Программа «Психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Программа
«Психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи:
1. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума).
2. Комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с умственной отсталостью.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной).
4. Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с умственной отсталостью, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности.
5. Оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с умственной отсталостью по программе, рекомендованной ПМПК.
Основные направления коррекционной работы:
1.Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий.
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом, речевом развитии и освоению ими содержания образования.
3.Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).
5.Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Формы взаимодействия участников сопровождения:
· Совместное обследование учащихся.· Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, семинары.
· Заседания ПМПк.
· Выступления на родительских собраниях.
· Выступления на методических объединениях для учителей.
· Проведение индивидуальных консультаций, бесед.
· Взаимопосещение и анализ занятий.
· Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
· Обзоры специальной литературы.
Содержание программы:
1. Психологическое сопровождение
2. Социальное сопровождение
3. Логопедическое сопровождение
4. Лечебно-оздоровительное сопровождение
Цель психологического сопровождения - создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье).
Цель социального сопровождения - создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.
Цель логопедического сопровождения - организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения - создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с умственной отсталостью.
Взаимодействие специалистов образовательной организации в процессе реализации адаптированной основной образовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы. Мы создали карту наблюдений за учащимися с умственной отсталостью, в которой каждый специалист обозначит проблему и форму работы с ребенком.
Дудченко О.П.