Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Основы безопасности жизнедеятельности по профессии 190631.01 (23.01.03) Автомеханик

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»

__________________ Е.И. Волкова

«____» ______________ 201__г.










рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.07 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


190631.01 (23.01.03) АВТОМЕХАНИК
















г. Павловский Посад, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины ОДБ.07 Основы безопасности жизнедеятельности по профессии 190631.01 (23.01.03) Автомеханик разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности, рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский техникум».

Разработчик: Астапова Татьяна Юрьевна, преподаватель



Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией
общих социально – гуманитарных дисциплин
Председатель _____________ Косова И.А.

Протокол № _____ от «____» _____________ 20___г.







Техническая экспертиза:
Дугушкина Т.Г. заместитель директора по УМР




Содержательная экспертиза:
Косова И.А. преподаватель общеобразовательных дисциплин













СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



примерные условия реализации программы


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины





1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 190631.01 (23.01.03) Автомеханик.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:

· развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

· готовность к служению Отечеству, его защите;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

· исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапредметных:

· овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

· овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

· формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

· приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

· развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

· развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

· формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

· развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

· освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

· приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

· формирование установки на здоровый образ жизни;

· развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
предметных:

· сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

· получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

· сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

· сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

· освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

· освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

· развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

· формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

· развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

· получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

· освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

· владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
108

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
72

в том числе:


практические занятия
11

контрольные работы
4

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
36

в том числе:


Создание мультимедийных презентаций по темам
16

Подготовка докладов
10

Написание реферата
10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07 Основы безопасности жизнедеятельности

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

1
2
3


1 курс

59

Введение

Содержание учебного материала
Уровень освоения
4


Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1
1


Тематика учебных занятий



1.Урок по теме: «Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины».
1

Тема 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Содержание учебного материала
Уровень освоения
23


Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
2
15


Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.
2



Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.
2



Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
2



Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
2



Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.
2



Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».
2



Практические занятия




Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.
3



Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
3



Тематика учебных занятий
15


2. Урок по теме: «Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье».
1


3. Урок по теме: «Факторы, способствующие укреплению здоровья».
1


4. Урок по теме: «Рациональное питание и его значение для здоровья».
1


5. Урок по теме: «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
1


6. Урок по теме: «Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика».
1


7. Урок по теме: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности».
1


8. Урок по теме: «Курение и его влияние на состояние здоровья».
1


9. Урок по теме: «Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения».
1


10. Урок по теме: «Правила и безопасность дорожного движения».
1


11. Урок по теме: «Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения».
1


12. Урок по теме: «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества».
1


13. Урок по теме: «Конвенция ООН «О правах ребенка»».
1


14.Практическое занятие по теме: «Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки».
1


15. Практическое занятие по теме: «Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения».
1


16. Контрольная работа по теме: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья».
1


Самостоятельная работа: Подготовка докладов, рефератов, презентаций по темам: 1. «Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы укрепления здоровья».
2. «Табачный дым и его составные части». 3. «Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему». 4. «Пассивное курение и его влияние на здоровье».
5. «Наркомания – привычка или болезнь?»
6. «Последствия наркомании».
7. «Алкоголь – причина многих бед».
8. «Правила поведения при ДТП».
8

Тема 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.
Содержание учебного материала
Уровень освоения



Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2
35


Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
2



Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
2



Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
2



Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
2



Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
2



Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.
2




Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение.
2



Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.
2



Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
2



Практические занятия




Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.
3



Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.

3



Изучение первичных средств пожаротушения.
3



Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
3



Тематика учебных занятий
23


17. Урок по теме: «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1


18. Урок по теме: «Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания».
1


19. Урок по теме: «Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания».
1


20. Урок по теме: «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1


21. Урок по теме: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций».
1


22. Урок по теме: «Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны».
1


23. Урок по теме: «Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».
1


24. Урок по теме: «Современные средства поражения и их поражающие факторы».
1


25. Урок по теме: «Современные средства поражения и их поражающие факторы».
1


26. Урок по теме: «Современные средства поражения и их поражающие факторы».
1


27. Урок по теме: «Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени».
1


28. Урок по теме: «Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций».
1


29. Урок по теме: «Инженерная защита, виды защитных сооружений».
1


30. Урок по теме: «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций».
1


31. Урок по теме: «Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций».
1


32. Урок по теме: «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника».
1


33. Урок по теме: «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан».
1


34. Практическое занятие по теме: «Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии».
1


35. Практическое занятие по теме: «Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте».
1


36. Практическое занятие по теме: «Изучение первичных средств пожаротушения».
1


37. Практическое занятие по теме: «Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени».
1


38. Практическое занятие по теме: «Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени».
1


39. Контрольная работа по теме: «Государственная система обеспечения безопасности населения».
1


Самостоятельная работа:
Подготовка мультимедийных презентаций по теме: «Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера».
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме: «Аварии техногенного характера».
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме: «Аварии природного характера».
Составление конспекта «Поведение населения в убежищах».
Составления алгоритма действия при получении сигнала о ЧС.
Подготовка докладов по теме: «Химическое оружие», «Биологическое оружие», «Ядерное оружие».
Подготовка рефератов, презентаций по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера».
Подготовка рефератов, презентаций по теме: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».
Подготовка реферата по теме: «Органы управления гражданской обороны».
12


2 курс
49

Тема 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность.
Содержание учебного материала
Уровень освоения
25


История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIVXV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
2



Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.
2



Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
2



Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
2



Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
2



Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
2



Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
2



Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
2



Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права.
2



Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
2



Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества. Воинский долг обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество боевая традиция Российской армии и флота.
2



Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части символ воинской чести, доблести и славы. Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
2



Практические занятия




Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.
3



Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки.
3



Тематика учебных занятий
17


40. Урок по теме: «История создания Вооруженных Сил России».
1


41. Урок по теме: «Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации».
1


42. Урок по теме: «Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации».
1


43. Урок по теме: «Основные понятия о воинской обязанности».
1


44. Урок по теме: «Обязательная подготовка граждан к военной службе».
1


45. Урок по теме: «Добровольная подготовка граждан к военной службе».
1


46. Урок по теме: «Призыв на военную службу».
1


47. Урок по теме: «Прохождение военной службы по контракту».
1


48. Урок по теме: «Альтернативная гражданская служба».
1


49. Урок по теме: «Качества личности военнослужащего как защитника Отечества».
1


50. Урок по теме: «Воинская дисциплина и ответственность».
1


51. Урок по теме: «Как стать офицером Российской армии».
1


52. Урок по теме: «Боевые традиции Вооруженных Сил России».
1


53. Урок по теме: «Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации».
1


54. Практическое занятие по теме: «Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции».
1


55. Практическое занятие по теме: «Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки».
1


56. Контрольная работа по теме: «Основы обороны государства и воинская обязанность».
1


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме: «Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности».
Подготовка выступления, доклада, реферата по теме: «Виды и рода войск», «Военная техника и вооружение».
Выполнение докладов: «Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, правовая, материальная, уголовная)».
Подготовка реферата по теме: «Основные качества личности военнослужащего».
Подготовка доклада по теме: «Уголовная ответственность за преступления против военной службы».
Заполнение анкеты «Оценка уровня своей подготовленности к военной службе».
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по темам: «Служба по контракту», «Альтернативная служба», «Психические и морально-этические качества призывника» (на выбор).
8

Тема 4.
Основы медицинских знаний.

Содержание учебного материала
Уровень освоения
24


Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
2



Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.
2



Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.
2



Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.
2



Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.
2



Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.
2



Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
2



Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.
2



Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
2



Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.
2



Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины.
2



Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.
2



Практические занятия




Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.
3



Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания.
3



Тематика учебных занятий

16


57. Урок по теме: «Общие правила оказания первой помощи».
1


58. Урок по теме: «Понятие травм и их виды».
1


59. Урок по теме: «Первая помощь при синдроме длительного сдавливания».
1


60. Урок по теме: «Понятие и виды кровотечений».
1


61. Урок по теме: «Первая помощь при ожогах».
1


62. Урок по теме: «Первая помощь при воздействии низких температур».
1


63. Урок по теме: «Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути».
1


64. Урок по теме: «Первая помощь при отравлениях».
1


65. Урок по теме: «Первая помощь при отсутствии сознания».
1


66. Урок по теме: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика».
1


67. Урок по теме: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка».
1


68. Урок по теме: «Основы ухода за младенцем».
1


69. Практическое занятие по теме: «Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях».
1


70. Практическое занятие по теме: «Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания».
1


71. Контрольная работа по теме: «Основы медицинских знаний».
1


Самостоятельная работа обучающихся:
Решение ситуационных задач по оказанию медицинской помощи пострадавшим. Составление таблицы «Виды кровотечений». Составление инструкции «очередность оказания неотложной помощи».
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме: «Первая медицинская помощь при отравлениях».
Подготовка реферата по теме: «Первая медицинская помощь при обморожениях».
Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме: «Первая медицинская помощь при кровотечениях».
Составление конспекта по теме: «Первая медицинская помощь при ожогах».
Подготовка реферата по теме: «Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах».
Составление конспекта по теме: «Первая медицинская помощь при обмороке».
Подготовка доклада по теме: «Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей».
8


72. Дифференцированный зачет.
1

Всего:
109











3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Освоение программы учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеурочной деятельности студентов.

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ.

Технические средства обучения:
графопроектор;
слайдопроектор;
интерактивная доска SMART

Оборудование кабинета ОБЖ:
- дозиметр бытовой;
- дозиметр - радиометр;
- измеритель переменного магнитного поля;
- измеритель pH и температуры;
- измеритель температуры растворов;
- измеритель электропроводимости;
- защитный костюм ОЗК;
- индивидуальный противохимический пакет ИПП -1;
- индивидуальный противохимический пакет ИПП -11;
- компас;
- носилки санитарные;
- противогаз ГП - 7;
- респиратор Р - 2;
- сумка санинструктора;
- аптечка индивидуальная АИ - 2.

Видеопособия.
1. Видеофильмы - 5 шт.:
- Жить или не жить (экология);
- Экология. Нетрадиционная энергетика;
- Право на жизнь (профилактика наркомании);
- ОБЖ. Улица полна неожиданностей;
- ОБЖ. Травматизм. Правила оказания первой помощи.

2. Слайды:
- Стихии Земли;
- Подростковая наркомания. Навыки противостояния;
- Подростковая наркомания. Сопротивление распространению;
- Ядовитые растения;
- Ядовитые растения;
- Ядовитые и жалящие животные.

Наглядные пособия:
Детям о правилах пожарной безопасности.
Детям о правилах дорожного движения.
Знаки дорожного движения.
Осторожно! Терроризм.
Терроризм - угроза обществу.
Компьютер и безопасность.
Действия населения по предупреждению террористических акций.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Индивидуальные средства защиты в чрезвычайных ситуациях.

Стенды:
Первичные средства пожаротушения.
Первая реанимационная и первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях.
Действия населения при авариях и катастрофах.
Действия населения при стихийных бедствиях.
Новейшие средства защиты органов дыхания - противогазы, респираторы.
Умей действовать при пожаре.



3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 8-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Богоявленский И.Ф., петров С.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. – М., 2011.
Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. – М., 2011.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. 12-е изд. – М., 2011.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. 12-е изд. – М., 2012.
Смирнов А.Т. Основы военной службы: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под общ. ред. А.Т.Смирнова. 12-е изд. – М., 2011.

Интернет-ресурсы
Коллекция материалов о бронетанковой технике: справочник, описание, история, библиотека. Новости проекта. Тематический форум. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Методические материалы, планы и конспекты уроков, презентации к урокам, различные тесты, задания олимпиады по ОБЖ, а так же разработки внеклассных мероприятий, ориентированные на воспитание общей культуры младших школьников, интереса к родному краю и Родине, патриотического чувства. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Сведения об истории возникновения и разновидностях катастроф: стихии земли, воды, огня и воздуха (землетрясения, оползни, смерчи, наводнения, цунами, пожары). Материалы о техногенных катастрофах (авиакатастрофы, взрывы и пр.) и редких и необычных природных явлениях. Меры безопасности при катастрофах. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учебно-методические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и школьников по дисциплинам БЖД (ОБЖ) и Охрана труда: пособие для самостоятельной работы учащихся; программы курсов, лекции, лабораторные и практические работы, материал для самостоятельной работы. Библиотека книг, методичек, лекций. – Режим [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





































КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)

Введение
Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности.
Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите

1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения
Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни.
Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факторов, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выявление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и отдыха.
Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам.
Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения.
Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека.
Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья

2. Государственная система обеспечения безопасности населения
Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения.
Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС.
Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС.
Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности

3. Основы обороны государства и воинская
обязанность
Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России.
Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества.
Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки.
Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести

4. Основы медицинских знаний
Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни.
Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара.
Определение основных средств планирования семьи.
Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины










13PAGE 15






Заголовок 12ђ Заголовок 315