Консультация для воспитателей Дидактические игры для закрепления правильного произношения звуков

Консультация для воспитателей.
Дидактические игры для закрепления правильного произношения звуков.
Покатаем на машине.
Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука с (сь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки, в
названии которых есть звук с (сь): слон,
собака, лиса, поросёнок, гусь, а также
другие игрушки: мишки, крокодил, кукла,
машина и т.д.

Ход: Педагог показывает игрушку и просит
нескольких девочек назвать её, потом он сам
называет её и предлагает детям внимательно
послушать и сказать, есть ли в данном слове
звук с («песня водички»).
Ребёнку правильно ответившему на данный
вопрос, воспитатель предлагает прокатить
игрушку на машине вокруг стола.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно
произносили звук с (сь) в словах, определяли
слова на слух наличие данного звука в слове;
произносить слова педагог должен протяжно,
выделяя голосом звук с (ссслон).

Будьте внимательны.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их
выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель произносит слова и
предлагает детям хлопать в ладоши тогда,
когда они услышат слова, в которых есть
звук з («песня комарика»). Рекомендуемые
слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт,
коза, машина, книга, звонок и др. Ответы
могут быть групповыми и индивидуальными.
Воспитатель должен произносить слова
медленно (если дети не подготовлены, то
звук з в словах нужно выделять голосом: зззонт),
после каждого слова делать набольшую паузу,
чтобы дети имели возможность подумать.
Он должен следить, чтобы все дети принимали
в игре активное участие. Для индивидуальных
ответов рекомендуется вызывать тех детей,
у которых не достаточно сформирован
фонематический слух, а также тех, кто
неправильно произносит этот звук.


Назови и отгадай.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки,
изображающие предметы, в названиях которых
имеется звук з (зь), а такжк парные к ним без з,
например: зайка – кошка, замок – ключ, коза –
корова, ваза – графин.

Ход: Воспитатель выставляет на фланелеграфе
парные картинки и просит детей сказать, что
на них изображено. Затем он предлагает им
назвать только те нарисованные на картинках
предметы и тех животных , в названии которых
есть звук з («песня комарика»). Если дети
пускают ошибки, воспитатель сам произносит
парные слова, выделяя голосом з (например,
зззайка – кошка), и спрашивает детей, в каком
слове они слышат звук з.
Воспитатель добивается, чтобы все дети
правильно произносили звук з (зь), умели
выделять эти слова со звуком.



Что в мешочке.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ц в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Мешочек; игрушки
и предметы, в названии которых есть звук ц:
цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица,
а также другие игрушки: машина, кубик, мячик,
шарик и пр.

Ход: Воспитатель говорит, что у него есть
мешочек (показывает), в котором лежит много
интересных вещей. «К кому я подойду, -
продолжает он, - тот пусть вынет из этого
мешочка одну игрушку, назовёт её и покажет
всем детям». Вызванный ребёнок выполняет
задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку
и просит нескольких детей ещё раз сказать, как
она называется, затем он сам называет игрушку и
предлагает послушать, есть ли в этом названии
звук ц («песенка синички»).
Когда все предметы будут вынуты все предметы
из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь
те, в названии которых имеется звук ц (цыплёнок,
курица, овца, заяц, блюдце, пуговица), и предлагает
детям перечислить их.
Произносить слова воспитатель должен отчётливо,
выделяя звук ц, например: овцца. Подбирая игрушки,
нужно следить, чтобы среди них не было предметов,
имеющих в названии звук с, который может спутать
детей. Педагог добивается, чтобы правильно называли
слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук
в словах.



Наши имена.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла.

Ход: Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям
назвать её так, чтобы в её имени был слышен звук ш
(«песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, т
о взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя,
он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька».
Затем воспитатель просит сказать, какие имена они ещё
знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша,
Лёша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются,
воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и
послушать, есть ли в нём «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи
громко, как тебя зовут», - обращается воспитатель к мальчику.
Ребёнок отвечает.« Слышится в твоем имени звук шш –
«песенка гуся» или нет?» Если ребёнок ошибается, педагог
повторяет его имя, выделяя голосом звук ш, и предлагает
всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишшша
«песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести
с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить
имя так, чтобы в нём появился звук ш, например: Танюша,
Катюша, Андрюша.
Для ответов вызываются и те дети, в именах которых
этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое
внимание следует обратить на тех ребят, которые ещё
недостаточно отчетливо произносит данный звук в словах.


Отбери предметы.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука
ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого
потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы в названиях
которых есть звук ч: часы, ключ, чайник, чашка, мяч и
т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.

Ход: Воспитатель ставит на стол все приготовленные
предметы (6 – 8) и предлагает детям назвать лишь те,
в названиях которых есть звук ч. Педагог следит, чтобы
ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы
они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его
голосом: чччасы, ключчч. Неправильные ответы
разбираются всей группой.


Кому что подарим.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, на которых
изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка,
шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка,
пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш)

Ход: Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной
стороны картинку с изображением мальчика, с другой
– девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляют
остальные предметы, и предлагает детям перечислить
их. Указывая на картинки с изображением детей, он
говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку –
Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить
одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку
с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано.
Дети отвечают: «Шуба».- «Кому мы подарим шубу; Мише
или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше.
Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с
изображением девочки. «А это что?» - спрашивает он,
показывая машину. «Это машина», - говорят дети.
«Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить
машину мальчику картинка ставится под изображением
мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на
картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше. Когда
все предметы будут распределены, воспитатель предлагает
некоторым ребятам перечислить, какие предметы они
подарили Мише, а какие – Маше, и следит за тем, чтобы
все дети правильно произносили звук ш в словах.
Аналогичная игра может быть проведена для отработки
произношения любых звуков в словах.


Зачем нужно?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Предметы или картинки: чашка,
чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех
названиях есть звук ч).

Ход: Воспитатель показывает предметы (или картинки)
и просит детей называть их и сказать, зачем нужны.
Например, он показывает чашку и спрашивает: « Что это?»
Дети: «Чашка». «Таня, зачем нам нужна чашка?»
Таня: «Пить чай».- «А кто скажет, что ещё можно
пить из чашки?» - обращается воспитатель ко всей г
руппе. Дети перечисляют: «Пить молоко, кисель, компот»
и т.д. Далее воспитатель показывает
часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает об
их назначении.
Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили
звук ч в словах.

Подберём игрушки.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла; игрушки и предметы: жук,
жираф, ёжик, флажок, кружок, жеребёнок и др. (во всех
названиях есть звук ж).

Ход: Все перечисленные выше игрушки и предметы
воспитатель заранее расставляет на видных местах.
Игра начинается с того, что педагог показывает детям
незнакомую куклу (мальчика или девочку) и предлагает
придумать ей такое имя, чтобы в нём слышался звук ж
(песенка жука). Дети вспоминают имена Женя, Жора.
Воспитатель повторяет их, выделяя голосом ж: Жжженя,
Жжжора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома
много разных игрушек и предметов, в названии которых
тоже есть ж (песенка жука). «Кто скажет, какие игрушки,
и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут
ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг
и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых
есть «песенка жука». Найденные и названные предметы
ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные
воспитателем для игры предметы, он предлагает детям ещё
раз назвать их, выделяя голосом, звук ж: ёжжжик, флажжжок
и др. Если кто-либо называет не тот предмет – без ж, педагог
разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все
дети четко и чисто произносили слова со звуком ж, выделяли
его голосом.

У кого кто?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Картинки с изображением животных и
их детёнышей: медведь и медвежата, ёж и ежата, уж и ужата,
верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих
названиях есть звук ж).

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого
животного и просит детей сказать кто это. Дети отвечают.
Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя
(если показывал взрослого медведя)?» - «Медвежата», -
говорят дети. «А детенышей ежа?» - «Ежата». И т.д.
Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук
ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята.
Аналогично данному можно провести упражнение на
закрепление правильного произношения детьми звука ч:
волк – волчата, зайка – зайчата, кролик – крольчата,
белка – бельчата, галка – галчата и т.д. Нужно, чтобы
дети называли детенышей животных не только во
множественном числе, но и в единственном числе:
медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.

Выбери слово.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель в слегка замедленном темпе
произносит ряд слов, в которых есть звук щ, а также
такие, в которых этого звука нет, и предлагает хлопать
в ладоши тогда, когда они услышат звук щ
(«песенку пилы»).Примерный набор слов: щука, лампа
, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла,
плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются
в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит
слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик.
Групповые ответы чередуются с индивидуальными.
Подбирая слова для упражнения, следует избегать
слов со звуком ш, с, сь, чтобы дети не путались.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы, в названии
которых есть звук щ; щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.

Ход: Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в
названиях которых есть звук щ, он просит детей назвать
их и запомнить. После этого появляется Петрушка,
здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке
нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не
хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. « Вы сейчас
закроете глазки, - говорит он, - а когда я вам скажу, отроете
их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из
предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который
взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят
именно этот предмет, например щетку, воспитатель
спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» - «Петрушке
нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)»,
- отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы,
а дети угадывают, зачем они нужны.
Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны,
правильно определяли взятые предметы, чисто и четко
произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом.



Найди игрушку.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и
назвать предметы и игрушки со звуком л (ль). Дети
называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул,
кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит
их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы
все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали
слова, четко произносили слова с заданным звуком,
выделяли ответы разбираются всей группой.


Каких животных мы знаем?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л
(ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого
потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф, картинки: лошадь,
волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось,
осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль)

Ход: Воспитатель показывает картинку, на которой
нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это
кто?» - «Лошадка», - отвечают дети. «А это кто?» (Показывает
льва). – «Лев». И т.д. Рассмотренные картинки воспитатель
размещает на фланелеграф так, что все домашние животные
оказываются с одной стороны, а дикие – с другой. Когда
дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки,
он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены
картинки с изображением домашних животных, предлагает
нескольким детям перечислить их. Педагог, объясняет, что эти
животные называются домашними потому, что живут рядом
с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные
приносят людям большую пользу.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук л (ль) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения.
15