Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование. Природоведение 5 класс, 2 часа в неделю.


Челябинская область
г. Магнитогорск
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
«Рассмотренно»
Руководитель МО
______________/__________/
ФИО

Протокол №______ от
«___»____________2014г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 36 »
______________/_____________/
ФИО
«___»____________2014г. «Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ № 36»
Ключникова Н.Л. /_________/
ФИО
Приказ № _____ от«___»_____________2014г.
Рабочая программа
основного общего образования
по природоведению
для 5 класса
на 2014 - 2015 учебный год
учитель биологии: Бояринцева С.В.
Магнитогорск 2014г.
Пояснительная записка к рабочей учебной программе.
Настоящая программа по природоведению для 5 класса создана на основе документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 05.03.2004г.
2. Примерная программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. Авторы программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. 2009г
3. Учебный план МОУ «СОШ № 36» г.Магнитогорска.
Рабочая программа учебного предмета «Природоведения» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению. Авторы программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Данная программа опубликована в учебном издании «Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс.» В.В. Пасечник , В.В. Латюшин , В.М. Пакулова.- М.:Дрофа, 2009г.-92с.
Предмет «Природоведение» входит в Федеральный компонент образовательного стандарта и учебный план образовательного учреждения.
Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Рабочая программа составлена для учащихся 5-х классов, она ориентирована на обучающихся со средним уровнем мотивации к изучению предмета. Учащиеся 5-х классов владеют знаниями о явлениях природы, об изменениях в природной среде; умеют проводить наблюдения, опыты и измерения.
Общая характеристика учебного предмета.
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии. В 5 классе учащиеся получают подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и в программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением учебного плана. В программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по приро¬доведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей и задач:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Основные содержательные линии :«Как человек изучает природу»,
«Многообразие тел, веществ и явлений природы»,
«Здоровье человека и безопасность жизни».
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «СОШ № 36» на 2014-2015 учебный год на изучение природоведения в 5 классе отводится 66 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю (33 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Природоведение».
Личностными результатами изучения предмета «Природоведение» являются следующие умения:
•осознавать целостность и единство окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
•постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
•осознавать и готовность к самообразованию;
•оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
•оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
•формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса «Природоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
•выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
•составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
•работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
•в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
•анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
•осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
•составлять тезисы, план. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
•уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.
Коммуникативные УУД:
•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и пр.).
Предметные результаты:
Ученик научится: Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Учащиеся могут узнать:
- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; Содержание учебного предмета «Природоведение».
Введение (2 часа)
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
Экскурсия № 1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
Демонстрация приборов и инструментов для проведения наблюдений, опытов, измерений.
1.Вселенная (6 часов)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
Лабораторные работы:
№1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.
№2 «Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».
2.Строение и свойства веществ (10 часов)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Лабораторная работа:
№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
3. Воздух (9часов)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
Лабораторная работы:
№4. Описание погоды за месяц.
4.Вода (4 часа)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
5.Горные породы (5 часов)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторные работы:
№5 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.
№ 6 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
6.Почва (4 часа)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
7.Организмы (6 часов)
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни
организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
8.Растения (6 часов)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Лабораторные работы
№7. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.
№8. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.
№9.Определение названий растений с помощью атласа-определителя.
Экскурсия
«Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых)».
9.Грибы (2 часа)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторная работа
№10.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.
10.Животные- братья наши меньшие (3 часа)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.Лабораторная работа
№10. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

11.Человек, его здоровье и безопасность жизни (4часа)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.)
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
Лабораторные работы:
№11. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития
с возрастными нормами.
№12-14. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.
12. Природа едина (2 часа)
Связи живого и неживого. Цепи питания.
Практическая работа №3 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»
Практическая работа № 4 «Построение пищевых цепей»
Резерв – повторение и обобщение (3 часа)

Календарно-тематическое планирование.
№ п/пТема урока Содержание Дата Основные виды учебной деятельности обучающихсяЛ/Р и П/Р §
По плану По факту 1. Введение. (2 ч.)
1 Человек и природа. Методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Техника безопасности в кабинете биологии.
Демонстрация
Приборы и оборудование Определяют понятия «ме-тоды исследования», «наб-людение», «эксперимент», «измерение». Изучают пра-вила техники безопасности в кабинете биологии Стр.3-6
2 Природа неживая и живая.
Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года. Анализируют взаимосвязь живой и неживой природы. Готовят отчёт об экскурсии. Стр.7-10
2. Вселенная.(6 ч.)
3 Звёзды на небе.
Л/Р №1 «Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.» Звёзды, созвездия, Полярная звезда; Большая Медведица и Малая Медведица, яркость звёзд. Определяют стороны горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков. Находят на карте звездного неба созвездия. Дают характеристику звездам. Л/Р №1 §1
4 Земля – наш дом.
Л/Р №2 «Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий» Демонстрация глобуса, компаса; работа с картой, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушария.Характеризуют положение Земли в Солнечной системе, объясняют значение вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Л/Р №2 §2
5 Оболочки Земли. Сферы Земли. Атмосфера. Литосфера. Характеризуют литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу. Прогнозируют влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли. §3
6 Луна – естественный спутник Земли. Лунные моря и океан. Кратеры. Лунные фазы. Новолуние и полнолуние. Перечисляют лунные фазы. Объясняют, что собой представляет поверхность Луны; объясняют причины образования фаз Луны, как происходит смена дня и ночи; характеризуют Луну, как спутник Земли; сравнивают планету Земля с ее спутником. §4
7 Солнце – огонь вселен ной Солнечная система.
П/Р №1 Ориентирование на местности с помощью компаса. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планеты. Астероиды, метеориты, кометы. Галактика
П/Р №1
(П/Р №2 Д/З) § 5, повторить § 1-4
8 Вселенная (обобщающий урок). Проверочный тест №1. 2. Строение и свойства вещества (10ч.)
9 Тела и вещества. Что такое вещество и что такое тело. Четыре состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное и плазма. Характеризуют и сравнивают различные тела; соотносят между собой тело и вещество; приводят примеры тел, состоящих из разных веществ. Делают выводы об агрегатных состояниях вещества. §6
10 Свойства веществ.
Л/Р № 3
Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Форма и объём тел. Деформация. Упругость. Пластичность тел Характеризуют свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л/Р № 3 §7
11 Вещества и смеси. Отличия веществ по свойствам. Смеси из различных веществ. Сохранение свойств вещества в смеси.
Демонстрация свойств серы и железа в виде веществ и смеси Характеризуют свойства веществ и смесей, делают выводы. Приводят примеры применения свойств веществ человеком. §8
12 Молекулы, атомы, элементы. Тела состоят из мельчайших частиц. Между частицами есть промежутки. Молекулы и их свойства. Атомы. Химический элемент. Демонстрации:
Растворения соли в полном стакане воды.
Расширение шара при его нагревании.
Модель кристаллической решётки, кристаллы. Дают характеристику молекул, их свойств, атомов, химических элементов; показывают на доске запись некоторых химических элементов с помощью химических знаков.
Изготавливают модели простейших молекул. § 9
13 Движение частиц вещества. Доказательства движения молекул в веществе. Что такое диффузия. От чего зависит скорость диффузии. Температура и движение молекул Характеризуют движение как естественное состояние молекул; диффузию в газах, жидкостях, твердых телах; скорость движения молекул разных веществ. § 10
14 Взаимодействия частиц. Силы притяжения и силы отталкивания. Демонстрация опытов по взаимодействию частиц:
1. Слипание стеклянных пластинок, смоченных водой
2. Опыт со свинцовыми цилиндрами.
3. Опыт со шприцем по сжатию воздуха в нём. Называют частицы из которых состоят тела; дают определения терминам. Дают характеристику силе притяжения, объясняют условия притяжения. Сравнивают силу притяжения твердых тел и жидкостей. § 11
15 Разнообразие веществ. Вещества простые и сложные. Органические и неорганические вещества Дают характеристику простым и сложным веществам. Различают неорганические и органические вещества. Сравнивают вещества неживой и живой природы. Дают характеристику состава клеток человеческого тела. § 12
16 Явления природы. Физические явления Что такое явление. Что называется физическими явлениями. Виды физических явлений: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые. Демонстрация опытов:
1. Притягивание гвоздей к магниту
2. Электризация стеклянной палочки.
3. Нагревание воды кипятильником
4. Свечение лампочки
5. Движение машины Дают характеристику физическим и химическим явлениям; приводят примеры физических и химических явлений, примеры, показывающие превращения веществ. §13
17 Химические явления. Горение. Окисление. Химические явления. Горение. Когда возможно горение. Как прекратить процесс горения. Значение горения. Топливо. Окисление. Медленное окисление. Применение окисления в топливе в ракетных двигателях. Дыхание. Демонстрация опытов:
1. Горение свечи.
2. Затухание свечи при прекращении доступа кислорода
3. Горение масла в металлической баночке и неэффективность заливания горящего масла водой. Дают характеристику процессу горения, объясняют его значение. Приводят примеры жидкого, твердого и газообразного топлива. Объясняют способы тушения горящих веществ. §§14 ,15
18 Строение и свойства вещества (обобщающий урок )Проверочный тест №2 Воздух (9 ч.)
19 Воздух - смесь различных газов Состав воздуха. Кислород, азот, углекислый газ. Водяной пар Изучают состав воздуха, примеси. § 16
20 Свойства воздуха Физические свойства воздуха. Водолазный колокол. Кессоны. Сжимаемость и упругость. Использование свойств воздуха в технике. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Характеризуют свойства воздуха. Приводят примеры использования свойств воздуха человеком. § 17
21 Вес воздуха и атмосферное давление. Вес воздуха. Изменение плотности с высотой. Давление воздуха на предметы. Атмосферное давление. Барометр Объясняют зависимость веса воздуха от высоты; давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон. §18
22 Изменение давления воздуха с высотой Плотность и разреженность воздуха. Знакомятся с устройством барометра. § 19
23 Нагревание воздуха Нагревание воздуха от поверхности Земли..Делают вывод: воздух плохой проводник тепла и холода. Записи в тетради
24 Изменение температуры воздуха с высотой Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники Находят на карте горы со снежными вершинами. Записи в тетради
25 Ветер Ветер. Работа ветра в природе. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Объясняют причины образования ветра, поясняют его значение. Записи в тетради
26 Погода и ее предсказание.
Л/Р №4. Описание погоды за месяц. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Характеризуют признаки погоды своей местности. Л/Р № 4 §20
27 Воздух (обобщающий урок)
Проверочный тест №3 Дают определения понятиям и терминам. 4. Вода (4 ч )28 Три состояния воды Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Характеризуют агрегатные состояния вещества на примере воды. §21
29 Тепловое расширение воды. Сжатие. Расширение. Объясняют свойство воды сжиматься при охлаждении и расширяться при нагревании. §22
30 Температура кипения воды и плавления льда. Термометр. Температура. Объясняют процесс кипения. записи
31 Вода –растворитель. Работы воды в природе.
НРК № 1 Состояние воздушного и водного бассейна Южного Урала
(39 мин.)
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Проверочный тест №4. Определяют понятия: раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества. Значение воды и ее охрана. §23
5.Горные породы (5 ч)
32 Внутреннее строение Земли. Горные породы . Л/Р № 5 « Описание горных пород, определение их свойств». Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород Характеризуют внутреннее строение земли. Выполняют Л/Р. Л/Р № 5 §24
33 Разрушение горных пород Объясняют причины разрушения горных пород. §25
34 Полезные ископаемые. Металлы. Л/Р № 6 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Выполняют Л/Р №6 Л/Р № 6 35 НРК № 2 Полезные ископаемые Челябинской области(39 мин.)
Характеризуют полезные ископаемые ЧО. §26
36 Охрана и использование полезных ископаемых (Обобщающий урок)
Экскурсия в краеведческий музей Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Отчет об экскурсии.
6.Почва - особое тело природы (4 ч)
37 Образование почв и их разнообразие.
НРК № 3 Типы почв (39 мин.)
Южного Урала Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Характеризуют типы почв. §27
38 Состав и свойства почвы Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Характеризуют свойства почв. Составляют сравнительную таблицу. §28,29
39 Влияние растений на почву Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Объясняют влияние почв на растения и растений на почву. §30
40 Разрушение почв Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Проверочный тест №5. Объясняют процесс разрушения почв и приводят способы сохранения почв от разрушения. §31
7. Организмы (6 ч)
41 Организм и его свойства Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Перечисляют свойства живых организмов. §32
42 Где живут организмы? Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Дают определения экологическим терминам. §33
43 Приспособленность организмов к среде обитания
НРК № 4 Наблюдение за сезонной приспособляемостью организмов(39 мин.)
Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к жизни в разных средах обитания. 44 Клетка. Увеличительные приборы Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Знакомятся с устройством микроскопа. Изучают строение клетки. §34
45 Строение организмов Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов. Дают определения терминам. Характеризуют строение организмов. §35
46 Организмы. (обобщающий урок)
Проверочный тест №6. 8. Растения – посредники между небом и землей (6 ч)
47 Признаки растений Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Знают общие и отличительные признаки растений. §36
48 Разнообразие растительного мира Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Различают цветковые и нецветковые растения. Понимают, что цветок орган растения. §37
49 Строение цветковых растений
Л/Р № 7 « Распознавание органов цветковых растений». Выполняют Л/Р. Л/Р № 7 50 Места обитания растений. Характеризуют влияние факторов среды на растения. §39
51 Красная книга растений
Л/Р № 9 «Определение названий растений»
НРК № 5 Растения Красной книги Челябинской области(39 мин.)
Охрана растений, растения Красной книги. Выполняют Л/Р. Л/Р № 8, 9 §40
Стр.160 Л/р 8
52 Многообразие культурных растений. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Проверочный тест №7 Изучаютчают культурные растения (овощные, зерновые, плодовые, технические культуры) §41
9. Грибы ( 2 ч)
53 Разнообразие грибов Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Изучают строение одноклеточных и многоклеточных грибов. Объясняют их значение. §42
54 Шляпочные грибы.
Л/Р № 10 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
НРК № 6 Съедобные и ядовитые грибы(40мин.)
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Составляют памятку правил сбора грибов. Л/Р № 10 §43
10. Животные – братья наши меньшие (3ч)
55 Признаки животных Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Характеризуют признаки животных, способы питания животных. §44
56 Условия жизни диких животных Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.Приводят примеры приспособленности животных к разным средам обитания. §45
57 Значение диких животных и их охрана
Л/Р № 11 « Узнавание животных своей местности».
НРК № 7 Редкие и охраняемые насекомые и птицы Южного Урала(40мин.)
Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных. Выполняют Л/Р. Составляют памятку Правил поведения при встрече с ядовитыми животными. Л/Р № 11 §46,
11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни (4 ч)
58 Растения и животные в вашем доме
П/Р №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными» Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Выполняют П/Р. П/Р №3 §47, 48
59 Человек и окружающая среда
Л/Р№ 12 « Определение показаний развития своего организма» Общий обзор строения человека.
Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Выполняют Л/Р. Л/Р№ 12 §49
60 Как сберечь свое здоровье и жизнь
Лабораторная работа № 13,14,15« Овладение способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»
Образ жизни человека и его здоровье. Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Выполняют Л/Р. Составляют памятку правил поведения человека в опасных природных ситуациях §50 Доклады о вреде вредных привычек.
61 Вредные привычки и их предупреждение Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Рассказывают о негативном влиянии вредных привычек. §51
12. Природа едина (2 ч)
62 Связи живого и неживого.
НРК № 8 Охраняемые территории (40мин.)
Челябинской области Связи неживого и живого. Пищевая связь. Цепи питания. Пищевая сеть. Приводят примеры пищевых цепей и сетей. Дают определения понятиям. 63 Мы в ответе за природу.
Практическая работа № 4 «Построение пищевых цепей»
Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Выполняют П/Р. П/Р №4 Обобщающие уроки (3 ч)
64 Обобщающий урок по курсу природоведения 5 класса. 65 Итоговый тест. 66 Итоговый урок. Специфика отражения национально-регионального компонента и межпредметных связей.
                Рабочая программа включает реализацию национально – регионального компонента (НРК).  Темы НРК включены в календарно-тематический план, с выделением 10 % (160 мин.) учебного времени от общего количества часов инвариантной части ОБУП. В силу особенностей предложенных тем НРК распределено неравномерно.
№ п/пТема НРК Количество минут
1 Вода НРК № 1 Состояние воздушного и водного бассейна Южного  Урала 39 мин.
2 Горные породы НРК № 2 Полезные ископаемые Челябинской области 39 мин.
3 Почва - особое тело природы НРК № 3 Типы почв Южного Урала 39 мин.
4 Организмы НРК № 4 Наблюдение за сезонной приспособляемостью организмов 39 мин.
5 Растения – посредники между небом и землей НРК № 5 Растения Красной книги Челябинской области 39 мин.
6 Грибы – растения ли это? НРК № 6 Сьедобные и ядовитые грибы 40 мин.
7 Животные – братья наши меньшие НРК № 7 Редкие и охраняемые насекомые и птицы Южного Урала 40 мин.
8 Природа едина НРК № 8 Охраняемые территории Челябинской области 40 мин.
Учебно-методическое обеспечение предмета.
Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;
В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Учебник:
1.Учебник «Природа неживая и живая». В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.- М: Дрофа, 2012
2. Рабочая тетрадь «Природа живая и неживая» В.М. Пакулова, Н.В. Иванова 5 класс -М: Дрофа, 2011для проведения самостоятельных и лабораторных работ, проверочных тестов
3.Рабочая тетрадь для учителя биологии (единый методический комплекс. 5 класс). В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.- М: Дрофа, 2012
Методическая литература для учителя:
1. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова . «Природа неживая и живая » - М: Дрофа, 2010г
2. Поурочные планы « Природа живая и неживая» В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, составитель Г В Череднякова.- М: Учитель, 2008
3.Контурные карты по природоведению. 5 класс. Атлас по природоведению. 5 класс.В.М. Пакулова, Н.В. Иванова , под редакцией В.И. Сиротин.- М: Дрофа, 2012.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.