ГАРМОНИЯ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по специальности 050710 Педагогика дополнительного образования среднего профессионального образования (повышенный уровень)





































Департамент образования Вологодской области
ГОУ СПО Вологодский педагогический колледж



Утверждаю:

Зам. Директора по учебной работе

«_24__» _11_ 2005 г.





ГАРМОНИЯ

по специальности 050710
Педагогика дополнительного образования
среднего профессионального образования
(повышенный уровень)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Согласовано

Председатель ПЦК

____________________
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК

Протокол №4

«_24__» ___11___ 2005 г.




2005


Составлена в соответствии с
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника по
специальности








Составитель:


Вараксина М.С.

- преподаватель музыкальных дисциплин педагогического колледжа г. Вологды.


Рецензенты:
Шорохова И.А.


- преподаватель музыкальных дисциплин педагогического колледжа г. Вологды.


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Гармония» входит в музыкально-теоретический цикл предметов по специальности 050710 Педагогика дополнительного образования (в области музыки) среднего профессионального образования.
Целью программы является изучение строения и закономерностей смены созвучий. Распознавание этих созвучий и их смен в музыке, развитие гармонического слуха через анализ нотного текста музыкального произведения и его звучание, формирование навыка сопровождения мелодии аккомпанементом, гармонизация мелодий – основные задачи курса дисциплины.
Применение навыков, полученных в результате изучения курса, содействует воспитанию и обучению высоко квалифицированного музыканта-педагога дополнительного образования, особенно важно знание курса «Гармонии» для участия в ансамблевом исполнении, при пении с аккомпанементом, в хоре.
Настоящая программа предусматривает некоторые отступления от традиционного курса гармонии, изложенного в учебниках для консерваторий. Эти отступления приближают учебный курс гармонии к реально существующей музыке и, тем самым, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету.
Так, изучение неаккордовых звуков начинается значительно раньше, т.е. музыка без неаккордовых звуков явление сравнительно редкое. Элементы модулирования изучаются в программе раньше, чем принято в традиционном курсе гармонии. Это активно развивает ладотональное мышление учащихся.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы преподавателя педагогического колледжа № 7 «Маросейка» г. Москвы Долматовой Г.В.
В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать: классическую теорию строения аккордов и их функциональное значение в пределах лада; способов соединения аккордов; основные приемы голосоведения; приемы отклонения; способы модулирования при смене тональностей; теорию ладовых тяготений; приемы использования неаккордовых звуков;
б) уметь: гармонически анализировать данное произведение; выполнять письменные задания по гармонизации; выполнять задания по гармоническому доразвитию в рамках периода; играть на фортепиано аккордовую последовательность или модуляцию в тональность первой степени родства в форме периода; характеризовать музыкальные образы в анализируемом произведении и выделять особые элементы музыкальной выразительности.
Преподавание дисциплины осуществляется с учетом преемственности теории и практики и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Формы проведения учебных занятий выбираются преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки студентов.

На практических занятиях студенты отвечают на теоретические вопросы по теме; выполняют письменные задания по гармонизации мелодии или баса в форме предложения, фразы, периода; играют пройденные аккорды, секвенции; находят в музыкальном произведении гармонии, обороты по теме; анализируют структуру периода.

По дисциплине практикуется написание курсовых работ. Их тематика носит рекомендательный характер.
Для проверки знаний студентов существует несколько видов контроля:
1) поурочный – опрос по пройденной теме или практическое задание;
2) рубежный контроль – по окончании изучения нескольких разделов;
3) итоговый контроль, форму и сроки которого определяет образовательное учреждение.
Зачетное задание (рубежный и итоговый контроль) содержит 3 раздела:
1) гармонизация мелодии (решение гармонической задачи);
2) игра гармонической цифровки (аккордовой последовательности);
3) гармонический анализ;
В каждом разделе студент должен показать знания пройденного материала семестра и приемы пения их на практике.
Программа рассчитана на 5 учебных семестров, начиная с III курса, после изучения предметов «Основы теории музыки», «Введение в гармонию и полифонию».


Тематический план.

Наименование разделов тем
Всего часов
В том числе практ. задания

Введение.
2


Тема 1. Гармония, аккорд.
4
2

Тема 2. Трезвучие и секстаккорды главы ступеней. Голосоведение.
8
6

Тема 3. Гармонические обороты. Соединение
5/3-й и 6-аккордов главных ступеней.
8
6

Тема 4. Гармонизация мелодии трезвучиями и секстаккордами главных ступеней. Квартсекстаккорды. Перемещения аккордов.
10
8

Тема 5. Секстаккорд и трезвучие второй ступени.
6
5

Тема 6. Доминантсептаккорд и его обращения.
10
8

Тема 7. Гармонизация скачков в мелодии.
8
6

Тема 8. Период.
6
3

Тема 9. Полная функциональная система.
6
2

Тема 10. Вспомогательные неаккордовые звуки, поступенно взятые и поступенно разрешенные.
6
3

Тема 11. Опевания.
6
3

Тема 12. Задержания.
4
2

Тема 13. Проходящие неаккордовые звуки.
4
1

Тема 14. Ход голоса на терцию с последующим заполнением.
6
3

Тема 15. Тональные отношения.
6
4

Тема 16. Отклонения и модуляции.
10
7

Тема 17. Септаккорд VII ступени.
6
4

Тема 18. Септаккорд II ступени.
6
4

Тема 19. Фактура и создание аккомпанемента.
6
4

Тема 20. Двойные доминанты.
4
3

Тема 21. Альтерация аккордов.
8
6

Тема 22. Мажоро-минорные и миноро-мажорные системы.
4
2

Тема 23. Органные пункты.
2
1

Тема 24. Энгармонизм аккордов.
2
1

Всего по дисциплине
148
95





Содержание дисциплины.
6 семестр

Введение.

Студент должен:
а) иметь представление о различной трактовке, понятия «гармония»; о путях зарождения и развития науки «гармония»;
б) знать – историю вопроса, предмет и задачи курса.

Зарождение аккордовости в полифонических произведениях композиторов строгого стиля. Итальянская опера и зарождение гомофонного склада. Ж.Ф. Рамо и создание науки и гармонии. Развитие науки «гармония» в России (Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Аренский...).
Тема 1. Гармония, аккорд.

Студент должен:
а) знать: строение аккордов; основы классического 4-х- голосия; «запрещенное» движение; расположение голосов в четырехголосии;
б) уметь: воспроизводить пройденные средства гармонического языка письменно и на фортепиано; анализировать пройденные гармонические средства (мелодическое положение и расположение аккордов); отвечать на теоретические вопросы.

Широкое понимание слова «гармония». Гармония как учебная дисциплина, изучающая строение аккордов, их функциональные связи и классические приемы голосоведения при их соединении.
Терцовый принцип строения аккордов классической музыки. Аккорды «простейшего терцового вида»: трезвучия, септаккорды и нонаккорды. Названия тонов аккорда.
Технология сведения любой гармонии к аккорду простейшего терцового вида. Обращения аккордов в зависимости от его нижнего звука. Мелодическое положение аккордов.
Традиции в учебном курсе гармонии. Четырехголосие как основная форма работы. Названия голосов в 4-хголосии и их запись на двухстрочном нотоносце. Самостоятельность каждого голоса и, связанное с этим, запрещение движения двух голосов параллельными унисонами и октавами. Расположение голосов партитуры без перекрещиваний.
Практические занятия

Тема 2. Трезвучия и секстаккорды главных ступеней.
Голосоведение.

Студент должен:
а) знать: изложение трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов в четырехголосии; систему правильных удвоений; приемы голосоведения;
б) уметь: анализировать пройденные гармонические средства; гармонизировать простейшие мелодии хорального склада в форме периода пройденными гармоническими средствами; играть аккорды в разных расположениях.

Гармоническая значимость (функция) аккорда в зависимости от лада. Аккорды тоники, субдоминанты и доминанты. Трезвучия и секстаккорды как главные представители функций. Изложение трехзвучных гармоний в четырехголосии. Удвоения в трезвучиях и секстаккордах главных ступеней. Тесное, широкое и смешанное расположение аккордов. Гармонические обороты.
Голосоведение. Главное голосоведение и скачки. Преобладание плавного голосоведения в средних голосах хоровой музыки. Скачки как средства индивидуализации и особой выразительности мелодической линии какого-нибудь голоса. Мелодическое развитие сопрано и баса при плавном ведении средних голосов как норма хорового звучания четырехголосия. Нежелательные приемы голосоведения в учебном курсе гармонии: параллельные унисоны и октавы, параллельные квинты, противоположные октавы и квинты, скрытые октавы и квинты, движение четырех голосов в одном направлении.
Практические занятия.

Тема 3. Гармонические обороты, соединение трезвучий и секстаккордов главных ступеней.

Студент должен:
а) знать: типы гармонических оборотов; типы соединений трехзвучных гармоний; особенности соединения трезвучий секундового соотношения;
б) уметь: играть различные обороты; анализировать гармонические обороты в музыкальном произведении.

Соединение трезвучий и секстаккордов кварто-квинтового соотношения. Автентические и плагальные обороты. Гармоническое и мелодическое соединение аккордов. Мелодическое соединение субдоминантовых и доминантовых аккордов (секундовое соотношение).
Практические занятия.

Тема 4. Гармонизация мелодии трезвучиями и секстаккордами главных ступеней. Квартсекстаккорды.
Перемещения аккордов.

Студент должен:
а) знать: виды квартсекстаккордов, способы перемещения аккордов;
б) уметь: гармонизировать мелодии трезвучиями, секстаккордами и квартсекстаккордами; играть проходящие и вспомогательные обороты; выполнять гармонический анализ произведения.

Смена функций при гармонизации мелодий. Мелодии хорального характера. Выбор функций при гармонизации подобных мелодий.
Квартсекстаккорды главных ступеней. Удвоения в квартсекстаккордах. Вспомогательные и проходящие квартсекстаккорды. Гармонизация мелодий с использованием квартсекстаккордов.
Перемещение аккордов. Перемещение аккордов без смены баса. Перемещение трезвучий и квартсекстаккордов с плавным движением мелодии. Перемещение секстаккордов. Перемещение трезвучий и квартсекстаккордов со скачками в мелодии. Перемещение трехзвучных гармоний со сменой баса.
Практические занятия.

Тема 5. Секстаккорд и трезвучие второй ступени.

Студент должен:
а) знать: типы трехзвучных аккордов II ступени; использовать аккорды II ступени в гармонизации мелодии; анализировать музыкальные произведения с аккордами II ступени.
Трёхзвучные аккорды II ступени как типичные представители субдоминантовой функции. Секстаккорд II ступени как субдоминанта с секстой. Свобода удвоений в секстаккорде II ступени. Соединение субдоминантового трезвучия и его секстаккорда с аккордами II ступени. Соединение секстаккорда и трезвучия II ступени с доминантовыми, тоническими гармониями и кадансовым квартсекстаккордом.
Практические занятия.

Зачетное занятие (6 семестр).


7 семестр

Тема 6. Доминантсептаккорд и его обращения.

Студент должен:
а) знать: типы доминантсептаккорда и его обращений; отличие диссонирующей доминанты от недиссонирующей; способы перемещения доминант; диссонирующую доминанту в проходящем обороте;
б) уметь: анализировать музыкальное произведение с доминантсептаккордом; играть секвенции с участком диссонирующей доминанты.
Отличие диссонирующей доминанты от недиссонирующей. Строение доминантсептаккорда. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений на основе плавного голосования. Приемы усложнения недиссонирующих доминантовых гармоний септимой. Приготовленная септима после субдоминантовых гармоний. Проходящая септима после гармоний. Другие способы взятия доминантовой септимы.
Использование основного доминантсептаккорда в заключительных каденциях. Возможность его использования в качестве заключительного аккорда в серединной каденции при условии отсутствия кадансового квартсекстаккорда. Использование обращений доминантсептаккорда в начальных разделах предложений. Проходящий доминантовый терцквартаккорд и его отличительные особенности. Различные способы перемещения диссонирующих доминант.
Практические занятия.

Тема 7. Гармонизация скачков в мелодии.

Студент должен:
а) знать: типы скачков в мелодии; порядок решения гармонических задач со скачками в мелодии;
б) уметь: делать гармонический анализ; играть по заданной цифровке, определить способы соединения и изложения аккордов; решать задачи на гармонизацию мелодий со скачками.

Гармонизация скачков в мелодии при соединении трехзвучных аккордов. Возможные скачки в мелодии при разрешении основного Д7 и его обращений в тонические гармонии. Возможные скачки в мелодии при взятии Д7. Порядок решения задач на гармонизацию мелодий со скачками.
Практические занятия.

Тема 8. Период.

Студент должен:
а) знать: типы периодов и их строение; основные понятия; пройденные средства музыкального языка; типы каденций;
б) уметь: воспроизводить пройденные средства музыкального языка: анализировать музыкальное произведение в форме периода, включающее пройденные гармонические средства; импровизировать в форме периода.
Период как форма, в которой выражается относительно законченная музыкальная мысль (мелодия или тема). Членение периода. Серединные и заключительные каденции. Серединные автентическая и плагальная каденции. Заключительные совершенная и несовершенная каденции. Возможность использования заключительной несовершенной каденции в качестве серединной.
Кадансовый квартсекстаккорд и его значение в каденции. Метроритмическое положение кадансового квартсекстаккорда, его соединение с предшествующими и последующими гармониями.
Практические занятия.

Тема 9. Полная функциональная система.

Студент должен:
а) знать: полную функциональную систему трехзвучных аккордов; основные понятия; типы соотношений и функциональную принадлежность главных и побочных аккордов;
б) уметь: импровизировать в соответствии с логикой чередования аккордов одной функции; гармонизировать мелодию, используя побочные аккорды.

Функциональная значимость ступеней лада. Кварто-квинтовые и терцовые связи звуков лада. Трёхзвучные аккорды субдоминантовой и доминантовой функций. Логика гармонического мышления в полной диатонической функциональной системе.
Практические занятия

Тема 10. Вспомогательные неаккордовые звуки, поступенно взятые и поступенно разрешенные.

Студент должен:
а) знать: типы неаккордовых звуков; формы взятия неаккордовых вспомогательных звуков; закон занятого звука; возможности вспомогательных звуков в мелодическом развитии голосов;
б) уметь: решать задачи со вспомогательными неаккордовыми звуками.

Вспомогательные неаккордовые звуки как результат действия местных аккордовых тяготений. Вводнотонность нижнего вспомогательного звука и диатоничность верхнего как наиболее типичное явление в музыке. Возможность взятия нижнего вспомогательного звука ходом на большую секунду к терцовому тону мажорного аккорда. Неудачные формы взятия неаккордовых вспомогательных звуков. Закон занятого звука. Басовый голос и неаккордовые звуки.
Вспомогательные звуки в двух голосах. Параллельные терции и сексты с разрешением как наиболее естественное движение голосов при взятии вспомогательных неаккордовых звуков. Возможность перечений при взятии вспомогательных звуков в двух голосах. Увеличенные сексты и уменьшенные терции, возникающие при взятии вспомогательных неаккордовых звуков в двух голосах к звукам удвоения. Нежелательность движения совершенными консонансами и диссонансами. Возможность диатонических вспомогательных звуков в двух голосах, если гармонизуемая мелодия диатонична.
Вспомогательные аккордовые звучности, возникающие при взятии вспомогательных звуков в четырех голосах.
Вспомогательные неаккордовые звуки и мелодическое развитие голосов. Взаимно комплиментарные ритмы. Решение задач со вспомогательными неаккордовыми звуками.
Практические занятия.

Тема 11. Опевания.

Студент должен:
а) знать: типы опеваний; Опевания в двух голосах;
б) уметь: гармонизовать мелодии с опеваниями; играть, гармонические цифровки, используя опевания.

Опевание аккордовых звуков неаккордовыми вспомогательными или вспомогательными содержаниями как один из распространенных приемов в композиторской практике. Типы опеваний: группетные фигуры и собственно Опевания. Возможность Опевания в двух голосах. Гармонизация мелодий с опеваниями.
Практические занятия.

Зачетное занятие (7 семестр)






8 семестр
Тема 12. Задержания.

Студент должен:
а) знать: отличительные особенности задержания; фазы подготовленного задержания; особенности гармонизации мелодий с задержаниями;
б) уметь: гармонизовать мелодии с задержаниями; анализировать произведения с неаккордовыми звуками.

Отличительные особенности задержания.
Приготовленные задержания. Постепенное становление аккорда новой функции в результате запаздывающей реализации межфункциональных тяготений в отдельных голосах. Три фазы приготовленного задержания: приготовление, взятие и разрешение, приготовленные задержания в одном, двух и трех голосах. Гармонизация мелодий с приготовленными задержаниями.
Неприготовленные задержания. Отличительные особенности неприготовленных задержаний. Сходство неприготовленных задержаний со вспомогательными неаккордовыми звуками и их метро-ритмическое отличие. Возможность использования неприготовленных задержаний, как при взятии аккорда новой функции, так и в процессе перемещения одной гармонии. Взятие неприготовленных задержаний в двух и трех голосах. Значение задержаний в музыке разных эпох. Задержания как источник возникновения новых гармоний. Особенности гармонизации мелодий с задержанием.
Практические занятия.






Тема 13. Проходящие неаккордовые звуки.

Студент должен:
а) знать: способ заполнения мелодических ходов не терцию или кварту различными движениями; сходство и различие проходящих неаккордовых звуков и проходящих задержаний;
б) уметь: гармонизировать мелодию с неаккордовыми звуками; анализировать произведение с проходящими звуками; играть секвенции с проходящими звуками в звене.

Проходящие неаккордовые звуки как способ заполнения мелодических ходов на терцию или кварту поступенным диатоническим, хроматическим или комбинированным движением. Проходящие неаккордовые звуки и проходящие задержания, их сходство и различие. Проходящие неаккордовые звуки в пределах одной гармонии и при соединении разных гармоний. Усиление межфункциональных тяготений в результате возникновения септим и хроматических проходящих звуков. Возникновение элементов модулирования.
Практическое занятие.

Тема 14. Ход голоса на терцию с последующим заполнением

Студент дожжен:
а) знать: возможности мелодического развития голосов при использовании хода на терцию с последующим заполнением;
б) уметь: использовать этот прием при гармонизации мелодии; анализировать музыкальное произведение с неаккордовыми звуками.

Ход голоса на терцию, не усложняющий данной гармонии. Возможное усложнение гармонии с разрешением в пределах данной функции. Возможность использования этого приемы одновременно в двух голосах. Мелодическое развитие голосов, возникающее в результате использования этого приема.
Практические занятия.

Тема 15. Тональные отношения.

Студент должен:
а) знать: типы тональных соотношений в музыкальном произведении; основные понятия; особенности каждого типа тональных соотношений;
б) уметь: определять типы тональных соотношений; анализировать тональный план произведения.

Закономерная смена функционально взаимосвязанных тональностей в процессе развития и завершения музыкальных произведений.
Типы тональных соотношений: некаденционные модуляции (отклонения), каденционные модуляции (модуляции), тональные сдвиги (сопоставление тональностей). Главные и побочные тональности в музыкальном произведении. Тональные планы. Функциональная связь тонических аккордов главной и побочных тональностей. Группы тональностей функциональной взаимосвязи тонических аккордов в мажоре и миноре. Модулирование как процесс перехода в другую тональность.
Практические занятия

Тема 16. Некаденционные модуляции (отклонения).
Каденционные модуляции (модуляции).

Студент должен:
а) знать: способы модулирования; модуляционные средства; теорию общих аккордов; распространенные виды модуляций;
б) уметь: использовать побочные доминанты в качестве модулирующих аккордов; решать гармоническую задачу с модуляцией и отклонениями.

Некаденционная модуляция как временный переход в побочную тональность для выделения большей значимости ее тоники. Способы модулирования. Модуляционные средства. Значение некаденционных модуляций. Тональный план классического периода. Использование побочных доминант в качестве модулирующих аккордов.
Модуляция (каденционные модуляции). Модулирование в конце предложения или периода и его значение в формообразовании. Теория общих аккордов. Отклонение, закрепленное каденцией в качестве каденционной модуляции. Наиболее распространенные виды модуляций.
Практические занятия.

Тема 17. Септаккорд седьмой ступени.

Студент должен:
а) знать: знать строение, разрешение и соединение септаккордов седьмой ступени; проходящие обороты с участием Д VII7 и его обращений;
б) уметь: модулировать при помощи септаккорда седьмой ступени; гармонизовать мелодию, используя Д VII7 и его обращения.

Септаккорд седьмой ступени и его обращения в мажоре и миноре. Бифункциональность септаккорда. Взятие септаккорда седьмой ступени и его обращений после аккордов тоники, шестой и второй ступеней, субдоминантовых аккордов. Разрешение септаккорда седьмой ступени в тонические гармонии. Переход вводного септаккорда в соответствующие диссонирующие доминантовые гармонии.
Септаккорды седьмой ступени в качестве модулирующего аккорда. Наиболее типичные некаденционные модуляции.
Практические занятия.

Тема 18. Септаккорд второй ступени.

Студент должен:
а) знать: знать строение, разрешение и соединения септаккорда второй ступени; проходящие обороты с участием S H 7 и его обращений;
б) уметь: модулировать при помощи септаккорда второй ступени; гармонизовать мелодию; анализировать музыкальное произведение.

Септаккорд второй ступени и его обращения как наиболее часто встречающиеся диссонирующие субдоминантовые гармонии в музыке. Взятие септаккорда второй ступени и его обращений после трехзвучных субдоминантовых аккордов. Разрешение септаккорда в соответствующие доминантовые аккорды.
Модулирование при помощи септаккорда второй ступени. Наиболее типичные приемы модулирования.
Практические занятия.
Зачетное занятие (8 семестр).

9 семестр

Тема 19. Фактура и создание аккомпанемента.

Студент должен:
а) знать: основные компоненты музыкальной фактуры; особенности гармонического языка музыкального произведения и его роль в создании музыкального образа; виды музыкальных складов; этапы создания аккомпанемента к мелодии;
б) уметь: анализировать особенности гармонического языка музыкального произведения; воспроизводить пройденные средства гармонического языка письменно и на фортепиано; решать гармонические задачи, используя пройденные гармонические средства; создать аккомпанемент к мелодиям детских и популярных песен, используя соответствующий тип фактуры.
Фактура как комплекс выразительных средств в создании музыкального образа. Основные компоненты музыкальной фактуры: мелодия, гармония и ритм. Музыкальные склады и их разнообразие. Гомофонно-гармонический склад как основной при создании аккомпанемента. Расслоение музыкальной ткани на несколько «ярусов» (бас, средний бас, мелодия). Гармоническая и ритмическая фигурация. Скрытое голосоведение. Жанровая основа аккомпанемента. Этапы создания аккомпанемента к мелодии.
Практические занятия.


Тема 20. Двойные доминанты.

Студент должен:
а) знать: теорию аккордов двойной доминанты (ДД) и альтерации этих аккордов;
б) уметь: играть гармонические обороты и хроматические секвенции, включая в них аккорды двойной доминанты; гармонизовать мелодию средствами ДД.
Аккорды доминанты к доминанте и вводные в доминанту, их хроматическая сущность. Двойные доминанты в качестве вспомогательных аккордов в начальных и заключительных построениях. Двоякое рассмотрение аккордов двойной доминанты: как аккордов побочной доминанты, как аккордов альтерированной субдоминанты. Аккорды двойной доминанты после субдоминантовых и доминантовых гармоний и употребление их в каденциях после субдоминантовых аккордов как своеобразную альтерацию этих аккордов. Двойная доминанта в начальных разделах периода в качестве самостоятельной гармонии. Соединение двойных доминант с диссонирующими доминантовыми гармониями. Шестая низкая ступень в двойной доминанте как обострение ее тяготений в доминантовую сферу аккордов.
Практические занятия.

Тема 21. Альтерация аккордов.

Студент должен:
а) знать: аккорды доминантовой и субдоминантовой групп, их альтерацию; особенности разрешения альтерированных аккордов;
б) уметь: определить функцию данного альтерированного аккорда и довести его до тоники письменно или на фортепиано; решать задачи с альтерированными аккордами.
Альтерация аккордов доминантовой группы.
Альтерация аккордов доминантовой группы как способ обострения межфункциональных тяготений в направлении тоники тональности. Доминантовые аккорды с низкими, высокими и расщепленными квинтами в мажоре. Особенности разрешения альтерированных доминант. Возможные альтерации во вводном септаккорде и доминантовом нонаккорде.
Альтерация аккордов субдоминантовой группы.
Альтерация шестой ступени в сторону понижения для обострения тяготений (VI-V). Аккорды минорной субдоминанты и септаккорда второй ступени в мажоре. Альтерация четвертой ступени в сторону повышения и аккорды DD. Понижение второй ступени и аккорды неаполитанской субдоминанты. Их соединение с тоническими и доминантовыми аккордами.
Практические занятия.

Тема 22. Мажоро-минорные и миноро-мажорные системы.

Студент должен:
а) знать: исторический аспект возникновения мажорно-минорной и миноро-мажорной ладовых систем; о возникновении побочных доминант и субдоминант в системе мажора-минора;
б) уметь: соединять аккорды между собой при возникновении побочных субдоминант и доминант в системе мажоро-минора; анализировать музыкальное произведение, включающее аккорды мажоро-минора.

Мажоро-минорные и миноро-мажорные системы, возникшие в творчестве композиторов романтической школы. Постепенное появление аккордов одноименной и параллельной тональностей вместо обычных аккордов тональности. Возникновение новых взаимоотношений аккордов, в результате чего возникли инструментальные звуковысотные системы (увеличенные и уменьшенные). Расширение возможностей соединения самых разнообразных аккордов между собой как результат возникновения побочных субдоминант и доминант в тональностях мажоро-минора.
Практические занятия.

Тема 23. Органные пункты

Студент должен:
а) знать: типы органных пунктов; композиционные возможности органных пунктов;
б) уметь: определять роль органного пункта в музыкальном произведении.

Выдержанные звуки в басу как ладовоцентрализующий прием в композиции. Начальный и заключительный органные пункты как средство утверждения тоники тональности. Серединный и предыктовый органные пункты. Органные пункты на тонической квинте. Фигурированные органные пункты. Выдержанные звуки в средних голосах, имеющие общие черты с органными пунктами.
Практическое занятие.

Тема 24. Энгармонизм аккордов.

Студент должен:
а) знать: особенности внезапного модулирования; основные понятия; возможности энгармонического равенства аккордов;
б) уметь: анализировать музыкальное произведение с энгармонической модуляцией.
Внезапные модуляции и их значение в музыкальном произведении. Особенности внезапного модулирования. Энгармонизм уменьшенного септаккорда, доминантсептаккорда и увеличенного трезвучия.
Практическое занятие.




Экзаменационные требования

Знать теоретический курс в пределах программы.
Уметь: строить, разрешать и соединять освоенные в курсе гармонии аккорды; играть на фортепиано диатонические и хроматические секвенции; создавать аккомпанемент к заданной детской или массовой песне; импровизировать в форме модулирующего периода; анализировать гармонические средства произведения простой формы классической или романтической музыки.

Образец экзаменационного билета

Решение гармонической задачи в форме периода с модуляцией (отклонением) в тональности I степени родства.

Пример:



Игра на фортепиано гармонической последовательности (период 8 – 10 тактов) с модуляцией в тональности I степени родства.
Пример: D-dur – g-moll
T-D6/4-T6-T6/5-S-II6/5+3-D-D2-T6-T6/5\IVг-T5/3-S6/5+8-K6/4-D7-T

Произвести гармонический анализ произведения простой формы классической или романтической музыки.

Пример: П.Чайковский. «Сладкая грёза».



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Гармония как средство музыкальной выразительности.
Гармонический язык «Детского альбома» П.Чайковского.
Значение гармонии в русской церковной музыке (М. Березовский «Хоровой концерт»).
«Сказочная» гармония Н. Римского-Корсакова. (Анализ отдельной оперной сцены).
Формообразующее значение гармонии.
Некоторые вопросы гармонизации народной песни (Н. Римский-Корсаков «100 русских народных песен»).
Гармоническая секвенция как средство динамизации музыкального образа.
Сравнительная характеристика гармонического языка в пьесе «Октябрь» («Времена года») и в песне «Осень» («Детские песни») П. Чайковского.
Некоторые вопросы гармонической импровизации.
Гармонические вариации в творчестве В. Моцарта.


















ЛИТЕРАТУРА

Абызова Е. Гармония.- М., Музыка, 1994.
Долматов Н. Гармония. – М., Академия, 1999.
Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М., Музыка, 1987.
Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано. – М., 1961.
Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.
Тюлин. Ю. Краткий теоретический курс гармонии. – СПб., Композитор, 2003.

Дополнительная

Бершадская Т. Лекция по гармонии. – Л., Музыка, 1978.
Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Дубовский И. Модуляция. – М., Музыка, 1959.
Мутли А. Сборник задач по гармонии. – М. – Л., 1953.
Скребкова О., Скребков С. Практический курс гармонии. – М., Музгиз, 1952.
Способин И. Лекции по курсу гармонии / Под Ред. Холопова Ю. – М., Музыка, 1969.
Тюлин Ю., Привано Н.Г. Учебник гармонии 21, 22. – М., Музгиз, 1957.
Тюлин Ю. и Привано Теоретические основы гармонии. – М., Музыка.






15