Профилактика и коррекция девиантного поведения в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения

Портнова С.М.,
социальный педагог высшей кв. категории
МАОУ ЦПМСС, г. Ревда

Профилактика и коррекция девиантного поведения в условиях
Центра психолого-медико-социального сопровождения
Современный этап развития российского образования связан с процессом внедрения новых образовательных стандартов общего и профессионального образования, с образовательной инициативой «Наша новая школа». В связи с этим к деятельности педагога предъявляются новые требования - она должна быть направлена на обобщенный результат, своеобразный «портрет выпускника школы», в котором в числе личностных характеристик обязательно представлены социальная активность, осознание ответственности перед семьей и обществом, способность к организации собственной деятельности, уважение к законам, мотивированность на самосовершенствование в течение всей своей жизни.
Таким образом, одной из основных задач образования становится создание и поддержание условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, его дальнейшую успешную социализацию.
Однако следует помнить, что всегда есть два варианта развития – благополучный, когда происходит становление самостоятельного, ответственного человека, социально-активного, чувствующего свою успешность, и другой, который связан с неудачами, низкой самооценкой, неспособностью разрешить сложные жизненные ситуации. Поэтому при решении задач, поставленных перед современной школой, специальным предметом рассмотрения становится усиление и совершенствование работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков.
Девиантным (отклоняющимся) поведением принято называть социальное поведение, несоответствующее установившимся в данном обществе нормам (Р.В. Овчарова).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Работа по профилактике девиантного поведения подростков предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
В связи с выше обозначенным, на базе МАОУ ЦПМСС была разработана профилактическая программа «Поверь в себя» для работы с подростками 13-14 лет и их «ближайшим окружением».
При составлении программы «Поверь в себя», мы исходили из представлений о том, что можно строить специальную, целевым образом ориентированную профилактику и одновременно так организовать образование (без специально сформулированных профилактических целей), что сама эта организация обеспечит детям необходимые социальные компетенции и такой образ жизни, который не совместим с девиантными формами поведения.
Цель данной программы – средствами различных областей знаний способствовать формированию социально зрелой, социально активной личности, способной выявлять и разрешать противоречия саморазвития и противостоять дезадаптивной окружающей среде.
Данная профилактическая программа реализуется в рамках факультативного курса на базе общеобразовательных учреждений города. Как показывает практика, более эффективно проводить занятия на базе одного, двух классов одной параллели. Если имеется необходимость в профилактической работе с подростками более младшего возраста (11-12 лет), то программа может претерпевать соответствующие изменения в зависимости от психолого-возрастных особенностей детей данного возраста.
Содержание данной профилактической программы представляет собой систему блоков-модулей, которые организованы по вертикали и одновременно горизонтали.
Блоки-модули, расположенные по вертикали направлены на устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения подростков и включают в себя работу
с администрацией ОУ;
с педагогами;
с родителями;
с обучающимися.
Модуль профилактической работы с администрацией ОУ предполагает создание мотивации руководителей на принятие новых форм социально-психологической практики в школах, где они работают; осознание важности психологической коррекции взаимоотношений в системе «Учитель – Обучающийся – Родитель».
Модуль коррекционно-профилактической работы с педагогами ОУ связан с предоставлением информации об основных формах девиантного поведения подростков, особенностях детской и подростковой агрессии, формах и методах работы с данной категорией обучающихся. Работа с педагогами заканчивается осознанием неконструктивных форм педагогического общения; выявлением проблемных ситуаций и поиском путей их конструктивного разрешения.
Модуль коррекционно-профилактической работы с родителями обучающихся связан с расширением возможностей родителей понимать своего ребенка, и улучшением рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком. Родители вырабатывают новые навыки взаимодействия с ребенком, происходит активизация коммуникаций в семье.
Занятия с администрацией, педагогами и родителями проводятся 1 раз в две недели в форме семинаров-практикумов, круглых столов и тренинга общения. Время проведения занятия варьируется от 40 до 90 минут в зависимости от темы.
Модуль коррекционно-профилактической работы с обучающимися направлен на снятие уже имеющихся деструктивных элементов в поведении подростков и на развитие индивидуальных механизмов сопротивления негативным социальным влияниям.
Содержательный аспект коррекционно-профилактической работы с обучающимися отражают модули, расположенные по горизонтали:
Первый модуль – «Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения» - предполагает реализацию процессов самопознания и осознания своего места в социуме.
Это двоякий процесс:
во-первых, формирование у каждого участника положительного чувства самоценности, самоуважения;
во-вторых, выработка у детей таких качеств, как умение общаться, самостоятельность, разнообразие интересов, креативность, устойчивость к стрессам, конфликтам и способность управляться с ними.
Все это относится к качествам, которые препятствуют проявлению девиаций в поведении человека.
Второй модуль – «Профилактика и коррекция агрессивных проявлений» - связан с осмыслением подростками собственных стратегий поведения и расширением возможностей выбора альтернативных моделей неконфликтного поведения, в том числе и в кризисных ситуациях.
Третий модуль – «Прямая профилактика зависимых состояний» занимает существенно меньшее место по сравнению со всеми остальными. Он предполагает сообщение отдельной информации о том, с чем подросток уже мог столкнуться в своей жизни (важно удовлетворить возникшее любопытство, а не разжечь его). Это возможно через исследовательские и творческие работы совместно с взрослыми – представителями специального профессионального сообщества (медики, психологи, представители ОВД и т.п.). Прямая профилактика, согласно идеям данной программы, в большей степени связана с формированием нравственной зрелости школьников, стимулированием «здоровых» ценностных ориентиров, в которых зависимость от разного рода токсических веществ обсуждается как отрицательный идентификационный признак.
Четвертый модуль – «Моделирование жизненного пути» проходит через всю программу. Работа над собственными проектами представляется нам чрезвычайно важной, поскольку это одна из культурно принятых форм работы с будущим. В результате этой работы, появляется осознание своего жизненного пути и способов его планирования; снятие «внутренних зажимов».
Каждый модуль, расположенный по горизонтали, вполне самодостаточен и может использоваться самостоятельно, вместе с тем они связаны единой логикой программы и обозначенной выше позицией относительно профилактики девиантного поведения. Подобное устройство позволяет делать программу мобильнее, использовать наиболее востребованные модули, комбинировать их в связи с проблемами конкретной школы.
Занятия с подростками проводятся 1 раз в неделю в форме социально-психологического тренинга. Тренинговая форма организации образовательного процесса является сегодня не только актуальной, но и педагогически целесообразна, так как речь идет о создании таких гуманных психолого-педагогических условий, которые обеспечивают личностное, интеллектуальное, творческое развитие ребенка; его саморазвитие, самосовершенствование и успешную самореализацию в соответствии со стандартами второго поколения.
В процессе реализации программы используются так же и другие методы и формы коррекционно-профилактической работы: лекции, беседы, круглые столы, групповая дискуссия, тренинг поведения, личностный тренинг, тренинг общения, тренинг преодоления конфликтов, мозговые штурмы, ролевые игры (проектирование ситуаций), элементы психодраммы, творческое самовыражение (сочинения, письма, рисование и др.).

Реализация программы предполагает соответствующую диагностику. До и после программы проводится обследование ее участников:
педагогов – по методу диагностики межличностных отношений (ДМО) Т.Лири
родителей – по опроснику «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) Р. Бейлза
обучающихся – по карте наблюдений Д. Стотта (прил.II), по тесту А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Раз в пол года или по необходимости проводится экспресс-анализ работы подростков на занятиях: «Что нового узнал, что узнал о себе? Как это повлияло на меня и т. д. Чему научился, что дал другим?»
Блок работы с обучающимися предполагает контрольные задания, которые предлагаются подросткам в виде индивидуальных творческих заданий, как письменных, так и устных; тестов, анкет и др. диагностических процедур. Подростки ведут дневники, в которых отражают виды и содержание своей деятельности. Отметочная система на занятиях отсутствует. В дневник заносятся все творческие работы ребенка; его впечатления о занятиях, о своем состоянии; замечания, касающиеся его личностного роста; ценностные установки, которые он освоил или хотел бы освоить.
Практические работы на занятиях включают диагностику и самодиагностику подростков, написание мини-сочинений; изготовление калажа; изображение своих чувств в виде художественных образов и т. д.
Критериями эффективности данной программы могут служить следующие показатели:
для администрации
позитивный настрой на проведение психопрофилактической и коррекционной работы в ОУ,
формирование запроса на проведение коррекционно-профилактических занятий с педагогическим составом и обучающимися ОУ;
для педагогов
перестройка внутренней системы отношений учителя и ученика с традиционных стереотипных на личностно-развивающие,
наличие навыков конструктивного педагогического общения,
улучшение коммуникации,
оптимизация психологического климата в ОУ;
для родителей
приобретение навыков анализа причин поведения ребенка,
наличие навыков конструктивного взаимодействия с ребенком,
повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с людьми,
оптимизация взаимоотношений в семье;
для подростков
уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и др. психоактивными веществами;
усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения, сформированность четких моральных представлений;
наличие навыков противодействия дезадаптированной среде; решения жизненных проблем; эффективного общения и поведения в конфликте; поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях; принятия ответственности за собственное поведение;
развитие навыков самоконтроля, ослабление или устранение проявления агрессивных действий в поведении;
владение навыками самопознания (исследовательская деятельность), планирования и прогнозирования (проектная деятельность).


Список литературы.
Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. – СПб.: Речь, 2007.
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Мн.: Аверсэв, 2004.
Колесникова Г.И. Девиантное поведение. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Маюров А.Н., Маюров Я.А. Наркотики, выход из наркотического круга. Кн. 4. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2007.
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Агрессия у подростков и детей / под редакцией Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004г.
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / под редакцией И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002.
Интересы и потребности современных детей и подростков / под редакцией Н.Ю. Синягиной – СПб.: КАРО, 2007.


Заголовок 115