Рабочая программа учителя по МХК


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МС Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №17»
___________/__________/ _________/__________/_____________/____________/
Протокол №_____от «____»_________2014г. Приказ №_______от«____»_____________2014г. «____»_________2014г
Рабочая программа
по мировой художественной культуре
10-11 класс

Составитель:

Старцева Т.Ю., учитель ИЗО и МХК
п. Рефтинский, 2014
Пояснительная записка к рабочей программе
Мировая художественная культура.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования) и на основании типовой программы по мировой художественной культуре, 10-11 классы, автор Рапацкая Л.А, издательство «Учитель», 2012г.Курс рассчитан на 35 учебных часа, 1 раз в неделю. В 2014-2015 учебном году преподается во 2 полугодии. Уроки парные.
Курс МХК призван завершить систему духовного воспитания средствами искусства на этапе обучения в школе. Он интегрирован. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения изучения: комплексно и синхронно преподаются отечественная и зарубежная художественные культуры и различные виды искусства. МХК помогает старшеклассникам понять на примере разных цивилизаций, как устанавливались теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи между литературой, музыкой, изобразительным искусством; что было обусловлено жизнью эпохи и общими закономерностями развития культуры в данный исторический отрезок времени. Интегрированный принцип открывает широкие возможности использования разносторонних связей с предметами гуманитарного цикла.
Цель курса: на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской культуры в контексте мирового культурного процесса.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В процессе освоения данного курса используются следующие методы и формы обучения:
объяснительно - иллюстративный метод
метод работы получения и преобразование информации, развитие коммуникативности;
дифференцированность;
индивидуализация;
использование информационных технологий (презентаций, интернет ресурсы, интерактивная доска, мультимедийное оборудование);
сотрудничество, коллективная система обучения или работа в малых группах;
проблемность обучения;
исследовательское обучение;
творческое обучение;
оценка роста и развития, оценка мастерства в учебной деятельности.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме тестирования, анализа художественных произведений, реферативной работы (проекты), обобщающих уроков и зачетов. Темы и задания предполагают умение организовывать уроки – семинары, путешествия, экскурсии и т.д. Многообразие видов деятельности и формы работы с учебным материалом симулирует интерес к предмету и является необходимым условием формирования личности обучающегося.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются умения:
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в различных источниках;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Учебно – тематический план по мировой художественной культуре:
Класс 10
№ Тема раздела Количество
часов Содержание темы Характеристика деятельности учащихся
Теорет. ч. В т.ч. практики 1 Художественная культура первобытного мира 1 Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма, архитектурного окружении и предметной среды. Символика геометрического орнамента.
Первые художники Земли.
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;Устанавливать несложные реальные связи и зависимости;Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
2 Художественная культура Древнего мира 18 7 Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;Устанавливать несложные реальные связи и зависимости;Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
Осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в томчисле и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;Владеть основными формами публичных выступлений;
Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;Определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;Осознавать свою культурную и национальную принадлежность
2.1 Древние цивилизации 6ч. 2.ч. Гигантизм и неизменность канона – приметы Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора.
Архитектура страны фараонов.
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона.
Искусство доколумбовой
Америки. 2.2 Культура Востока 8 ч. 3 ч. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии.
Индия – «»страна чудес». Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая.
Художественная культура Китая.
Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Искусство страны восходящего солнца (Япония). Мусульманский образ рая в комплексе Регистана.
Художественная культура ислама. 2.3 Культура античности 4 ч. 2 ч. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. Символы рисского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон 3 Художественная культура Средних веков 4 ч. 1 ч. София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм. Космическая, мопографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А.Рублев). моностырская базалика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох. 4 Художественная культура Ренессанса 14 ч. 5 ч. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Я. ванн Эйк, А.Дюрер, комплекс Фонтебло. Театр У.Шекспира. историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Итог 35 12 11 класс
№ Тема раздела Количество
часов Содержание темы Характеристика деятельности учащихся
Теорет. ч. В т.ч. практики 1
Художественная культура Нового времени 12
3 Стили и направления в искусстве Нового времени. Именение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окресностей (Б.Растрелли); живопись (П.Рубенс). реализм 17 века в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.Бах). Классицизм и ампир в архитектуре. От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.Давид, К.Брюлов, А.Иванов). формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.Моцарт, Л. ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Шуберт, Вагрер). Романтизм в живописи (Гойя, Делакруа, Кипринский). Зарождение русской классической музыкальной школы (Глинка). Социальная тематика в живописи реализма (Курбе, Домье, художники-передвижники). Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;Устанавливать несложные реальные связи и зависимости;Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
Осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в томчисле и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;Владеть основными формами публичных выступлений;
Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;Определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;Осознавать свою культурную и национальную принадлежность
2 Художественная культура конца XIX - XX в. 2.1 Художественная культура конца XIX века 10 2 Основные направления в живописи конца 19 века: импрессионизм, постимпрессионизм.
Реализм – художественный стиль эпохи. Модерн в архитектуре. Символ и миф в живописи М.Врубеля и музыке А.Скрябина.
Многообразие стилей зарубежной музыки. Русская музыкальная культура. 2.2 Художественная культура XX века 12 3 Искусство символизма. Художественные течения модернизма в живописи 20 века: кубизм (П.Пикассо), абстракционизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура 20 века от модернизма до конструктивизма. Основные направления развития зарубежной живописи. Мастера русского авангарда. Зарубежный и российский театр 20 века: режиссерский театр (Станиславкий, Немирович-Данченко), эпический театр Бреха. Стилистичестическая разнородность в музыке. Становление и расцвет мирового кинематографа (Эйзенштейн, Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация. Массовое искусство. Итого 34 8 Поурочное планирование 10 класс

дата
Тема раздела, урока
Опорная система знаний и учебных действий
Учебное оборудование и наглядные пособия
Домашнее задание ИКТ
1 Художественная культура первобытного мира Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Символика геометрического орнамента. Зарождение архитектуры, е связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж) Учебник МХК, от истоков до 17 века, Данилова Г.И.
Глава 1 Конспект.
Подбор материала по теме «Разгадка тайны Стоунхенджа» Средства Интернет
2. Художественная культура Древнего мира
2.1. Древние цивилизации
2 Архитектура страны фараонов Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные комплексы в Карнаке. Глава 2, презентация уч-ся Конспект, составить и провести экскурсию в Долине царей (по памятникам Луксоре) Средства Интернет, презентация уч-ся
3 Архитектура страны фараонов. Виртуальная экскурсия Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные комплексы в Карнаке. Глава 2, презентация уч-ся Конспект, составить и провести экскурсию в Долине царей (по памятникам Луксоре) Средства Интернет, презентация уч-ся
4 Изобразительное искусство и музыка Египта.
Контроль качества знаний. Гигантизм и неизменность канонам – примеры Вечной жизни в изобразительном искусстве. Музыкальное искусство Древнего Египта Глава 3. Конспект, устные ответы на вопросы в конце главы Просмотр отрывков кинофильма «Клеопатра»(1963) и «Фараон»(1966)
5 Художественная культура Древней Передней Азии. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей. Вавилон. Глава 4 Конспект,
Подготовить презентации «Шедевры искусства ацтеков», «Золото инков», «художественная культура майя» 6 Искусство доколумбовой Америки.
Контроль качества знаний. Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки Глава 5 Конспект Средства Интернет, презентация уч-ся
2.2. Культура Востока
7 Индия – страна чудес. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Глава 18 Конспект, выдающиеся памятники индийской архитектуры (искусство индийского танца) Интернет ресурсы, презентации
8 Индия – страна чудес. Самостоятельная работа Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Глава 18 Конспект, выдающиеся памятники индийской архитектуры (искусство индийского танца) Интернет ресурсы, презентации
9 Художественная культура Китая. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений в скульптуре и архитектуре. Глава 19 Конспект. Нарисовать пейзаж в традиционном жанре китайской живописи. Просмотр фрагментов кинофильма «Мое путешествие по Китаю»
10 Художественная культура Китая. Проверка качества рисунка. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений в скульптуре и архитектуре. Глава 19 Конспект. Нарисовать пейзаж в традиционном жанре китайской живописи. Просмотр фрагментов кинофильма «Мое путешествие по Китаю»
11, 12 Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Контроль качества выполнения икебаны. Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Садово-парковое искусство Японии. Глава 20 Конспект, познакомится с искусством икебана (выполнение рисунка или составление экспозиционного букета) Просмотр отрывков х/ф «Тень воина» (реж. Курасава), («Последний самурай», аниме «Меч чужака»)13, 14 Художественная культура ислама. Исторические корни и значение искусства ислама. Архитектура ислама. Литература и изобразительное искусство ислама. Глава 21 Ознакомится с произведениями О. Хаяма. Интернет ресурсы
2.3. Культура античности
15 Золотой век Афин Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение акрополя. Глава 6, 7 Конспект, подготовить виртуальную прогулку по одному из современных городов Греции с элементами древней цивилизации Интернет и презентация уч-ся.
16 Выдающиеся скульпторы Древней Греции. Контроль качества выполнения группового задания. Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение акрополя Глава 8 Анализ одного из греческих ваяний Фидия, Мирона, ПоликлетаИнтернет ресурсы
17 Архитектура Древнего Рима Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная постройка Древнего Рима. Рим – вечный город. Глава 9 Подготовить сообщение об античном Риме Интернет ресурсы и презентации уч-ся
18 Изобразительное искусство Древнего Рима. Контроль качества выполнения группового задания. Особенности театрального действа. Рождение греческого театра. Тема «Вечной жизни» в изобразительном искусстве Древнего Рима. Глава 10, 11 Конспект, подготовить экспозицию выставки по теме «Изобразительное искусство Древнего Рима» (по рядам) Интернет ресурсы и презентации уч-ся
3. Художественная культура Средних веков
19 Мир византийской культуры. Значение культуры в Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе. Искусство мозаики и иконописи. Глава 12 Подготовить сообщение «Архитектурные сооружения Константинополя», «Символика византийской иконы», «Шедевры византийской мозаики» (по рядам) Интернет ресурсы и презентации уч-ся
20 Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Икона, иконостас. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева. Музыкальная культура Древней Руси. Глава 14 Анализ одного из произведений Рублева или Феофана Грека, просмотр х/ф «Андрей Рублев» (реж. А. Тарковский)Интернет ресурсы
21 Архитектура западноевропейского средневековья Монастырская базилика, как средоточие культурной жизни Романской эпохи. Готический собор, как образ мира. Глава 15 Анализ стихотворения О. Мандельштама «Нотр-Дам» (1912г.) Интернет ресурсы
22 Изобразительное искусство средних веков. Контроль качества знаний. Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витражей. Глава 16 Конспект Интернет ресурсы
4. Художественная культура Ренессанса
23 Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Эстетика итальянского Ренессанса. Скульптурные шедевры Донателло. Образы С. Боттичелли. Идеалы Ренессанса в архитектуре. Глава 22 Конспект Интернет ресурсы
24 Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Мастера Проторенессанса. Творчество Джото. Живопись Раннего Ренессанса. Глава 23 Анализ произведений Монтенье, Франческо. Интернет ресурсы
25, 26 Золотой век Возрождения. Художественный мир Л. да Винчи. Качество анализа произведения. Судьба Леонардо да Винчи. Прославленные шедевры художника. Глава 24 Конспект, анализ одного из произведений. Интернет ресурсы
27, 28 Золотой век Возрождения. Художественный мир Микеланджело. Качество анализа произведения. Судьба Микеланджело. Прославленные шедевры художника. Отражение глобального философского размышления автора о смысле жизни и смерти. Глава 24 Конспект, анализ одного из произведений. Интернет ресурсы
29,30 Золотой век Возрождения. Художественный мир Рафаэля. Качество анализа произведения. Судьба Рафаэля. Прославленные шедевры художника. Рафаэль – певец женской красоты. Глава 24 Конспект, анализ одного из произведений. Интернет ресурсы
31,32 Возрождение в Венеции. Художественный мир Тициана, Тинторетто, Веронезе. Мифологическая и библейская тематика. Глава 25 Конспект, анализ одного из произведений. Интернет ресурсы
33,34 Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Качество анализа произведения. Творчество Ян ван Эйк, Ханса Хольбейн, Босх и. Босх, Питера п. Брегель, Дюрера. Глава 26 Конспект, анализ одного из произведений. Интернет ресурсы
35,36 Заключитель-ный урок. Проведение семинарного занятия, выполнение учебных и творческих заданий. (доклад, реферат, эссе, сочинение, рецензия и т. д.) и их защита. Презентации уч-ся.
Формы контроля уровня достижений учащихся в 10 классе
№ п/п. Формы Темы
1. Контроль качества знаний. Изобразительное искусство и музыка Египта.
2. Контроль качества знаний. Искусство доколумбовой Америки.
3 Самостоятельная работа Индия – страна чудес.
4. Проверка качества рисунка Художественная культура Китая.
5. Контроль качества выполнения икебаны. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
6. Контроль качества выполнения группового задания. Выдающиеся скульпторы Древней Греции.
7. Контроль качества знаний. Изобразительное искусство Древнего Рима.
8. Контроль качества знаний. Изобразительное искусство средних веков.
9 Качество анализа произведения. Золотой век Возрождения. Художественный мир Л. да Винчи.
10. Качество анализа произведения. Золотой век Возрождения. Художественный мир Микеланджело
11. Качество анализа произведения. Золотой век Возрождения. Художественный мир Рафаэля
12. Качество анализа произведения Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Итого 12
Поурочное планирование 11 класс

дата
Тема раздела, урока
Опорная система знаний и учебных действий
Учебное оборудование и наглядные пособия
Домашнее задание ЦОР
Художественная культура Нового времени
1 Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков Возникновение новых стилей и Вождение. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей. Учебник МХК, Г.И.Данилова, 11 класс
Конспект, глава 1 Стр.16, з. 3 Презентация по стилям
2 Искусство маньеризма Архитектура маньеризма. Маньеризм в изобразительном искусстве. Мастерство Э. Греко Конспект, глава 2 Создать автопортрет в стиле маньеризма Интернет ресурсы
3 Архитектура барокко Характерные черты архитектуры барокко; шедевры итальянского барокко; московское барокко; творчество В.Ратрелли. Л.Бернини Конспект, глава 3 Стр.36,з. творческой мастерской Интернет ресурсы, презентации, видеоматериал
4 Изобразительное искусство барокко. Контроль качества знаний Скульптурные шедевры барокко; живопись барокко; П. Рубенс и его творчество. Конспект, глава 4 Анализ произведения Рубенса Интернет ресурсы, презентации, видеоматериал
5 Классицизм в архитектуре Западной Европы Версаль; архитектурные творения К. Рена; прогулки по Версалю с А.Бенуа Конспект, глава 5 Посмотреть видео о Версале Видеоматериал
6 Шедевры классицизма в архитектуре России Творчество В.Баженова и М.Казакова; Строгий и стройный вид Петербурга и его пригорода; А.Захаров и А.Воронихин и их творения Конспект, глава 6 Подготовить виртуальную прогулку по пригородам Петербурга Интернет ресурсы, презентации, видеоматериал
7 Изобразительное искусство классицизма и рококо. Сочинение - эссе Н.Пуссен-художник классицизма; скульптурные шедевры классицизма; живопись рококо; А. Ватто, Ф.Буше Конспект, глава 7 Сравнительная характеристика произведения «Парнас» Н.Пуссена и Рафаэля Сочинение-эссе на тему «О чем могли мечтать и говорить герои картин А. Ватто» Интернет ресурсы, презентации
8 Реалистическая живопись Голландии Мнообразие жанров голландской живописи; творчество П.Хох, Г.Терборх, П.Клас, В.Хеда, В. Делфтский, Х. Рембрандта Конспект, глава 8 Заполнить таблицу стр.89 Интернет ресурсы, презентации
9, 10 Русский портрет 18 века У истоков русского портретного искусства; шедевры русских портретистов; мастера скульптурного портрета; творчество Д.Левицкого, В.Боровиковского, Ф.Рокотова, И.Аргунова, ф.Шубина, М.Козловского Конспект , глава 9 Ответы на вопросы стр. 102 Интернет ресурсы, презентации
11 Музыкальная культура барокко «Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере; творчество И.Баха, Г.Генделя; русская музыка барокко Глава 10 Интернет ресурсы, отрывки музпроизведений12 Композиторы Венской классической школы. Сочинение - эссе Глюк - реформатор оперного стиля; классический симфонизм Гайдена; музыкальный мир Моцарта; музыка, высекающая огонь: Бетховен Глава 11 Сочинение-эссе «Произведение классической школы, которое запомнилось мне» Интернет ресурсы, отрывки музпроизведений2. Художественная культура конца XIX - XX в.
2.1. Художественная культура конца XIX века
13 Романтизм История происхождения термина; философия и эстетика романтизма; значение романтизма Глава 13 Стр.145, творческое задание Интернет ресурсы, презентации
14 Изобразительное искусство романтизма.
Контроль качества знаний Герой романтической эпохи: портретная живопись; пейзажная живопись романтизма; современность глазами романтиков; экзотика Востока Глава 14 Вопросы стр.159 Интернет ресурсы, презентации
15, 16 Реализм – художественный стиль эпохи Реализм: эволюция понятия; реализм и натурализм; Э.Золя Глава 15, роман Э.Золя «Жерминаль» Чтение романа Интернет ресурсы, презентации
17, 18 Изобразительное искусство реализма.
Контроль качества знаний Интерес к жизни простого человека; бытовые картины жизни; мастера реалистического пейзажа; история и реальность Глава 16 Задания по рядам стр.181 Интернет ресурсы, презентации, видео
19, 20 Живопись импрессионизма. «Салон Отверженных»; художественные искания импрессионистов; пейзажи впечатления; повседневная жизнь и человек в произведения импрессионистов; последователи импрессионистов Глава 17 Выполнить пейзаж впечатление или презентация-эссе «Мой любимый художник-импрессионист» Интернет ресурсы, презентации, видео
21 Многообразие стилей зарубежной музыки Западноевропейская музыка романтизма; музыка импрессионизма; Глава 18, таблица стр.213 Интернет ресурсы
22 Русская музыкальная культура Русская музыка романтизма; Глинка – основоположник русской музыкальной классики; «Могучая кучка»; творчество П.Чайковского; театр и романтизм Глава 19, просмотр видеофрагментов балета конспект Интернет ресурсы
2.2. Искусство XX века
23, 24 Искусство символизма Художественные принципы символизма; мастера живописи символизма; символизм Врубеля и Лермонтова в произведении «Демон» Глава 20, поэма М.Лермонтова «Демон» Сочинение – эссе «Символизм в наши дни» Презентации
25 Искусство модернизма От символизма к модернизму; модерн в изобразительном искусстве Глава 23 Конспект Интернет ресурсы
26 Архитектура: от модернизма до конструктивизма Идеи и принципы архитектуры начала 20 века; мастера и шедевры зарубежной архитектуры; архитектурные достижения России Глава 24 Конспект, рассказать об одном архитектурном сооружении данного стиля Интернет ресурсы
27, 28 Основные направления развития зарубежной живописи. Творческое задание Фовизм Матисса; кубизм Пикассо; сюрреализм Дали; направления в живописи примитивизм, дадаизм, экспрессионизм, футуризм, поп-арт, метафизическая живопись и др. Глава 25. Таблица стр. 313 Создание презентации-словаря направлений фовизм, кубизм, сюрреализм, примитивизм, дадаизм, экспрессионизм, футуризм, поп-арт, метафизическая живописьИнтернет ресурсы, презентации, видео
29, 30 Мастера русского авангарда.
Практическая работа Абстракционизм Кандинского; супрематизм Малевича; аналитическое искусство ФилоноваГлава 26, акварель Конспект Интернет ресурсы, презентации, видео
31 Зарубежный театр 20 века Авангард в театральном искусстве; эпический театр Брехта; интеллектуальный театр Б. Шоу; театральные эксперименты П. БрукаГлава 29 Конспект Интернет ресурсы, презентации, видео
32 Российский театр 20 века.
Контроль качества знаний Реформаторы русской сцены; театральный авангард Мейерхольда и Таирова; театр конца 20 – начала 21 века Глава 30 Конспект Интернет ресурсы, презентации, видео
33, 34 Становление и расцвет мирового кинематографа Первые шаги кинематографа; великое немое кино; С.Эйзенштейн; киноавангард 20 века; жанры киноискусства; принципы Станиславского и Немировича- Данченко Глава 31 Конспект Интернет ресурсы, презентации, видео
Формы контроля уровня достижений учащихся в 11 классе
№ п/п. Формы Темы
1. Контроль качества знаний Изобразительное искусство барокко.
2. Сочинение - эссе Изобразительное искусство классицизма и рококо.
3 Сочинение - эссе Композиторы Венской классической школы.
4. Контроль качества знаний Изобразительное искусство романтизма.
5. Контроль качества знаний Изобразительное искусство реализма.
6. Творческое задание Основные направления развития зарубежной живописи.
7. Практическая работа Мастера русского авангарда.
8. Контроль качества знаний Российский театр 20 века.
Итого 8
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обучающийся должен
Знать / понимать:   • основные виды и жанры искусства;   • изученные направления и стили мировой художественной культуры;   • шедевры мировой художественной культуры;   • особенности языка различных видов искусства.Уметь:   • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.   • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;   • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;   • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:   • выбора путей своего культурного развития;   • организации личного и коллективного досуга;   • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;   • самостоятельного художественного творчества.
Критерии оценки обучающийся по МХК
Рекомендации по оцениванию ответов на содержательном уровне составлены с учетом того, что выпускник обязан продемонстрировать высокую степень ориентации в изученном материале по следующим позициям:
1) понимание вопросов и соответствие содержания ответов поставленным проблемам;
2) привлечение необходимого иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений для ответа на вопросы, точность в передаче фактического материала;
3) аргументированность суждений, убедительность доказательств и обоснованность выводов;
4) умение анализировать, сопоставлять, сравнивать культурные явления разных эпох и конкретные шедевры;
5) использование необходимых искусствоведческих терминов и понятий;
6) композиционная стройность ответов;
7) ясность и точность изложения, речевая грамотность.
Отметка «5» ставится, если обучающийся отвечает на весь вопрос и его ответ соответствует обозначенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если обучающийся полностью отвечает на поставленный вопрос, лишь обозначив основные позиции вопрос, либо его ответ не соответствует приведенным выше требованиям.
Отметка «3» ставится, если обучающийся не полностью дает ответ на вопрос, лишь обозначив основные позиции на вопроса, либо отвечает, но его ответ не соответствует приведенным выше требованиям.
Учебно-методический комплект:
Программа
мировая художественная культура 10-11 классы, автор Л.А. Рапацкая, Москва, издательство «Учитель», 2012г
Учебники
Мировая художественная культура, 10 класс (базовый уровень), автор Л.Г.Емохонова, Москва, издательский центр «Академия», 2008г
Мировая художественная культура, 11 класс (базовый уровень), автор Л.Г.Емохонова, Москва, издательский центр «Академия», 2008г
Распечатки с учебника МХК. От истоков до 17 века, автор Данилова Г.И., издательство «Дрофа», 2008 г;
Распечатки с учебника МХК От XVII века до современности, автор Данилова Г.И., издательство «Дрофа», 2008 г
Методическая литература
мировая художественная культура, 10-11 классы, дополнительные материалы к урокам, автор О.Е. Наделяева, издательство «Учитель»,2012 г
мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Учебное пособие для учащихся старших классов, авторы Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова, Москва, 2002;
мировая художественная культура в 7 томах от Возрождения до 20 века + к каждому тому CD, авторы Е.П. Львова и др., Питер, 2007
мировая художественная культура + CD, Л.Г. Емохонова, Москва, издательство «Академия», 2008
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий
Специальная литература по искусству (архитектура, изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство, кино и др.)
Энциклопедии, справочные пособия, словари (мифологический словарь, словарь символов и аллегорий, терминов по искусству)
Книги для чтения по искусству, биографии деятелей культуры, художественная литература
Методические пособия для учителей по МХК
Электронные базы данных и справочные материалы по МХК
МультиЗмедийный компьютер
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, репродукций
Видеомагнитофон
Слайды
Искусство Византии
Романская архитектура и скульптура
Средневековое искусство мусульманского мира
Искусство первобытного мира
Искусство Месопотамии
Искусство Древнего Египта
Искусство Древней Греции
Искусство готики
Культура Древней Руси
Культура Возрождения
Искусство Барокко
Искусство Классицизма
Романтизм
Реализм XIX в.
Искусство модерна
Перечень электронного пособия
Гравюра (видео)
Мировая художественная культура
От возрождения до 18 века
19 век- литература
19 век – ИЗО, архитектура, дизайн
Эпоха Просвещения
20 век. ИЗО, архитектура, дизайн
20 век. Театр, кино, литература
Шедевры архитектуры
Архитектура
Архитектура России 12-19 века (видео)
Шедевры русской живописи
Художники России (1,2 части)(видео)
Искусство 20 века (видео)
Русский музей (видео)
Искусство русского авангарда (видео)
Русские императорские дворцы (видео)
Древнерусская икона (видео)
Эрмитаж (видео)
Великие творения человека
Большая энциклопедия. Живопись стран мира
Большая энциклопедия. Лувр
Энциклопедические сведения в различных областях науки и искусства
Санкт-Петербург. Экскурсия по городу
Древние цивилизации
Имперская архитектура
Творения природы
Интернет ресурсы
http://www.fondcultura.ru/index.htm –   нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы 
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).
http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки
• http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), небольшая галерея искусства, новости культуры и искусства.
• http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)
• http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства, сгруппированных по периодам.
• http://www.huntfor.com/arthistory/ - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам.
• http://jivopis.ru/gallery/ - 15 картинных галерей и биографии русских художников.
• http://art.rin.ru/ - «Изобразительное искусство и фотография» - история и теория искусства – больше тексты, чем картинки; современное искусство – есть небольшие галереи современных художников.
• http://sobory.ru/ - «Народный каталог православной архитектуры» - описания и фотографии православных церквей, храмов и монастырей.
• http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.
• http://midiclassic.narod.ru/ - «Классическая музыка» - портреты, биографии, термины и музыка в формате МИДИ.
• http://www.artyx.ru - книги по искусству – тексты, архитектура – только тексты, живопись – коллекции по музеям и по алфавиту, художники – ну очень маленькие тексты, мода – переход на сайт истории моды, скульптура – только Японии и Древней Греции, музеи – краткая история • http://www.arthistory.ru/ - история изобразительного искусства от ренессанса до модерна. Биографии художников и по 1-3 изображения.
• http://www.visaginart.narod.ru/ — галерея ИЗО по эпохам и стилям.
• http://www.abcgallery.com/ — виртуальная коллекция произведений искусства (более 8 000), поиск по стилям, странам, авторам.
• http://www.wga.hu/ — интернет-ресурсы живописи и скульптуры готики, ренессанса и барокко.
• http://www.russianculture.ru/ — портал "Культура России” (новости, произведения искусства, викторина, шкала времени, виды искусства, описание произведений искусства, портреты деятелей искусства, биографии).