Выступление на родительском собрании на тему Речевая готовность детей к школе

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о способах их предупреждения, диагностики и устранения специальными приёмами и методами. В переводе с греческого логопедия означает «воспитание правильной речи».

Речь занимает важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью речи в развитии человека. Это – средство общения, выражения мыслей, т.е. своего рода визитная карточка человека.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение речевых нарушений.

Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.

Причины речевых нарушений могут быть самыми различными: неблагоприятное протекание беременности; тяжёлые роды; нарушения в развитии фонематического восприятия; особенности эмоционально-волевой сферы; социальные причины и многие другие.

Речевая патология в устной форме нередко приводит к появлению вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи: дисграфии и нарушениях чтения: дислексии.

Каждый год в сентябре мы выявляем учащихся с недоразвитием речи, проводим углублённую диагностику, определяем пути коррекции, беседуем с родителями. Хочу подчеркнуть, что от того КАК будет проходить совместная работа учителя-логопеда, родителей, учителя в классе, а иногда и педагога-психолога зависит положительный результат. Коррекционно-развивающая работа проводится не только в 1-м классе. При необходимости учащиеся занимаются во 2-м и в3-м кл.

Чтобы ребёнок был успешен по всем направлениям школьной программы, он должен владеть развитой системой родного языка, а именно: сформированную фонетико-фонематическую систему, богатый словарный запас, правильный грамматический строй речи, развитую связную речь т.е. должна быть заложена ОСНОВА успешного усвоения грамоты.

Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звуко- произношением должны быть решены. Если ребёнок невнятно произносит звуки речи, необходима консультация логопеда и как можно скорее нужно устранить эти дефекты.

К 7-ми годам ребёнок овладевает системой словообразования. При этом меняется значение слова (сад – садовник - садик-садовод –посадки – рассада - саженцы). Увеличивается словарный запас. «Назови детёнышей животных», «Скажи наоборот», «Подбери подходящее по смыслу слово: - У тебя нос, а у куклы » , «Стакан из стекла – (какой?)-» ит.д.

Грамматический строй речи формируется к 4-5 годам. Одно из главных условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

Правильно сформированное фонематическое восприятие, навык звукового и слогового анализа слова способствует развитию грамотного письма.

Некоторые родители считают, что читающему ребёнку будет скучно, неинтересно на уроках. Другие - занимаются дополнительно, стремясь вооружить знаниями ребёнка. Как поступить лучше? Если хотите избавить ребёнка от сложностей в начале обучения, то можно научить его читать до школы, т.к. процесс обучения грамоте сложный. Психологи пришли к мнению, что легче добиваются успехов дети, которые обучились чтению в 6 лет. Но обучение должно проходить с увлечением, поддерживая интерес к чтению.

В заключении хочу пожелать вам слаженной совместной работы вместе с вашим ребёнком, преодоления трудностей и неудач на пути освоения знаний и умений.


15