.
К тому же, на пересечении специальностей всегда есть возможность видеть и осуществлять совместные проекты.
Сегодня в мире образования и профессий всё взаимосвязано. Так, перед студентами технических вузов ставят задачу хорошо изучить иностранный язык, а в некоторых гуманитарных вузах нашлось место факультету, занимающемуся защитой информации. И потому фокус внимания стоит перенести на возможные пропорции выбираемой смеси профессионально важных качеств, знаний и обязанностей, которые и постараться предвидеть для себя как можно лучше.
Остается неизменной необходимость фундаментального математического, естественно - научного и гуманитарного образования технических специалистов.
В соответствии со стратегией модернизации образования его развитие связано с дифференциацией. Одним из механизмов, которого является профильное обучение. На современном этапе развития образования профильная школа становится одним из ключевых приоритетов инноваций. Профильное обучение позволяет, прежде всего, учитывать интересы, склонности и способности обучаемого. Оно является средством дифференциации образования.
Образовательная деятельность должна быть направлена на выявление и развитие творческой активности и творческой одаренности детей и формирование устойчивой мотивации на познавательную и творческую деятельность.
Формирование технической культуры у школьников с первых лет обучения в общеобразовательном учреждении, на наш взгляд, окажет позитивное влияние при выборе ими в старших классах профиля обучения и предпочтения инженерно-технического и технологического направлений. Классы с профильным обучением обеспечивают непрерывность среднего и высшего образования, дают более глубокие знания по профильным дисциплинам, создают условия для развития и наращивания творческого потенциала, и способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.
Профиль нашей школы – физико-математический. Профильными предметами являются: математика, физика и информатика. Учебный план профильного класса позволяет организовать расширенную подготовку учащихся по профильным дисциплинам. Учителя профильных предметов на своих занятиях формируют будущих студентов технических вузов, решая с учениками нестандартные задачи, стимулируя развитие интеллектуально- творческого потенциала ребенка путем развития исследовательских способностей, умений трансформировать результаты исследований в конкретные проекты, востребованные в реальной жизни. Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребованный во всех видах инженерной профессиональной деятельности.
Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Наши учащиеся ежегодно принимают активное участие в различных компьютерных конкурсах, фестивалях, проектах, на уроках и во внеурочной деятельности выполняют творческие задания, направленные на поднятие престижа инженерных профессий.
С2012-2013 учебного года в начальной и средней школе начал работать кружок по основам робототехники. Занятия в кружке повысили интерес наших учащихся к перспективной инженерной специализации – робототехнике.
Помимо профильных предметов нельзя оставить без внимания учебный предмет географию, который позволяет раскрыть специфику профессии инженера при характеристике отраслей промышленности. Эти вопросы рассматриваются при изучении курса экономической географии в 9,10 и 11 классах в рамках изучения отраслевых комплексов. В связи с этим, возрастает роль учителя. От его умений и квалификации многое зависит в подготовке будущих технических кадров. Для того чтобы быть хорошим учителем, необходимо:
– глубокое знание предмета и теоретических основ методики его преподавания;
– владение лучшим опытом воспитания учащихся в процессе обучения;
– знание основных идей и понятий современного школьного курса его наиболее трудных для изучения мест, умение видеть природу этих трудностей (содержательную, психологическую и др.), владение приемами преодоления трудностей усвоения учащимися программного материала;
– умение творчески применять свои педагогические знания, выбирая оптимальный вариант обучения, адекватный конкретным условиям;
– знакомство с новыми методами и формами организации обучения школьников (например, метод активного обучения, проблемное обучение и др.) и прогрессивными экспериментальными исследованиями;
– стремление постоянно совершенствовать свои методические знания, овладение методами и приемами, оправдавшими себя в работе лучших учителей, мастеров педагогического труда;
– умение пробуждать и развивать интерес у учащихся к предмету, стимулировать у них познавательную активность;
– владение умениями постановки непрерывного методического эксперимента, систематическое оценивание эффективности наиболее результативных путей изучения учащимися предмета, усвоение предметного языка и методов исследования.
Кроме урочной деятельности не меньшее значение для подготовки технических специалистов высокого уровня имеет научно-исследовательская деятельность учащихся. В нашем образовательном учреждении эта работа начинается с начальной школы. Ежегодно учащиеся принимают участие в районном конкурсе «Знайка», научно-практической конференции школьников Кировского района, в конкурсе исследовательских работ. Учитывая профиль школы, тематика работ связана с техническими дисциплинами. Опыт участия помогает школьникам развивать творческую проектную деятельность, необходимую для продолжения обучения в технических вузах.
Для формирования престижа профессии инженера у наших школьников школа участвует в нескольких проектах совместно с высшими учебными учреждениями Санкт-Петербурга.
В рамках творческого сотрудничества по организации и проведению профориентационной и агитационной работы среди выпускников школы был заключен договор с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики, институтом низкотемпературных и пищевых технологий.
В школе ведется работа по сотрудничеству с учащимися, закончившими нашу школу и обучающимися на данный момент в различных технических ВУЗах города. Наши выпускники приходят в гости к нашим детям и проводят с ними деловые игры, увлекательные беседы, показывают фильмы о своих учебных заведениях, о студенческой жизни. Эти встречи неизменно вызывают большой интерес у наших учащихся.
На наш взгляд, внедрение инновационных методик в образовательный процесс позволит увеличить интерес к инженерным специальностям, позволит открыть у наших учеников новые возможности и таланты. Мы надеемся, что среди наших выпускников будут талантливые конструкторы, которые продолжат лучшие традиции инженерных школ России, примут активное участие в экономическом процветании нашей Родины.
Литература
1. Розанова, С.А. Математическая культура студентов технических университетов / С.А. Розанова. М.: Физматлит, 2003.
2. Розанова, С.А. О концепции преемственности формирования математической культуры в системе «школа–колледж–вуз» инженерно-технического профиля / С.А. Розанова, Р.М. Зайниев // Материалы Междунар. конф. «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство». Плоцк, 2006.
3. Хинчин, А.Я. Педагогические статьи / А.Я. Хинчин // О воспитательном эффекте уроков математики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963
4. Кочетков Г.Б. Роль и место инженера в инновационной экономике // Российское предпринимательство. 2000. № 11 (11). c. 68-75. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Р.М. Зайниев, Камская государственная инженерно-экономическая академия «Математическая культура – основа подготовки инженера»
15