Рабочая программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности

Приложение 10











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 22.02.06 Сварочное производство
























Тольятти, 2016г.


ОДОБРЕНА

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования

методическим объединением



преподавателей общеобразовательных дисциплин



Протокол № ___ от «_____» 2016г.







Председатель:

Зам.директора по УМР





_______________ / Н.А. Гончарова

___________________ / И.И. Уренева











Составитель:
А.Д. Кочмарик, преподаватель первой квалификационной категории










Эксперты:


Внутренняя экспертиза:


Техническая экспертиза:
Н.А. Гончарова, руководитель службы методического обеспечения и разработки ОПОП




Содержательная экспертиза:
М.В. Тараскина, преподаватель высшей квалификационной категории










СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 22.02.06 Сварочное производство базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 22.00.00 ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями:
федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования с изменениями от 29 декабря 2014г., приказ Минобрнауки России № 1645;
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 22.02.06 Сварочное производство;
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования с изменениями от 15 декабря 2014г., приказ Минобрнауки России № 1580;
рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее - ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол №3 от 21.07. 2015г., регистрационный номер рецензии 377 от 23.07.2015г. ФГАУ «ФИРО»).
Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» ориентирована на реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования на базовом уровне в пределах освоения ППССЗ с учетом профиля получаемого профессионального образования, обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки студента с целью дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Данная программа разработана для специальностей, относящихся к техническому профилю.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапред метных:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
предметных:
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий
Общие компетенции

Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях - внутренняя позиция обучающегося, самоуважение и самооценка, мотивация (учебная, социальная), ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Регулятивные - обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Познавательные - обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией (работа с учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения), выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми - речевая деятельность, навыки сотрудничества
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 105 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 час.;
самостоятельной работы обучающегося - 35 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70

в том числе:


лекции
14

практикум
32

лабораторные работы
-

практические занятия
16

контрольные занятия
8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35

в том числе:


тематика домашних заданий;
20

индивидуальный проект;
15

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


2.2 Тематический план

№ п/п
Наименование учебного модуля (УМ), элемента (УЭ)
количество часов



макси-мальная учебная нагрузка
самос-тоятель-ная работа
аудиторная учебная нагрузка:





всего
в т.ч. практикум
в т.ч.
ЛР и ПЗ










1 семестр
105
35
70
38
16


Введение
2

2



УМ 1.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
22
6
16
6
4

УЭ 1.1.
Обеспечение личной безопасности
12
4
8
2
2

УЭ 1.2.
Сохранение здоровья
10
2
8
4
2

УМ 2.
Государственная система обеспечения безопасности населения
26
10
16
10
4

УЭ 2.1.
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций
13
5
8
4
2

УЭ 2.2.
Организация и цели государственной системы обеспечения безопасности населения
13
5
8
6
2

УМ 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность
29
11
18
12
4

УЭ 3.1
Основы обороны государства
17
7
10
6
2

УЭ 3.2
Основные понятия о воинской обязанности и военной службе
12
4
8
6
2

УМ 4.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
26
8
18
10
4

УЭ 4.1
Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях
12
4
8
4
2

УЭ 4.2
Обеспечение здорового образа жизни
14
4
10
6
2


Всего
105
35
70
38
16






2.3. Содержание учебной дисциплины

Номер и наименование учебных модулей и учебных элементов
Содержание учебного материала, практикум, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Лекции:
2
1


1.
Основы безопасности жизнедеятельности – основа благополучия и здоровья человека и его взаимодействие с окружающей средой в современном мире.



УМ 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

22


УЭ 1.1. Обеспечение личной безопасности
Лекции:
4



1.
Основные теоретические положения и понятия «Здоровье и здоровый образ жизни»

2


2.
Основные составляющие здорового образа жизни

2


Практикум:
2



1.
Семинар №1. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Тест № 1




Практические занятия:
2



1.
Здоровье человека и здоровый образ жизни.




Самостоятельная работа:
Написание рефератов, согласно предложенной тематике;Здоровый образ жизни. Вредные привычки и их профилактика.Пути сохранения репродуктивного здоровья.
Работа в сети интернет;
4


УЭ 1.2. Сохранение здоровья
Лекции:
2



1.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

2


Практикум:
4



1.
Дискуссия. Влияние курения на здоровье человека




2.
Дискуссия. Влияние наркотиков на здоровье человека. Распространение ВИЧ.




Практические занятия:
2



1.
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества




Самостоятельная работа:
Написание рефератов, согласно предложенной тематике; Наркотики. Наркотики и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
2



1
2
3
4

УМ 2.Государственная система обеспечения безопасности населения

26


УЭ 2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций
Лекции:
2



1.
Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2


Практикум:
4
2


1.
Семинар №2. Модели поведения при возникновении ЧС природного и техногенного характера




2.
Семинар №3. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта
Тест № 2




Практические занятия:
2



1.
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.




Самостоятельная работа:
Написание рефератов, согласно предложенной тематике; Классификация чрезвычайных ситуаций. Модели поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации военного характера. 4
Работа в сети интернет;
5


УЭ 2.2. Организация и цели государственной системы обеспечения безопасности населения
Лекции:
-



Практикум:
6
2


1.
Семинар №4 Применение индивидуальных и коллективных средств защиты населения




2.
Круглый стол. Гражданская оборона Единая государственная система обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях

1


3.
Деловая игра. Оповещение и эвакуация населения при чрезвычайных ситуациях

2


Практические занятия:
2



1.
Средства индивидуальной зашиты органов дыхания




Самостоятельная работа:
Написание рефератов, согласно предложенной тематике; Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры предосторожности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Подготовка презентаций по предложенной тематике; Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
5



1
2
3
4

УМ 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

29


УЭ 3.1. Основы обороны государства
Лекции:
2



1.
История создания Вооружённых сил Российской Федерации

2


2
Основные предпосылки проведения военной реформы Вооружённых сил Российской Федерации на современном этапе

2


3
Функции и основные задачи современных Вооружённых сил Российской Федерации

2


4
Организационная структура Вооружённых сил Российской Федерации

2


Практикум:
6
2


1.
Деловая беседа. Основные понятия воинской обязанности. Тест №3




2.
Круглый стол. Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации




3.
Семинар №5. Символы воинской чести




Практические занятия:
2



1.
Определение роли  Вооружённых Сил РФ как основы обороны государства




Самостоятельная работа:
Написание рефератов, согласно предложенной тематике: Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
7


УЭ 3.2 Основные понятия о воинской обязанности и военной службе
Лекции:
-



Практикум:
6



1.
Семинар №6. Прохождение военной службы по призыву. Тест №4




2.
Круглый стол. Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная служба.




3.
Семинар №7. Права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина и ответственность. Тест №5




Практические занятия:
2



1.
Как стать офицером российской армии




1
2
3
4

УЭ 3.2 Основные понятия о воинской обязанности и военной службе
Самостоятельная работа:
Написание рефератов, согласно предложенной тематике; Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов. Уголовная ответственность за преступления против военной службы Изучение ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ.
4


УМ 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

26


УЭ 4.1. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях
Лекции:
2



1.
Общие правила оказания первой помощи.

2



Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

1


Практикум:
4
2


1.
Деловая игра. Оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.




2.
Деловая игра. Оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах

2


Практические занятия:
2



1.