Игры на уроках физкультуры в начальных классах

Физическая культура 1 класс (игры)

1. Совушка

Посредине площадки обозначают «гнездо», в котором один из игроков становится «совушкой», остальные дети разбегаются по площадке.
По сигналу «День наступает – всё оживает» дети бегают по площадке, имитируя полёт птиц.
По сигналу «Ночь наступает – всё замирает» дети останавливаются. «Совушка» «вылетает из гнезда» на «охоту» и наблюдает за игроками. Если кто-то из них пошевельнулся, «совушка» забирает этого игрока к себе в «гнездо».

2. Колобки и ёжики

Учитель вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок» и предлагает поиграть в игру, которая отображала бы события сказки.
При помощи считалки определяют, кто будет «зайчиком», «волчиком», «лисичкой» и «медвежонком», а остальные дети – «колобки».
На одной стороне площадки учитель рисует круг – «домик колобков», на другой – помещает обручи («домики зверей»). «Зверята» занимают свои «домики», а «колобки» ходят по площадке.
Учитель
В лесу колобки играют,
Ходят, бегают, прыгают,
Комариков отгоняют.
(«Колобки» выполняют движения по тексту)
«Колобки» убегают, а «зайчики» ловят их. По аналогии учитель говорит о «волке», «лисичке» и «медведе». Потом дети меняются ролями.

3. Сбор листьев

В игре на свежем воздухе используют опавшие листья, в зале – листочки, нарезанные из бумаги, которые разбросаны по полу.
Учитель изображает вместе с детьми движения животных и птиц, а затем дети двигаются самостоятельно. По команде «Собрать листья!» дети собирают листья на протяжении 15-20 с. Побеждает тот, кто собрал наибольшее количество листьев. По команде «Разойтись!» дети разбегаются и по сигналу учителя быстро подбрасывают листья вверх.

4. Жизнь леса
Каждый участник выбирает себе дерево, которое ему нравится (берёза, дуб, верба и т.д.). По сигналу учителя все превращаются в «лес» и реагируют на изменения погоды и время суток (тихий нежный ветерок, сильный холодный ветер, ураган, мелкий грибной дождик, ливень, жара, ласковое солнце, ночь, град, мороз и т.д.).
Побеждает тот, кому удаётся более точно отобразить движения деревьев.
5. Театр зверей

Дети имитируют движения животных и птиц. Побеждает тот, кому удаётся более точно изобразить движения и привычки животных (птиц).
В игре дети совершенствуют свои движения; развивают их выразительность, точность, разнообразие; учатся управлять своим телом.

6. Летает – не летает

Ведущий проговаривает разные слова. Если он называет предмет или сущест-во, которое летает, то игроки «летают» (поднимают и опускают руки в стороны), проговаривают звуки, характерные для них.
Если ведущий называет предмет, который не летает, то игроки не поднимают руки и молчат.

7. На свои места

Дети делятся на две команды. Они строятся на средине площадки в шеренги лицом друг к другу (начертить мелом место построения).
По первому сигналу 1 команда поворачивается кругом и марширует на месте, а 2 команда идёт вперёд. По второму сигналу дети 1 команды поворачиваются и ловят детей 2 команды, которые убегают на свои места (за чертой).
Побеждает команда, у которой меньше пойманных детей.

8. Всадники-спортсмены

Все игроки – «лошадки». На расстоянии 1 м от стены мелом или обручами обозначены домики «лошадок» - «стойла», которых должно быть на 2-3 меньше, чем количество детей.
По команде «Шаг лошади!» «лошадки» идут, высоко поднимая колени; «Поворот!» - «лошадки», повернувшись кругом, идут в другую сторону; «Рысью!» - «лошадки» бегут; «У стойла!» - бегут, занимая свободное место.
Кто остался без своего домика, тот оставляет игру.

9. Секретное задание

Ученики строятся в три колонны. На площадке размещают три разноцветных кегли. Двум командам (чтобы не слышали другие игроки) сообщают возле какой метки они должны построиться.
По первому сигналу игроки разбегаются по площадке, по второму – строятся по одному около своих кеглей. Игроки третьей команды, которым не сообщили цвет кегля, должны сами построиться около свободной метки.
Можно фиксировать время построения третьей команды. Потом кегли переставить, теперь уже другой команде не сообщать цвет кегля.
10. Хвостики
Игроки соединяются в две команды. Участник засовывает за пояс цветную ленту своей команды так, чтобы свисал свободный конец.
По сигналу участники стараются сорвать «хвостик» в соперника», сохранивши свой. Побеждает команда, которая собрала больше «хвостиков».

11. Быстро стать в шеренгу

Все игроки строятся в одну шеренгу (между игроками интервал). Шеренга мальчиков размещается по правому флангу, шеренга девочек – слева. Между шеренгами мальчиков и девочек – интервал 1-3 м.
По команде «Бегом!» ученики разбегаются в разные стороны.
По команде «Быстро на места!» ученики должны возвратиться на свои места.
Побеждает команда, которая построилась быстрее.

12
·. Тихо-громко

Дети строятся во внешний и внутренний круги. Если музыка звучит негромко, игроки идут тихо на носочках, на громкую музыку – строевым шагом.
При необходимости учитель показывает сначала выполнение игры. Если музыка останавливается после негромкого звучания, то играющие внутреннего круга дотрагиваются до игроков внешнего круга и наоборот. Если до игрока дотронулись, то он должен поднять руку. Запрещено дотрагиваться до игроков раньше, чем останавливается музыка.

13. «Ой, в поле рожь»

Дети становятся в круг. Посредине круга на коленях сидит «зайчик», перебирает руками, словно передними лапками.
Дети 1. Ой, у полі жито: сидить зайчик,
Він ніжками чеберяє;
Коли б такі ніжки мала,
То я б ними чеберяла
Як той зайчик, ох! (Двічі)

2. Ой, у полі просо: сидить зайчик, 3. Ой, у полі гречка: сидить зайчик,
Він ніжками чеберяє; Він ніжками чеберяє;
Коли б такі ніжки мала, Коли б такі ніжки мала,
То я б ними чеберяла То я б ними чеберяла
Як той зайчик, ох! (Двічі) Як той зайчик, ох! (Двічі)

На слова «Сидить зайчик» и «чеберяє», тот, кто сидит посредине круга, перебирает руками. В это время дети ходять по кругу. На слова «коли б такі ніжки» - выдвигают поочерёдно ноги вперёд и назад, а на «ох!» - подпрыгивают вверх и показывают на «зайчика» рукой.
Во время исполнения второго куплета идут в противоположном направлении.
Во время исполнения третьего куплета на слова «коли б такі..» останавливаются, притопывают ногой, делают движения руками в воздухе перед собой, или над головой.

14. Кто больше
Дети прыгают на двух ногах со скакалкой на протяжении 10 с или больше. Побеждает тот, кто за это время выполнит больше всех прыжков.

15. Вызов номеров
Участники игры строятся в две колонны и рассчитываются по порядку. Расстояние между колоннами - 8 шагов. Учитель стоит в 3-4 шагах перед командами и громко называет один из номеров.
Игроки с обеих команд с этим номером выбегают из колонн и бегут вперёд, оббегают колонны, пробегают между рядами игроков и становятся на свои места.
Команде, участник которой прибежал на своё место раньше, чем соперник, засчитывают одно очко. Побеждает команда, которая наберёт больше очков.

16. К своим флажкам
Игроки объединяются в 3-4 группы, каждая из которых строится в круг. В центре каждого круга игрок с цветным флажком с вытянутой вверх рукой.
По первому сигналу учителя все ученики, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу игроки должны остановиться, присесть и закрыть глаза, а игроки с флажками по указанию учителя переходят в другое место. После слов учителя: «К своим флажкам!» - игроки раскрывают глаза и бегут к флажкам своих цветов, чтобы образовать круг. Группа, которая сделает это первой, побеждает.

17. По грибы
Дети строятся около линии. На расстоянии 9 -10 м напротив каждого ученика раскладывают по 3 «гриба» (изготовленных из дерева или нарисованных на картоне). По сигналу дети должны перенести «грибы» по одному к своей линии.

18. Волк в канаве (волк во рву)
Посредине игровой площадки чертят «ров» (2 параллельные линии шириной 50 – 60 см). Во «рву» два «волка». Остальные игроки – «козочки», которые находятся на другой стороне «рва».
По сигналу учителя «козочки» стараются переправиться через «ров», чтобы попасть на противоположную сторону площадки на «пастбище».
«Волки» могут ловить «козочек», только находясь во «рву». «Козочку», которая прибежала ко «рву», но «испугалась волка» и не прыгнула на протяжении 3 с, считают пойманной. Эти игроки отходят в сторону.
Каждый раз учитель даёт сигнал для начала выхода «козочек» на «пастбище».

19. Домики
Дети объединяются в 5-7 команд и образуют круги на равном расстоянии один от другого. Круг ограничено гимнастическим обручем – «домиком». В центре площадки находится ведущий.
Когда звучит музыка, игроки выбегают из «домиков» и бегут в колоннах по одному периметром площадки вместе с ведущим.
Когда музыка останавливается, все игроки должны быстро занять свой «домик», ведущий может занять место в «домике» любой команды.
Игрок, который не попал в «домик», становится ведущим.
15