Бессоюзное сложное предложение (9 класс)

Бессоюзное сложное предложение.
Интонация в бессоюзном сложном предложении.
Цели: создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения новой темы, создание условий для самостоятельного поиска знания; способствовать развитию ключевых ( метапредметных) компетенций.
Задачи:
Образовательные:
Показать особенности бессоюзных сложных предложений.
Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.
Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП.
Развивающие:
Развитие умения логически, аргументировано излагать свои мысли.
Совершенствовать пунктуационные навыки.
Развитие рефлексивных умений обучающихся через анализ собственных достижений на уроке.
Воспитательные:
Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП.
Развитие у учащихся бережного отношения к матери.
Планируемые результаты:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Метапредметные: самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.
Предметные: уметь различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе БСП; уметь определять интонационные особенности этих предложений; уметь производить замену бессоюзной конструкции сложносочиненным или сложноподчиненным предложением.
Место урока в планировании: вводный урок раздела «Бессоюзные сложные предложения.
Используемый УМК: учебно-методический комплекс по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: урок - исследование с использованием активных форм работы.
Формы организации работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная деятельность, групповая и парная.
Методы организации работы: беседа, составление блочной схемы сложных предложений, анализ грамматического материала через его исследование, лингвистический эксперимент, взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, ПК, рабочие тетради на печатной основе по данной теме с заданиями, оценочный лист, раздаточный материал (интеллект- карта, таблица), афоризмы ( для этапа мотивации и рефлексии).
Организация учебного пространства: деление класса на зоны, оформление классной доски и кабинета.
Используемые технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося; учебно-исследовательской деятельности.
Методы мотивирования учебной активности: привлечение полученных ранее знаний для формулирования новых понятий, формирование личной мотивации, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации учащегося.
Критерии достижения целей и задач урока: понимание учащимися вопросов и заданий, достаточно успешное выполнение заданий, положительный эмоциональный фон урока, слаженность учебной деятельности, заинтересованность в работе, удовлетворение учащихся от проделанной работы и полученных результато

Ход урока
Проверка домашнего задания
1. Диктант с буквенными обозначениями(1 ученик у доски, остальные на листах контроля)
Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.(СПП с придаточным изъяснительным, сравнительный оборот)
Есть одна старая, мудрая притча о том, насколько безграничной и самоотверженной бывает сила материнской любви.(СПП с придаточным изъяснительным, однородные определения)
Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное, когда ее сын рассказал ей о своих чувствах. (СПП с придаточным обстоятельственным времени)
Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична.(СПП с придаточным определительным, тире между подлежащим и сказуемым)
Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.(БСП, однородные сказуемые)
Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.(ССП, однородные подлежащие)
Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (БСП, однородные сказуемые)
Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом, и расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри. (Простое, однородные сказуемые)
(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на доске, находит основы предложений, чертит схемы, класс сверяет)

2. Начало урока. «Разминка».
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с пока неизвестной темой урока.
Приставка в слове беспокойный (бес-)
Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
Суффикс как в слове сонный (-Н-)
Окончание прилагательного в ср.род ед.числа
Учитель: в результате у нас получилось слово?
Ответы учащихся.
Учитель: сформулируйте тему урока.
- Ответы учащихся.
Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»

3. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.
Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков.
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
 

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
 

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
 
 

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
 


4. Мотивирование к учебной деятельности.
- Обратите внимание на слова, которые я использую в качестве своего статуса про успех в социальных сетях. А как вы их понимаете?

«Есть желание - будут возможности.
Будут действия - появится результат».
(Высказывания ребят).
- Как вы думаете, почему именно это высказывание взято к сегодняшнему уроку?
- Великая ценность образования – это не знания, а действия, - утверждал
Герберт Спенсер, английский философ и педагог. Так давайте начнем действовать..
5. Работа с новой темой.
(работа в группах по 4 человека на листе А 4).
(предлагается слайд № 2)
Предлагается каждой группе рассмотреть одно предложение.
Задание: Доказать. Что это сложное бессоюзное предложение. Выяснить, как выражаются смысловые отношения между частями БСП. При помощи каких знаков присоединяются. Подумать, почему ставится именно этот знак (попробуйте превратить предложение в ССП или СПП) – 3 мин.
(выходят по одному человеку от группы и представляют схему– 5 мин.)
1 группа: Лес зацвёл, небеса заголубели.
(отношения равноправные, значение перечисления)
Схема: __________________________________________________________
Таким образом, (вывод делают учащиеся) при отношениях равноправия и значении перечисления внутри БСП на границе простых предложений ставятся запятая или точка с запятой.
2 группа: Никогда Россия не была такой крепкой, как в дни войны: испытания её закалили.
( отношения зависимы, значение причины).
Схема: ____________________________________________________________
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится двоеточие.

3 группа: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился.
Схема: _________________________________________________________________
(отношения зависимы, значение дополнения).
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится двоеточие.

4 группа. Двум смертям не бывать – одной не миновать.
(отношения равноправные, значение противопоставления ).
Схема: _______________________________________________________________
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится тире.

5 группа. Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
(отношения зависимые, причинно-следственные значения с интонацией обусловленности).
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится тире.
Схема:___________________________________________________________________

6 группа. Победим - каменный дом построишь.
(отношения зависимые, значение условия)
Схема: ______________________________________________________________________
Таким образом, (вывод ребят) при таких отношениях внутри БСП на границе ставится тире.


6. Понятие сложного бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение  это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).
Учитель: подведём итоги нашим наблюдениям: (1 мин.)
- БСП схожи по смысловому значению с ССП и СПП;
- структура БСП может включать как отношения равноправные, так и зависимые;
- интонация и постановка знака препинания определяется значением в БСП.


Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.
Виды интонации и смысловые отношения в БСП.
Части бессоюзного предложения могут иметь значения: одновременности, последовательности, сравнения, условия, причины, следствия, времени; они могут дополнять или пояснять первую часть предложения; части могут быть противопоставлены друг другу.

Примеры предложений с различной интонационной связью:
7. Тренировочные упражнения.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь.
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. 2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. 3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. 5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть. 6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. 7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе. 8) Алешка поднялся  заря еще не занималась. 9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.
2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже. 2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. 3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег. 4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху. 5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала. 6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою. 7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален. 8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм. 9) Едешь на день - хлеба бери на неделю. 10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.
Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
1. С детских лет постигаем мы истину 2. Держится мир на доброте 3. Хочешь изменить мир к лучшему
7. Итог урока
После данных предложений предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу узнать».
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
. , ; :-


В заключении хотелось бы сказать словами известного английского публициста Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретённым знанием».

Домашнее задание
15