Методические рекомендации по выполнению практических и графических работ для студентов очного отделения

Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Югорский государственный университет» Сургутский нефтяной техникум (филиал)
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Югорский государственный университет»














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по учебной дисциплине ОП 01. Инженерная графика
для студентов 2-го курса очной формы обучения

Для специальностей:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отрасли)























2016 г.

УДК 74
С12





Составитель: преподаватель высшей категории Т.Э. Сабанцева.
Рецензент: преподаватель высшей категории Л.И. Семёнкина






Сабанцева Т.Э.
С12 Учебно-методическое пособие по инженерной графике для студентов СПО СНТ специальностей:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отрасли)

Содержит методические рекомендации по выполнению практических и графических работ по курсу учебной дисциплины ОП 01. Инженерная графика.
Способствует активизации самостоятельной деятельности студентов.

УДК 74


























СОДЕРЖАНИЕ:

№ п/п
Наименование
Стр.

1
Введение
3

2
Перечень графических, практических и самостоятельных работ
4

3
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Шрифт чертёжный»
7

4
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Линии чертежа»
7

5
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Сопряжения»
7

6
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Сопряжения»
10

7
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Проецирование точки»
10

8
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Проецирование отрезка прямой линии»
11

9
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Проецирование плоскости»
12

10
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Аксонометрия шестиугольника»
13

11
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Аксонометрия окружности»
14

12
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Группа геометрических тел»
15

13
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Сечение призмы (пирамиды) плоскостью»
15

14
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Сечение цилиндра (конуса) плоскостью»
17

15
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Пересечение двух геометрических тел»
17

16
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Построить по аксонометрии три вида модели»
17

17
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Построить по двум видам модели третий вид и аксонометрию»
18

18
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Построение чертежей деталей с применен. указанных разрезов»
18

19
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Чертёж модели с применением разрезов»
20

20
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Чертёж модели с применением сечений»
21

21
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Расчёт шпоночного соединения»
21

22
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Расчёт и чертёж болтового соединения»
22

23
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Расчёт и чертёж шпилечного соединения»
23

24
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Балансир»
23

25
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Резьбовые соединения труб»
24

26
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Цилиндрическая зубчатая передача»
25

27
Методические рекомендации по выполнению практической работы
«Эскиз детали с резьбой»
26

28
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Рабочий чертёж по эскизу детали»
26

29
Методические рекомендации по выполнению графической работы
«Деталирование сборочного чертежа»
26

30
Контрольные вопросы для самопроверки
28

31
Библиографический список
30



















ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена и является учебно-методической разработкой по курсу учебной дисциплины «Инженерная графика». Носит прикладной характер. Предназначено для студентов второго курса технических специальностей Сургутского нефтяного техникума (филиала) «ЮГУ».
УМП разработано на основе учебника «Инженерная графика» для средних специальных учебных заведений С.К. Боголюбова и учебного пособия «Индивидуальные задания по курсу черчения» того же автора.
Содержит методические рекомендации по выполнению практических и графических работ по всем темам дисциплины «Инженерная графика», изучаемым студентами по учебному плану. Приложение – ГОСТы, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных данными методическими указаниями.
Настоящее УМП помогает студентам выработать навыки выполнения и чтения чертежей и способствует активизации самостоятельной деятельности.
В УМП использованы основные источники:
[1] Боголюбов С.К. Инженерная графика: Учебник для средних специальных учебных заведений. – 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Машиностроение, 2002. – с. 352: ил.
[2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. 3-е изд., стереотипное. – М.: ООО ИД «Альянс», 2007. – 368 с.
[3] ГОСТы ЕСКД








Перечень графических, практических и самостоятельных работ.


п/п
Наименование

Специальности
Где выполняется
Стр.
учебника



РЭНГМ
БНГС
ТОРАТ
МТЭПО



Пр.р.1
Шрифт чертёжный
+
+
+
+
Прописи,
раб. тетрадь
17-23

Гр.р. №1
Линии чертежа
+
+
+
+
А4


Пр.р. №2
Геометрические построения.
+
+
+
+
Раб. тетрадь


Гр.р. №2
Геометрические построения
+
+
+
+
А4


Пр.р.3
Сопряжения.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
33-41

Гр.р.№3
Сопряжения.
А4
А4
А3
А3
А4 или А3


Пр.р.4
Проецирование точки. Задачи10,11,12.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
54-56

Пр.р.5
Проецирование отрезка прямой линии.
Задачи № 13,14,15.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
56-61

Пр.р.6
Проецирование плоских фигур.
Задачи №19,20.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
61-63

Пр.р.7
Аксонометрия шестиугольника. Модель с вырезом ј.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
86

Пр.р.8
Аксонометрия окружности.
Модель с вырезом ј.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
85-90

С.р. №1
К.Ч. геометрического тела; точки на поверхности. Модель с вырезом ј.
+
+
+
+



Гр.р.№4
Группа геометрических тел
+
+
+
+
А3
100-101

Гр.р.№5
Сечение призмы (пирамиды) плоскостью.
+
+
+
+
А3
104-107

Гр.р.№6
Сечение цилиндра (конуса) плоскостью.



+
А3
104-107

Гр.р.№7
Пересечение двух геометрических тел. Аксонометрия.



+
А3 в клетку
116-127

Пр.р.9
Построение по аксонометрии три вида модели (три модели)
+
+
+
+
Раб. тетрадь
101,111

Пр.р.10
Построение по двум видам модели третий вид и аксонометрию.
+
+
+
+
Раб. тетрадь


С.р. №2
КПК «Виды».
+
+
+
+



Пр.р.11
Построение чертежей деталей с применением указанных разрезов
+
+
+
+
Раб. тетрадь
153-160

Гр.р.№8
Чертёж модели с применением разрезов. Аксонометрия с вырезом ј.
+
+
+
+
А3


Пр.р.12
Чертёж модели с применением сечений.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
161-164

С.р. №3
Сечения.
+
+
+
+



К.р. №1
Изображения.
+
+
+
+



Пр.р.13
Расчёт шпоночного соединения.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
231-232

С.р. №4
«Исправь ошибку»



+



С.р. №5
Карта «Резьба».



+



Пр.р.14
Расчёт и чертёж болтового соединения
+
+
+
+
Раб. тетрадь
183-190

Пр.р.15
Расчёт и чертёж шпилечного соединения.
+
+
+
+
Раб. тетрадь
183-190

С.р. №6
КПК «Стандартные резьбовые изделия».
+
+
+
+



Гр.р.№9
«Балансир». Спецификация.



+
А4 и А3
183-190

Гр.р.№10
Резьбовые соединения труб.
+
+
+
+
А4
190-192

С.р. №7
Резьбовые соединения деталей.
+
+
+
+



Гр.р. №11
Цилиндрическая зубчатая передача



+
А3
241-250

Пр.р.16
Эскиз детали с резьбой
+
+
+
+
А4 в клетку
219-221

Гр.р.№12
Рабочий чертёж по эскизу детали
+
+
+
+
А4
221-225

Гр.р.№13
Деталирование сборочного чертежа
+
+
+
+
А4 и А3
279-290

Гр.р.№14
Сборочный чертёж узла. Спецификация.
+
+
+
+
А4 и А3
279-290





Методические рекомендации
по выполнению практической работы №1
«Шрифт чертёжный»
Задание к практической работе №1:
Изучить начертание прописных, строчных букв и цифр.
Соблюдая размеры, указанные в таблицах 6и7 учебника, написать шрифтом h10 все прописные буквы, цифры, строчные буквы. (Прописи для написания шрифта выданы преподавателем).
Соблюдая размеры, указанные в таблицах, написать в тетради шрифтом h7 фамилию, имя, шифр специальности и номер группы.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы необходимо изучить:
[1] Учебник С.К. Боголюбов «Инженерная графика», глава 3 «Шрифты чертежные»

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №1
«Линии чертежа»
Работа выполняется на листе формата А4, который располагаем согласно ГОСТ вертикально.
Алгоритм выполнения работы:
На листе формата А4 выделяем рабочее поле чертежа, т.е. чертим рамку (слева 20мм, с трёх других сторон по 5мм) и границы основной надписи размером 185х35.
На рабочем поле чертежа вычерчиваем линии, соблюдая требования ГОСТ в масштабе 1:1. Размеры между линиями указаны в карточке-задании (смотреть [2], задание 1, стр.8). Размеры на чертеже не проставляем.
Вычерчиваем основную надпись (без заполнения).
Внимание!
Для правильного выполнения графической работы необходимо изучить:
[1] Учебник С.К. Боголюбов «Инженерная графика», глава 2.
§1. Стандарты (стр.11-12),
§ 2. Форматы (стр. 12-14),
§ 3. Основная надпись чертежа (стр. 15-16),
§ 4. Линии чертежа (стр.16-17).

При выполнении графической работы линии выполняйте согласно размерам ГОСТ и помните, что штриховка выполняется под углом 45о в одну и другую сторону.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№2
«Геометрические построения».
Работа выполняется в рабочей тетради.
1-е Задание: выполнить деление отрезка на равные части при помощи циркуля.
Алгоритм выполнения работы:
Начертить отрезок АВ произвольной длины сплошной основной толстой линией.
Из вершины отрезка А вычертить дугу радиусом R > ЅL (L – длина отрезка АВ)
Из вершины отрезка В вычертить дугу радиусом R > ЅL (L – длина отрезка АВ)
Через точки пересечения дуг (над и под отрезком) проведем прямую, которая разделит отрезок на две равные части (АС и СВ) и будет являться перпендикуляром к заданному отрезку.
Задание для самостоятельной работы: разделить отрезки АС и СВ пополам.
2-е Задание: выполнить деление отрезка прямой линии на любое число равных частей (при помощи вспомогательной прямой).
3-е Задание: построение и деление углов при помощи циркуля.
4-е Задание: построение углов по клеткам (90°, 45°, 30°, 60°, 120°)
5-е задание: деление окружности на равные части. Окружности Ш 50 разделить на 3,5,6,8 равных частей при помощи циркуля.13 EMBED Equation.3 1415
Домашнее задание:
1. [1] глава 5.
§ 1. Деление отрезков прямых на равные части (стр. 28),
§ 3. Построение и деление углов (стр.30-31).
2. Построение углов по клеткам (дано в рабочей тетради).

Методические рекомендации
по выполнению графической работы№2
«Геометрические построения».
Графическая работа выполняется на листе формата А4.
Алгоритм выполнения работы:
На листе формата А4 выделяем рабочее поле чертежа, т.е. чертим рамку (слева 20мм, с трёх других сторон по 5мм) и границы основной надписи размером 185х35.
Анализируем изображение. Карточку-задание смотреть [2], задание 1, стр.8.
Определяем, какие геометрические построения необходимо выполнить на чертеже заданной плоской детали.
Твердым карандашом тонкими линиями выполняем первоначальное вычерчивание в масштабе 1:1.
Проверяем выполненные построения. Выполняем обводку. Размеры на чертеже не проставляем.
Вычерчиваем и заполняем основную надпись.
Внимание!
Для правильного выполнения графической работы необходимо изучить:
[1] Учебник С.К. Боголюбов «Инженерная графика», глава 5 Некоторые геометрические построения; глава 6 Деление окружности на равные части.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№3
«Сопряжения».

Работа выполняется в рабочей тетради. Карточку-задание см. [2].
Сопряжение это плавный переход от одного элемента к другому дугой заданного радиуса.
При построении сопряжения выполняются три шага в следующей последовательности:
построение центра сопряжения (точка «О»);
построение точек сопряжения (точки 1 и 2);
вычерчивание сопрягающей дуги.

Алгоритм построения сопряжения двух отрезков, пересекающихся под некоторым углом (двух лучей угла) дугой окружности заданного радиуса:
Дано: радиус сопряжения R и два отрезка, пересекающихся под углом 45 и 120 градусов.
Находим центр сопряжения точку «О»: параллельно сторонам угла с внутренней стороны на расстоянии равном радиусу сопряжения R проведём две вспомогательных прямых до пересечения друг с другом. Получим точку пересечения «О» - центр сопряжения.
Находим точки сопряжения: из центра сопряжения - точки «О» на каждую из сторон угла опустим перпендикуляры. Получим точки сопряжения 1, 2.
Из центра сопряжения - точки «О» вычертим сопрягающую дугу от точки 1 до точки 2.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика тему «Сопряжение линий» (стр. 37-38). Рассмотрите рис. 62 (а - д).
Алгоритм построения сопряжения прямой с дугой окружности (внешнее сопряжение):
Дано: радиус сопряжения R, окружность радиусом R1 и два отрезка.
Построим окружность R1 = 30мм и два отрезка, один из которых параллелен горизонтальной оси окружности, а второй является касательным к окружности под углом 45о к её вертикальной оси.
Найдём центр сопряжения «О»: проведём прямую параллельную одному из заданных отрезков на расстоянии R (радиуса сопряжения). Из центра окружности вычертим дугу радиусом равным сумме радиусов (R+R1). На пересечении вспомогательных дуги и прямой получаем точку «О» - центр сопряжения.
Из центра сопряжения «О» опустим перпендикуляр на заданный отрезок. Получим точку сопряжения 1. Соединим центр окружности с центром сопряжения. Получим точку сопряжения 2.
Из центра сопряжения «О» строим сопрягающую дугу (1-2) - плавный переход между точками 1 и 2.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика тему «Сопряжение линий» (стр. 37-39). Рассмотрите рис. 63 (а, б).

Алгоритм построения сопряжения прямой с дугой окружности (внутреннее сопряжение):
Дано: радиус сопряжения R, радиус дуги R1, отрезок прямой линии.
Строим дугу большого радиуса R1. Предварительно отмечаем центр этой дуги О1. На расстоянии 35мм от точки О1 вычертим горизонтальную прямую.
На расстоянии радиуса сопряжения R от заданной прямой, параллельно ей, проведём вспомогательную прямую.
Из центра О1 построим дугу радиусом (R-R1). На пересечении этой дуги и вспомогательной прямой получим центр сопряжения О.
Из центра сопряжения О опустим на прямую перпендикуляр - получим точку сопряжения 1.
Соединим центр О с центром О1 и продолжим линию до пересечения с дугой R 85. Получим точку сопряжения 2.
Из центра сопряжения О строим сопрягающую дугу (1-2) - плавный переход между точками сопряжения 1 и 2.
Внимание! Для правильного выполнения практической работы изучите в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика тему «Сопряжение линий» (стр. 37-39). Рассмотрите рис. 63 (в, г).

Алгоритм построения сопряжения дуги с дугой (внутреннее сопряжение):
Дано: радиус сопряжения R, окружности заданных радиусов R1 и R2.
Построим окружности заданных радиусов R1 и R2 на расстоянии 75мм друг от друга. Центры окружностей О1 и О2 соответственно.
Из центра окружности О1 строим дугу радиусом (R – R1). Из центра окружности О2 строим дугу радиусом (R – R2). Точка пересечения двух дуг – центр сопряжения О.
Найдём точки сопряжения 1 и 2. Для этого соединим центр сопряжения О с центром окружности О1 и центр сопряжения О с центром окружности О2 и продлим прямые до пересечения с противоположными сторонами окружностей.
Из центра сопряжения О проведём сопрягающую дугу (1 - 2) радиусом R между точками сопряжений 1 и 2, плавно переводя дугу одной окружности в дугу другой окружности.

Внешнее сопряжение:
Дано: радиус сопряжения R, окружности заданных радиусов R1 и R2.
Построим окружности заданных радиусов R1 и R2 на расстоянии 75мм друг от друга. Центры окружностей О1 и О2.
Из центра окружности О1 строим дугу радиусом (R + R1). Из центра окружности О2 строим дугу радиусом (R + R2). Точка пересечения двух дуг – центр сопряжения О.
Найдём точки сопряжения 1 и 2. Для этого соединим центр сопряжения О с центром окружности О1 и центр сопряжения О с центром окружности О2. Точки пересечения прямых линий с дугой окружности - точки сопряжения 1 и 2.
Из центра сопряжения О провести сопрягающую дугу (1 - 2) радиусом R между точками сопряжений 1 и 2, плавно переводя дугу одной окружности в дугу другой окружности.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика тему «Сопряжение линий» (стр. 39-40). Рассмотрите рис. 64 и рис. 65.

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №3
«Сопряжения».

Группы МЭПО и ТОРАТ - графическая работа выполняется на листе формата A3(две модели). Лист располагаем горизонтально.
Группы ПНГ, РЭНГМ и БНГС выполняют одну модель на листе формата А4, который располагается вертикально.
В этой графической работе вам необходимо построить контуры одной или двух деталей с карточки индивидуального задания в масштабе 1:1. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 22-36.
Алгоритм выполнения работы:
Выделите рабочее поле чертежа: начертите рамку и верхнюю границу штампа основной надписи.
Рассмотрите внимательно заданную деталь и уточните её габаритные размеры, т. е. наибольшие размеры высоты и ширины.
Вычертите на рабочем поле чертежа два (или один) габаритных прямоугольника тонкой линией. Соблюдайте правильную компоновку листа! (Предварительно можно вырезать габаритные прямоугольники из бумаги в клетку и расположить их на рабочем поле чертежа.)
Начертите все осевые линии элементов детали.
Постройте все окружности и прямолинейные участки заданной детали.
Если необходимо выполните деление окружности на равные части.
Выполните построение требуемых сопряжений.
Обведите построение.
Проставьте размеры.
Вычертите и заполните основную надпись.
Внимание!
При выполнении графической работы построение центров и точек сопряжений необходимо сохранить!
Для правильного выполнения практической работы повторите темы [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Сопряжение линий» (стр. 37-41).
«Деление окружности на равные части» (стр. 33-36).
«Линии» (стр. 16-17).
«Нанесение размеров на чертежах» (стр.25-28).

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№4
«Проецирование точки»
задание № 10,11,12

Работа выполняется в рабочей тетради. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 49,50,51.
Каждая задача выполняется на отдельной странице.
Точка – основной геометрический элемент линии и поверхности.

Алгоритм выполнения работы:
Из карточки – задания возьмите координаты точек А и В. Запишите их шрифтом №5 в тетради: А (x, y, z); B (x, y, z).
Начертите оси комплексного чертежа. Длина каждой оси не менее 50мм.
По заданным координатам x, y, z постройте комплексный чертёж точек А и В. На комплексном чертеже проекции точек обозначаются:
а – горизонтальная проекция точки А;
а' – фронтальная проекция точки А;
а "– профильная проекция точки А.
Начертите оси пространственного чертежа. Оси OX и OZ составляют угол 90о. Ось OY – изобразите под углом 45о к линии горизонта. Все размеры по оси OY берутся с коэффициентом 0,5 (Ky = 0,5)
Постройте действительное положение точек А и В в осях пространственного чертежа.
Определите принадлежность точек. Точки могут принадлежать оси (OX, OY, OZ), плоскости (горизонтальной, фронтальной, профильной) или пространству (если все три координаты являются действительными числами).
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы повторите темы в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Проецирование точки на две плоскости проекций» (стр. 54-55);
«Проецирование точки на три плоскости проекций» (стр. 55-56).

Внимательно разберите пример задачи решённой в рабочей тетради и обратите внимание на её оформление.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№5
«Проецирование отрезка прямой линии»
задачи № 13, 14, 15.

Работа выполняется в рабочей тетради. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 52, 53, 54.
Каждая задача выполняется на отдельной странице.
Прямая линия определяется двумя точками, которые находятся на концах отрезка.

Алгоритм выполнения работы:
Из карточки – задания возьмите координаты точек А и В. Запишите их шрифтом №5 в тетради: А (x, y, z); B (x, y, z).
Начертите оси комплексного чертежа. Длина каждой оси не менее 50мм.
По заданным координатам x, y, z постройте комплексный чертёж отрезка АВ, т. е. точек А и В которые лежат на концах отрезка.
Начертите оси пространственного чертежа. Постройте действительное положение отрезка АВ в осях пространственного чертежа.
Определите случаи расположения отрезка относительно плоскости проекций.
Если отрезок расположен перпендикулярно фронтальной плоскости (фронтальная проекция отрезка – точка), он называется фронтально-проецирующим.
Если отрезок расположен перпендикулярно горизонтальной плоскости (горизонтальная проекция отрезка - точка), он называется горизонтально-проецирующим.
Если отрезок расположен перпендикулярно профильной плоскости (профильная проекция отрезка - точка), он называется профильно-проецирующим.
Если отрезок параллелен одной плоскости проекций, то он называются соответственно фронталью, горизонталью или профильной прямой и проецируется на соответствующую плоскость в отрезок натуральной величины.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы повторите темы в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Проецирование отрезка прямой линии» (стр. 56-59);
«Следы прямой линии» (стр. 60).

Внимательно разберите пример задачи решённой в рабочей тетради и обратите внимание на её оформление.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№6
«Проецирование плоскости» - задачи № 19, 20.

Работа выполняется в рабочей тетради. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 58, 59.
Каждая задача выполняется на отдельной странице.
Плоскостью называется поверхность, образуемая движением прямой линии, которая движется параллельно самой себе по неподвижной направляющей прямой.

Алгоритм выполнения работы:
Из карточки – задания возьмите координаты точек А, В, С. Запишите их шрифтом №5 в тетради: А (x, y, z); B (x, y, z); С (x, y, z).
Начертите оси комплексного чертежа. Длина каждой оси не менее 50мм.
По заданным координатам x, y, z постройте комплексный чертёж точек А, В и С которые принадлежат плоскости АВС.
Начертите оси пространственного чертежа. Оси OX и OZ составляют угол 90 градусов. Ось OY – изобразите под углом 45 градусов к линии горизонта.
Постройте действительное положение плоскости АВС в осях пространственного чертежа.
Определите случаи расположения плоскости АВС относительно плоскости проекций.
Если плоскость АВС расположена перпендикулярно фронтальной плоскости (фронтальная проекция плоскости - отрезок), она называется фронтально-проецирующей.
Если плоскость АВС расположена перпендикулярно горизонтальной плоскости (горизонтальная проекция плоскости - отрезок), она называется горизонтально-проецирующей.
Если плоскость АВС расположена перпендикулярно профильной плоскости (профильная проекция плоскости - отрезок), она называется профильно-проецирующей.
Если плоскость АВС параллельна фронтальной плоскости (проецируется на фронтальную плоскость в натуральную величину, а на две другие плоскости – в отрезок прямой), она называется фронтальной плоскостью.
Если плоскость АВС параллельна горизонтальной плоскости, она называется горизонтальной.
Если плоскость АВС параллельна профильной плоскости, она называется профильной.
Если плоскость АВС не параллельна и не перпендикулярна ни одной плоскости проекций, она называется плоскостью общего положения.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы повторите тему в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика «Проецирование плоскости» (стр. 61-68).


Методические рекомендации
по выполнению практической работы №7
«Аксонометрия шестиугольника.
Модель с вырезом передней четверти».

Работа выполняется в тетради.
Построение изометрической проекции шестиугольника.
Задание:
Построить прямоугольную изометрическую проекцию шестиугольника параллельно фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекции;
Вычертить изометрическую проекцию шестиугольной призмы (h 60мм) с вырезом передней четверти.

Предварительное построение:
Постройте натуральную величину (н.в.) шестиугольника (окружность диаметром 50мм разделите на шесть равных частей). Расположите шестиугольник так, чтобы его вершины 1и 4 лежали на оси ox.
Обозначьте вершины шестиугольника цифрами.
Обратите внимание на размер равный диаметру описанной окружности D и «размер под ключ» S.

Помните: по осям изометрической проекции размеры откладываем действительные.

Алгоритм построения прямоугольной изометрии шестиугольника:
Вычертим оси изометрической проекции. Угол между всеми осями = 120о. Построение осей подробно показано в рабочей тетради.
На горизонтальной плоскости проекций (плоскость XOY) построим дополнительные оси Ox и Oy параллельно основным осям OX и OY изометрической проекции (ось OZ проецируется в точку, т. к. перпендикулярна плоскости «Н»).
Построение шестиугольника (любой геометрической фигуры) начинаем с вершин, лежащих на оси (в нашем случае – т. 1и 4 на оси OX).
Все измерения будем снимать с н.в. шестиугольника и откладывать на соответствующих осях изометрической проекции.
Измерим циркулем на н.в. шестиугольника отрезок (О-1) = радиусу описанной окружности и отложим измеренный отрезок на оси OX по обе стороны от точки «О». Получим вершины 1 и 4.
Измерим половину «размера под ключ» (отрезок Оm или Оn) на н.в.шестиугольника и отложим на оси OY в изометрии по обе стороны от точки «О».
Рассмотрим заданный шестиугольник. Точка «m» принадлежит отрезку (2-3). Отрезок (2-3) параллелен оси OX. Точка «n» принадлежит отрезку (5-6). Отрезок (5-6) параллелен оси OX.
На построении в изометрии через точки «m» и «n» проведём прямые параллельные оси OX. На них отложим отрезки m-2; m-3 и n-5; n-6.
Построенные точки последовательно соединим. Получим изометрическую проекцию шестиугольника параллельного горизонтальной плоскости проекций.
Построенный шестиугольник будем считать нижним основанием призмы. Высота призмы = 60мм. Построим верхнее основание призмы. Соединим соответственные точки верхнего и нижнего оснований боковыми рёбрами.
Вырежем переднюю четверть (1/4) призмы. Выполним штриховку, предварительно определив угол наклона штрихов.

Перейдём к фронтальной плоскости проекций (XOZ). Построение выполним аналогично предыдущему на осях OX и OZ (ось OY проецируется в точку т.к. перпендикулярна плоскости «V»):
Диаметр описанной окружности D отложим по оси OX.
«Размер под ключ» S отложим по оси OZ.
Отрезки (2-3) и (5-6) построим параллельно оси OX.
Построенные точки последовательно соединим. Получим изометрическую проекцию шестиугольника параллельного фронтальной плоскости проекций.

Перейдём к профильной плоскости проекций (ZOY). Построение выполним аналогично предыдущему на осях OY и OZ (ось OX проецируется в точку т.к. перпендикулярна плоскости «W»):
Диаметр описанной окружности D отложим по оси OY.
«Размер под ключ» S отложим по оси OZ.
Отрезки (2-3) и (5-6) построим параллельно оси OY.
Построенные точки последовательно соединим. Получим изометрическую проекцию шестиугольника параллельного профильной плоскости проекций.

Построение прямоугольной диметрической проекции шестиугольника.
Работа выполняется в тетради.
Задание:
Построить прямоугольную диметрическую проекцию шестиугольника параллельно фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекции;
Вычертить прямоугольную диметрическую проекцию шестиугольной пирамиды (высота = 60мм) с вырезом передней четверти.

Алгоритм построения прямоугольной диметрической проекции аналогичен алгоритму построения прямоугольной изометрической проекции.
Необходимо знать построение осей прямоугольной диметрической проекции и особенности измерения по осям.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы необходимоизучить темы в [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Аксонометрические проекции» (стр. 80- 93);
Внимательно рассмотреть построение изометрической и диметрической проекции шестиугольника в рабочей тетради.
Знать правило определения направления штриховки выреза передней четверти призмы в изометрии и пирамиды в диметрии.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы №8
«Аксонометрия окружности.
Модель с вырезом передней четверти».

Работа выполняется в тетради.
Построение прямоугольной изометрической и диметрической проекции окружности.
Задание:
Построить прямоугольную изометрическую проекцию окружности (диаметр = 50мм) параллельно фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекции;
Вычертить изометрическую проекцию цилиндра (высота = 60мм) с вырезом передней четверти;
Построить прямоугольную диметрическую проекцию окружности (диаметр = 50мм) параллельно фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостям проекции;
Вычертить диметрическую проекцию конуса (высота = 60мм) с вырезом передней четверти.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы необходимо:
Изучить тему в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика «Аксонометрические проекции» (стр. 84- 85; 89 - 90; 93).
Алгоритм построения изометрии окружности подробно описан в рабочей тетради.

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №4
«Группа геометрических тел».

Графическая работа выполняется на листе формата A3 в клетку. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 77-87.
Лист располагаем горизонтально.
Работа выполняется в масштабе 1:1, то есть по размерам индивидуальной карточки-задания.
Алгоритм выполнения работы:
Выделите рабочее поле чертежа: начертите рамку и верхнюю границу штампа основной надписи.
Рассмотрите внимательно заданную группу геометрических тел. Уточните название каждого геометрического тела и его свойства.
По горизонтальной проекции группы геометрических тел определите расположение каждого тела в группе относительно других тел и расстояние между ними.
Выясните видимость каждого тела при взгляде спереди (на фронтальной проекции) и слева (на профильной проекции) на данную группу.
Продумайте компоновку листа.
Начните работу с вычерчивания осевых линий на горизонтальной проекции и, затем, самой горизонтальной проекции тел.
Если необходимо выполните деление окружности на равные части.
Постройте фронтальную и профильную проекции группы геометрических тел.
Вычертите оси для построения изометрической проекции группы геометрических тел. Определите центры оснований каждого из тел.
Постройте изометрические проекции четырёх геометрических тел из найденных центров.
Обведите построение.
Вычертите и заполните основную надпись.
Внимание!
При построении изометрической проекции все линии построения необходимо сохранить.
Для правильного выполнения практической работы внимательно рассмотрите пример в тетради и повторите темы учебника [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Комплексные чертежи группы геометрических тел», стр. 100, рис.173;
«Проекции геометрических тел», стр. 94-100;
«Аксонометрические проекции», стр. 80-93.

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №5
«Сечение призмы (пирамиды) плоскостью».

Графическая работа выполняется на листе формата A3. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 101.
Лист располагаем горизонтально.
Работа выполняется в масштабе 1:1, то есть по размерам карточки-задания.

Графическая работа содержит:
Комплексный чертёж усеченной призмы;
построение натуральной величины плоскости сечения;
построение развёртки усеченной призмы;
изометрию усечённой призмы.

Алгоритм построения комплексного чертежа :
Выделите рабочее поле чертежа: начертите рамку и верхнюю границу штампа основной надписи (185х35).
Постройте три проекции полной шестигранной призмы тонкой линией.
Под заданным углом проведите секущую фронтально-проецирующую плоскость.
Найдите и обозначьте цифрами точки пересечения секущей плоскости Р с рёбрами призмы на фронтальной проекции.
Постройте горизонтальную и профильную проекции точек пересечения. Последовательно соедините полученные точки и получите горизонтальную и профильную проекции плоскости сечения.
Проекции плоскости сечения выделите штриховкой (параллельными линиями под углом 45° к линии горизонта).
Обведите построение.
Заполните основную надпись.

Построение натуральной величины плоскости сечения:
Фигура сечения прямой шестиугольной призмы фронтально-проецирующей плоскостью Р представляет собой плоский шестиугольник.
Действительный вид фигуры сечения можно определить следующими способами: вращения, совмещения или перемены плоскостей проекций.
В карточке-задании применён способ перемены плоскостей проекций.
В рабочей тетради показано построение натуральной величины фигуры сечения способом вращения.
В графической работе примените наиболее удобный вам способ построения.

Алгоритм построения развёртки усечённой призмы:
Развёртка – плоская фигура, полученная при совмещении поверхности геометрического тела с одной плоскостью.
L - длина боковой поверхности развёртки;
а- длина стороны правильного шестиугольника, лежащего в основании;
h – высота боковой поверхности;
R – радиус описанной окружности.
L=6a или L=6R
Высоту рёбер берём с фронтальной или профильной проекции.
К развёртке боковой поверхности пристройте фигуру нижнего основания – шестиугольник (размеры возьмите с горизонтальной проекции) и фигуру сечения (размеры возьмите с натуральной величины).
Линии сгиба на развёртке показывают штрихпунктирной линией с двумя точками.

Алгоритм построения изометрии усеченной призмы:
Постройте оси изометрической проекции.
Постройте основание призмы (шестиугольник) на горизонтальной плоскости.
Из вершин основания проведите вертикально линии рёбер, на которых от основания отложите их действительные длины, взятые с фронтальной или профильной проекции призмы.
Полученные точки последовательно соедините.
Обведите построение.
Внимание!
Для правильного выполнения графической работы внимательно рассмотрите пример в тетради и изучите тему учебника [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Сечение призмы плоскостью» стр.103-104.

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №6
«Сечение цилиндра (конуса) плоскостью».

Построение сечения прямого кругового цилиндра аналогично построению сечения призмы. См. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 103. Построение сечения цилиндра и конуса подробно рассмотрено в рабочей тетради.
Внимание!
Для правильного выполнения графической работы внимательно рассмотрите пример в тетради и изучите тему учебника [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Сечение цилиндра плоскостью» стр.104-105;
«Сечение прямого кругового конуса плоскостью» стр.107-109.

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №7
«Пересечение геометрических тел».

Построение пересечения двух многогранников подробно рассмотрено в рабочей тетради. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 142.
Внимание!
Для правильного выполнения графической работы внимательно рассмотрите пример в тетради и изучите тему учебника [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Пересечение поверхностей многогранников» стр.121-123.


Методические рекомендации
по выполнению практической работы №9
«Построение по аксонометрической проекции чертежа модели».

Работа выполняется в рабочей тетради. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 88-97.
Каждая задача выполняется на отдельной странице.
В вариантной карточке даны три модели, изображённые в аксонометрии.

Алгоритм выполнения работы:
Рассмотрите внимательно первую заданную модель.
Сделайте устный анализ геометрической формы модели.
Выберите правильно главное изображение – вид спереди, который даёт наиболее полное представление о геометрической форме и размерах детали.
Постройте три вида этой модели (спереди, сверху, слева) соблюдая проекционную связь.
Обведите построение.
Аналогично постройте две следующие модели.
Построение выполняем по размерам задания в масштабе 1:1.
Размеры на чертеже не проставляем.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите темы в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Особенности машиностроительного чертежа» стр.144;
«Системы расположения изображений» стр.148;
«Основные виды» стр.150-151;
Рассмотрите примеры построения на стр. 101(рис.174) и 111(рис.188).
Просмотрите внимательно материал, данный в рабочей тетради.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы №10
«Построение третьей проекции модели по двум заданным.
Аксонометрия».

В вариантной карточке четыре модели. Для каждой приведенной модели даны два вида. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 120-134.
Каждая задача выполняется на отдельной странице.
Группы ТОРАТ и МЭПО выполняют две модели в тетради и две модели на листе формата А3.
Группы РЭНГМ, БНГС, ПНГ выполняют две модели по выбору в тетради.
Алгоритм выполнения работы:
Рассмотрите внимательно первую заданную модель.
По двум приведённым видам сделайте устный анализ геометрической формы модели.
В проекционной связи с видом спереди перечертите второй заданный вид.
Постройте третий вид этой модели.
Начертите оси изометрической проекции.
Постройте изометрическую проекцию модели, правильно расположив её относительно осей OX и OY.
Обведите построение.
Аналогично постройте три следующие модели.
Построение выполняем по размерам задания в масштабе 1:1.
Размеры на чертеже не проставляем!
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите темы в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Особенности машиностроительного чертежа» стр.144;
«Системы расположения изображений» стр.148;
«Основные виды» стр.150-151;
Рассмотрите примеры построения на стр. 101(рис.174) и 111(рис.188).
Просмотрите внимательно материал, данный в рабочей тетради.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№11
«Построение чертежей деталей с применением указанных разрезов».

Работа выполняется в тетради. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 209-240.
Задание состоит из четырёх отдельных построений, включающих в себя простые и сложные разрезы.
Построение выполняем по размерам задания в масштабе 1:1.

1 задача: «Соединение вида с разрезом»
Дано:
вид спереди и вид сверху.
Необходимо выполнить:
соединение главного вида с фронтальным разрезом.
Алгоритм выполнения задачи:
Анализировать задание.
Перечертить оба изображения.
Преобразовать вид спереди, выполнив соединение вида и фронтального разреза. Вид спереди располагаем слева от границы (штрихпунктирной линии), разрез – справа.
На разрезе показать внутреннее строение модели. Выделить штриховкой те части модели, которые рассекла секущая плоскость. Оставляем не заштрихованными отверстия, пазы, рёбра жёсткости, тонкие стенки и те грани, которые видны на разрезе, но находятся за секущей плоскостью.
На половине вида оставить только видимые контуры предмета. Уберём все линии невидимого контура.
Обвести построение.
Проставить размеры.

2 задача: «Выполнение наклонного разреза»
Дано:
два вида модели.
Необходимо выполнить:
наклонный разрез.
Алгоритм выполнения задачи:
Анализировать задание.
Перечертить только вид, на котором показан след секущей плоскости.
Изобразить и обозначить след секущей плоскости, стрелки направления взгляда.
Построение наклонного разреза вести в ту сторону, куда направлены стрелки взгляда.
Из каждой точки пересечения секущей плоскости с элементами модели восставить перпендикуляры произвольной длины по направлению стрелок взгляда.
Изображение разреза расположить параллельно секущей плоскости.
Выполнить разрез.
Выделить штриховкой те части модели, которые попали непосредственно в секущую плоскость.
Обозначить разрез.
Обвести построение.
Проставить размеры.

3 задача: «Выполнение сложного ломаного разреза»
Дано:
два вида модели.
Необходимо выполнить:
сложный ломаный разрез.
Определение: Сложный разрез называется ломаным, если он образован двумя и более пересекающимися секущими плоскостями.
Алгоритм выполнения задачи:
Анализировать задание.
Перечертить вид, на котором показан след секущих плоскостей.
Изобразить и обозначить следы секущих плоскостей, стрелки направления взгляда. Одна секущая плоскость основная, а вторая проходит через пазы и отверстия детали, оси которых не совпадают с основной плоскостью.
Наклонную плоскость для выполнения разреза необходимо мысленно повернуть по направлению стрелки взгляда и совместить с основной плоскостью. Для этого иглу циркуля установить в место перегиба секущих плоскостей, а карандаш – в точки пересечения секущей плоскости с элементами детали.
На месте второго вида выполнить разрез. Место перегиба плоскостей на разрезе не показывается.
Выполнить штриховку.
Обозначить разрез.
Обвести построение.
Проставить размеры.

4 задача: «Выполнение сложного ступенчатого разреза»
Дано:
два вида модели.
Необходимо выполнить:
сложный ступенчатый разрез.
Определение: Сложный разрез называется ступенчатым, если он образован двумя и более параллельными секущими плоскостями. Ступенчатый разрез может быть фронтальным, профильным, горизонтальным.
Алгоритм выполнения задачи:
Анализировать задание.
Перечертить только вид, на котором показан след секущих плоскостей.
Изобразить и обозначить следы секущих плоскостей, стрелки направления взгляда.
На месте второго вида выполнить разрез. Место перегиба плоскостей на разрезе не показывается.
Выполнить штриховку.
Обозначить разрез.
Обвести построение.
Проставить размеры.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите темы в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Разрезы», «Простые разрезы», «Обозначение разрезов» стр.153-156;
«Наклонный разрез», «Местные разрезы» стр.156-158;
«Сложные разрезы – ступенчатые и ломаные» стр.158-161;
Рассмотрите примеры построения задач (карточки-задания). Просмотрите внимательно материал, данный в рабочей тетради.

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №8
«Построение чертежа модели с применением разрезов и аксонометрии с вырезом
передней четверти».

Графическая работа выполняется на листе формата A3. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 179-193.
Лист располагаем горизонтально.
Работа выполняется в масштабе 1:1, то есть по размерам карточки-задания.
Задание к графической работе:
По двум данным проекциям построить третью проекцию с применением разрезов, указанных в схеме карточки-задания, изометрическую проекцию модели с вырезом передней четверти.
Алгоритм построения комплексного чертежа:
Выделите рабочее поле чертежа: начертите рамку и верхнюю границу штампа основной надписи (185х35).
Продумайте правильную компоновку чертежа исходя из количества изображений.
Сделайте устный анализ геометрической формы модели. Проясните внутреннее строение: пазы, отверстия, рёбра жёсткости и т.п.
Вычертите вид сверху.
Над видом сверху постройте соединение вида спереди с фронтальным разрезом. На половине разреза выделите штриховкой рассечённые поверхности. На половине вида удалите все лини невидимого контура.
Постройте соединение вида слева с профильным разрезом. Помните: разрез располагаем справа от границы, вид – слева.
Выполните построение изометрической проекции модели. Линии построения необходимо сохранить.
Для выреза передней четверти секущие плоскости проведите по осям OX и OY.
Определите правильно направление штриховки выреза передней четверти. Выполните штриховку рассечённых поверхностей.
Обведите построение.
Проставьте размеры.
Заполните основную надпись.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№12
«Построение чертежа детали с применением сечений».

Работа выполняется в тетради. Лист разверните горизонтально. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 241-250.
Построение выполняем по размерам задания в масштабе 1:1.
Дано:
Аксонометрия детали и её вид спереди.
Необходимо выполнить:
Два сечения.
Алгоритм выполнения задачи:
Рассмотрите наглядное изображение детали, которое даётся для уяснения формы наружной и внутренней.
Перечертите вид спереди.
Одно из сечений выполните на продолжении следа секущей плоскости. След секущей плоскости изобразите штрихпунктирной линией. Сечение в данном случае не обозначается.
Второе сечение выполните или на свободном месте чертежа, или в проекционной связи с видом.
Обведите построение.
Проставьте размеры.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите темы в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Сечения» стр.161-164;
Рассмотрите пример построения задачи и материал, данный в рабочей тетради.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№13
«Расчёт и чертёж шпоночного соединения».

Работа выполняется в тетради. Лист разверните горизонтально.
Построение выполняем по размерам задания в масштабе 1:1. См. [3] ГОСТы ЕСКД.
Размеры выдает преподаватель в зависимости от варианта.
Дано:
Диаметр вала, длина втулки.
Необходимо выполнить:
Соединение вала и втулки при помощи шпонки.
Алгоритм выполнения работы:
1. По данному диаметру посадочного вала и длине втулки из таблицы ГОСТа (таб. 38, стр. 232, учебник) выбрать следующие значения:
Ширина шпонки (b)
Высота шпонки (h)
Длина шпонки (l)
Глубина паза на валу (t1)
Глубина паза на втулке (t2)
2. Длину шпонки возьмите на 10мм короче длины втулки (5мм справа и 5мм слева).
3. Начертите фронтальный разрез и поперечный разрез (профильный) по месту соединения плоскостью А-А.
4. Рассчитайте зазор между верхней границей шпонки и пазом на втулке.
5. Под выполненным чертежом напишите условное обозначение призматической шпонки по образцу:
Шпонка b х h х L ГОСТ 23360-78.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите тему в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Разъёмные и неразъёмные соединения деталей» стр.230-232;

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№14
«Расчёт и чертёж болтового соединения».

Работа выполняется в тетради. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр.266. ГОСТы для расчёта см. [3] ГОСТы ЕСКД.
Построение выполняем по размерам, указанным в карточке- задании в масштабе 1:1.
Практическая работа содержит:
Простейшую сборку, в которой нестандартные детали крепятся при помощи болта, гайки, шайбы.
Дано в карточке-задании:
d - номинальный диаметр болта;
m - толщина соединяемой детали;
n - толщина соединяемой детали;
c - фаска;
Найти:
d1 – внутренний диаметр резьбы (см. таб.13, стр. 176) или приложения к методическим рекомендациям;
D – диаметр описанной окружности – ГОСТ на гайку или болт;
Dш – диаметр шайбы – ГОСТ на шайбу;
H – высота гайки – ГОСТ на гайку;
h – высота головки болта – ГОСТ на болт;
k – длина резьбового конца, оставшаяся после навинчивания гайки (k = d/3) ;
s – толщина шайбы – ГОСТ на шайбу;
l0 – длина резьбового конца болта – ГОСТ на болт;
l – длина болта = n + m + s + H + k. Длину болта рассчитываем и корректируем ГОСТом. Принимаем по ГОСТу значение ближайшее большее кратное 5.
A – диаметр отверстия в детали = 1,1d;
R = 1,5d;
R1 = d;
B =3d;
Алгоритм выполнения работы:
Выписать в столбик все буквенные значения параметров.
Найти в ГОСТах параметры и записать их числовые значения рядом с буквенными.
По размерам в масштабе 1:1 начертить фронтальный разрез соединения, вид сверху и профильный разрез.
Проставить два размера: номинальный диаметр и длину болта.
Написать в алфавитном порядке чертёжным шрифтом №7или №5 условные обозначения входящих в сборку стандартных крепёжных изделий.

Пример:
Болт М20 х 65 ГОСТ 7798-70
Гайка 2 М20 ГОСТ 5915-75
Шайба 20 ГОСТ 11371-78

Методические рекомендации
по выполнению практической работы№15
«Расчёт и чертёж шпилечного соединения».

Работа выполняется в тетради. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 267. ГОСТы для расчёта см. [3] ГОСТы ЕСКД.
Построение выполняем по размерам, указанным в карточке-задании в масштабе 1:1.
Практическая работа содержит:
Простейшую сборку, в которой нестандартные детали крепятся при помощи шпильки, гайки, шайбы.
Дано в карточке-задании:
d - номинальный диаметр шпильки;
n - толщина верхней соединяемой детали;
m - толщина нижней соединяемой детали;
c - фаска;
Найти:
d1 – внутренний диаметр резьбы (см. таб.13, стр. 176);
D – диаметр описанной окружности гайки – ГОСТ на гайку;
Dш– диаметр шайбы – ГОСТ на шайбу;
H – высота гайки – ГОСТ на гайку;
k – длина резьбового конца, оставшаяся после навинчивания гайки (k = d/3) ;
s – толщина шайбы – ГОСТ на шайбу;
l0 – длина резьбового гаечного конца шпильки – ГОСТ на шпильку;
l – длина шпильки = n + s + H + k. Длину шпильки рассчитываем и корректируем ГОСТом. Принимаем по ГОСТу значение ближайшее большее кратное 5.
L1 – длина ввинчиваемого конца шпильки = d, т.к. шпильку вворачиваем в сталь.
L – длина резьбы в отверстии = l1 + 0,25d
L1 – глубина отверстия = l1 + 0,5d
A – диаметр отверстия в детали = 1,1d;
R = 1,5d;
R1 = d;
B =3d;
Алгоритм выполнения работы:
Выписать в столбик все буквенные значения параметров.
Найти в ГОСТах параметры и записать их числовые значения рядом с буквенными.
По размерам в масштабе 1:1 начертить фронтальный разрез соединения, вид сверху и вид слева.
Проставить два размера: номинальный диаметр и длину шпильки.
Написать в алфавитном порядке чертёжным шрифтом №7 или №5 условные обозначения входящих в сборку стандартных крепёжных изделий.

Пример:
Гайка 2 М20 ГОСТ 5915-75
Шайба 20 ГОСТ 11371-78
Шпилька М20 х 70 ГОСТ 22032-76

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №9
«Балансир».

Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 268-283. ГОСТы для расчёта см. [3] ГОСТы ЕСКД.
Графическая работа состоит из двух листов:
1. Сборочный чертёж «Балансир». Выполняется на листе формата A3. Лист располагается горизонтально.
2. Спецификация к сборочному чертежу. Выполняется на листе формата А4.
Вариантное задание представлено в карточках-заданиях.
Работа выполняется в масштабе 1:1, то есть по размерам карточки.
Сборочный чертёж содержит:
Фронтальный разрез и вид сверху изделия «Балансир», состоящего из трёх или четырёх нестандартных деталей.
Упрощенное изображение болтового, шпилечного, винтового соединений.
Размеры: номинальный диаметр и длина стандартных крепёжных деталей; межосевое расстояние.
Спецификация – текстовый документ.
Алгоритм заполнения спецификации:
Вычертите и оформите спецификацию.
Обратите внимание на пустые строки в графе «Наименование». Заполните в графе «Наименование» разделы: документация, детали, стандартные изделия.
В раздел «Детали» записываем нестандартные детали. Первым пишется «Корпус». Затем все остальные, входящие в изделие детали.
В раздел «Стандартные изделия» записываем стандартные крепёжные детали в алфавитном порядке.
Заполните графу «Позиция» проставив порядковый номер позиции в соответствии с последовательно записанными нестандартными и стандартными деталями: 1,2,3,4 и т.д.
В графе «Количество» - количество каждой детали на одно изделие.
Заполните основную надпись. Пример заполнения смотрите в учебнике на стр.282, рис.453.
Номера позиций из спецификации переносим на сборочный чертёж, где они проставляются упорядоченно на общую горизонталь или вертикаль.
Внимание!
Для правильного выполнения графической работы изучите тему в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Особенности оформления сборочного чертежа. Спецификация» стр.279-290;

Методические рекомендации
по выполнению графической работы №10
«Резьбовые соединения труб».

Работа выполняется на листе формата А4. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 284. ГОСТы для расчёта см. [3] ГОСТы ЕСКД.
Построение выполняем по размерам карточки-задания в масштабе 1:1.
Графическая работа содержит:
Соединение фитинга с трубой.
Сечение по месту соединения фитинга с трубой (за буртиком).
В вариантах с 1 по 8 – сечение по рёбрам жёсткости муфты.
Размеры: диаметр условного прохода трубы (Dy), тип и размер резьбы.
Запись условного обозначения фитинга и трубы шрифтом №7 или №5 в алфавитном порядке.
Например: Муфта 20 ГОСТ 8955 – 75
Труба 20 ГОСТ 3262 - 75

Дано в карточке-задании:
Dy - диаметр условного прохода трубы;
Тип фитинга по номеру варианта: с 1 по 8 – муфта прямая длинная,
с 9 по 15 – тройник прямой,
с 16 по 23 – угольник прямой.
Алгоритм выполнения работы:
Оформить лист – выделить рабочее поле чертежа.
Определить тип фитинга по номеру варианта.
Уточнить размеры и масштаб выполнения работы.
Продумать компоновку листа.
Выполнить изображение соединения фитинга с трубой, применив соединение вида спереди с фронтальным разрезом.
Сечение по месту соединения можно выполнить на свободном месте чертежа или по следу секущей плоскости.
Обвести построение.
Проставить размер диаметра условного прохода трубы и обозначение резьбы.
Записать условное обозначение трубы и фитинга.
Заполнить основную надпись.
Внимание!
Для правильного выполнения графической работы изучите тему в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Резьбовые соединения труб» стр.192-193.

Методические рекомендации
по выполнению графической работы№11
«Цилиндрическая зубчатая передача».

Работа выполняется на листе формата А3. Карточку-задание см. [2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения, стр. 319. ГОСТы для расчёта см. [3] ГОСТы ЕСКД.
Построение выполняем по размерам задания в масштабе 1:1.
Графическая работа содержит:
Фронтальный разрез и вид слева зубчатого зацепления.
Дано в карточке-задании:
m – модуль зацепления;
z1 – количество зубьев шестерни;
z2 – количество зубьев колеса;
DВ1 – диаметр делительной окружности шестерни;
DВ2 – диаметр делительной окружности колеса.
Алгоритм выполнения работы:
Оформить лист – выделить рабочее поле чертежа.
В тетради сделать расчет по формулам, приведённым в учебнике таб.40, стр.242.
В зависимости от диаметров посадочных валов выбрать призматические шпонки пользуясь таблицей 38, стр. 232 в учебнике.
Вычертить фронтальный разрез и вид слева зубчатого зацепления по расчетам, выполненным в тетради.
На виде слева местными разрезами показать шпоночное соединение.
Записать условное обозначение шпонок шрифтом №7.
В верхнем правом углу начертить таблицу (смотри рис.404, стр. 245 в учебнике).
В таблице указать: модуль зацепления, количество зубьев шестерни, количество зубьев колеса, диаметр делительной окружности шестерни, диаметр делительной окружности колеса, межосевое расстояние.
Проставить размеры: диаметры валов, межосевое расстояние.
Заполнить штамп основной надписи.
Внимание!
Для правильного выполнения графической работы изучите тему в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика:
«Разновидности зубчатых колёс и их параметры » стр.241-248.
Рассмотрите пример построения на стр.247, рис.410.

Методические рекомендации
по выполнению практической работы №16
«Эскиз детали с резьбой».

Работа выполняется на листе формата А4 в клетку от руки по индивидуальной модели.
Эскиз содержит:
Минимальное, но достаточное количество изображений (виды, разрезы, сечения) детали, необходимое для её изготовления и контроля.
Действительные размеры.
Обозначение шероховатости поверхностей.
Материал детали.
Алгоритм выполнения работы:
Ознакомьтесь с деталью. Определите форму её основных элементов.
Выясните назначение детали, из какого материала она выполнена. Рассмотрите обработку её частей.
Выберите вид спереди и другие необходимые изображения.
Продумайте компоновку листа. Помните, что детали имеющие поверхности вращения, обрабатываемые на станке, на чертеже располагаются горизонтально (ось вращения детали горизонтальна).
Соблюдая пропорции элементов детали, вычертите соединение вида спереди с фронтальным разрезом или местным разрезом и все прочие необходимые изображения (сечение по шестиграннику, выносной элемент проточки, сечение по лыскам и т.п.).
Обведите изображения.
При помощи мерительного инструмента: штангенциркуля, резьбомера, линейки, угольника, определите точные размеры детали.
Проставьте размеры на эскизе. Размеры проставляются в зависимости от технологии изготовления детали от базовых поверхностей.
Проставьте шероховатость отдельных поверхностей детали.
Внимание!
Для правильного выполнения практической работы изучите тему в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика «Выполнение эскизов деталей» стр.219-221.

Методические рекомендации по
выполнению графической работы №12
«Рабочий чертёж по эскизу детали с резьбой».

Работа выполняется на листе формата А4.
Алгоритм выполнения работы:
Оформите лист, т.е. начертите рамку и основную надпись.
Продумайте компоновку листа. Помните, что детали имеющие поверхности вращения, обрабатываемые на станке, на чертеже располагаются горизонтально (ось вращения детали горизонтальна).
По готовому эскизу выполните рабочий чертёж.
Обведите изображения.
Проставьте размеры. Помните, что размеры проставляются в зависимости от технологии изготовления детали от базовых поверхностей (технологических баз).
Проставьте шероховатость отдельных поверхностей детали.
Заполните основную надпись. Обязательно укажите материал детали.

Методические рекомендации
по выполнению графической работы№13
«Деталирование сборочного чертежа».

Графическая работа состоит из теоретической и графической частей
Графическая часть содержит четыре листа: два листа формата А3 и два листа формата А4 (по необходимости).
Теоретическая часть – чтение чертежа.
Вопросы для чтения чертежа:
Как называется изделие?
В каком масштабе выполнено? Что это значит?
Какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже?
Количество деталей в изделии? Как это определить?
Как на чертеже определить контуры отдельной детали?
Покажите все случаи резьбовых соединений и назовите соединяемые детали.
Расскажите принцип работы изделия.
Расскажите схему сборки-разборки изделия.
Выделите контуры заданных деталей на всех изображениях чертежа.
Сделайте анализ геометрической формы каждой детали.
Из какого материала выполнены заданные детали?
Составьте в тетради схему изображений для выполнения рабочего чертежа каждой заданной детали. Укажите масштаб и формат листа.
Ответьте на вопросы, приведённые на чертеже.
Внимание!
Для того, чтобы успешно выполнить данную работу, необходимо знать материал курса инженерной графики, изученный в течение учебного года.
Для выполнения графической работы изучите тему в учебнике [1] Боголюбов С.К. Инженерная графика: «Особенности оформления сборочного чертежа» стр.279-290.




























КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Назовите основные форматы, установленные ГОСТ 2.301–68*.
2. Как обозначаются и образуются основные форматы?
3. Как образуются дополнительные форматы?
4. Назовите размеры форматов А3 и А4.
5. Как располагают основную надпись на листах форматов А4 и А3?
6. Какие типы линий и для каких целей применяют в черчении? Перечислите их параметры.
7. Перечислите способы нанесения размеров и опишите их сущность.
8. Какие расстояния берутся между штрихами штриховой и штрихпунктирной линий?
9. Как изображаются центровые линии окружности диаметром <12 мм?
10. Назовите типы шрифтов, установленных ГОСТ 2.304–81*?
11. Какие размеры чертёжного шрифта установлены ГОСТом, чем определяется размер чертёжного шрифта?
12. Что называют масштабом чертежа?
13. Назовите стандартные масштабы увеличения и уменьшения, установленные ГОСТом.
14. Какие размеры называют габаритными?
15. На каком расстоянии от линий основного контура чертежа проводят размерные линии?
16. В каких случаях на чертежах при нанесении размеров ставят знак ( и знак R?
17. Как наносится размерное число на заштрихованном поле?
18. Опишите способы нанесения размеров углов?
19. Что называется сопряжением? В какой последовательности выполняют сопряжение, если известен радиус дуги сопряжения и сопрягаемые линии?
20. Как определяют точки касания при сопряжении двух окружностей с помощью дуги окружности?
21. Как разделить окружность на 3, 5, 6 равных частей графическим способом?
22. Для чего применяют таблицу хорд?
23. Постройте, пользуясь таблицей хорд, правильный семиугольник с диаметром описанной окружности 60 мм.
24. В чём различие между лекальными и циркульными кривыми?
25. Назовите виды проецирования и опишите их сущность.
26. В чём принципиальная разница между параллельным и центральным проецированием?
27. Как называются и обозначаются плоскости проекций?
28. Как обозначаются оси проекций?
29. Что называют проекцией точки?
30. Что такое комплексный чертёж?
31. Что называется аксонометрией?
32. В каких случаях применяются аксонометрические проекции?
33. Как располагаются оси проекций и каковы коэффициенты искажения по осям в изометрической проекции?
35. Назовите известные вам поверхности вращения.
36. Что называют многогранником? Что называют ребром и гранью многогранника?
37. Какая разница и в чём сходство между аксонометрической проекцией модели и техническим рисунком?
38. Какие изображения называются видами?
39. Назовите основные виды. Как располагают основные виды на чертежах?
40. Какие виды называются местными и как они изображаются на чертежах?
41. Какие виды называются дополнительными?
42. Что называется разрезом и в каких случаях они применяются?
43. Чем отличается сложный разрез от простого?
44. Назовите виды разрезов в зависимости от расположения секущей плоскости?
45. Что называется местным разрезом? Как он изображается?
46. Как нужно выполнять разрезы симметричных фигур?
47. В каких случаях не нужно обозначать разрезы?
48. Какие детали и при каком расположении секущей плоскости показывают на чертеже не рассеченными, хотя они попали в секущую плоскость?
49. Как изображаются тонкие стенки, рёбра, спицы на разрезах?
50. Назовите виды сечений.
51. В чём различие между разрезом и сечением?
52. В каких случаях нужно обозначать сечения?
53. В каких случаях применяют выносные элементы и как их обозначают?
54. Каково назначение рабочего чертежа и какие данные он должен содержать?
55. В чем отличие эскиза от рабочего чертежа?
56. Каково практическое назначение эскиза?
57. Какие существуют виды стандартных резьб?
58. Как классифицируют резьбы по назначению?
59. Назовите ходовые резьбы.
60. Назовите крепежные резьбы.
61. Какие профили резьб вы знаете?
62. Как изображаются резьбы на стержне и резьбы в отверстии?
63. Какова особенность обозначения метрической резьбы с крупным и мелким шагом?
64. Что показывает условный размер (Dy) трубных резьб? В каких единицах он измеряется?
65. Что называется уклоном и как он обозначается на чертежах?
66. Что называется конусностью и как она обозначается на чертежах?
67. Где на чертеже размещаются указания о материале, из которого изготовлена деталь?
68. Как обозначается шероховатость поверхности на чертеже?
69. Какова структура обозначения шероховатости поверхности?
70. Что определяет выбор формата чертежа детали при выполнении его эскиза?






























Библиографический список.

Основные источники:
Боголюбов С.К. Инженерная графика: Учебник для средних специальных учебных заведений. – 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Машиностроение, 2002. – с. 352: ил.
Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. 3-е изд., стереотипное. – М.: ООО ИД «Альянс», 2007.– 368 с.
Дополнительные источники:
ЕСКД ГОСТ 2.104–68. Основные надписи. – М.: Изд-во стандартов, 1995. –144 с.
ЕСКД ГОСТ 2.301–68. Форматы. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 144 с.
ЕСКД ГОСТ 2.302–68. Масштабы. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 144 с.
ЕСКД ГОСТ 2.303–68. Линии. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 144 с.
ЕСКД ГОСТ 2.304–81. Шрифты чертежные. – М.: Изд-во стандартов, 1995.– 144 с.
ЕСКД ГОСТ 2.305–68. Изображения – виды, разрезы, сечения. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 144 с.
ЕСКД ГОСТ 2.306–68. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 144 с.
ЕСКД ГОСТ 2.307–68. Нанесение размеров и предельных отклонений. –М.: Изд-во стандатов, 1995. – 144 с.
ЕСКД ГОСТ 2.317–68. Аксонометрические проекции. – М.: Изд-во стандартов, 1995. – 144 с.
Бродский А.М. Практикум по инженерной графике : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 10-е изд., стер. – М. :Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
Феофанов А.Н. Основы машиностроительного черчения : учеб. Пособие – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 80 с.
Феофанов А.Н. Чтение рабочих чертежей : учеб. Пособие – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 80 с.
Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению – Л.: Машиностроение, 1981. – 415с.









13PAGE 15


13PAGE 14415























 &(.0>N
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Root Entry