Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение по специальности 15.02.08 Технология машиностроения


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»




Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе ______О.В.Редина
«___»_______2016г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
по специальности
15.02.08 Технология машиностроения
















Острогожск 2016


Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 350 от 18.04.2014 г., учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Разработчик: Топольская И.И., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Рецензенты: Иконников М.И., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»;
Сухицкий С.В., заместитель генерального директора АО
Корпорация НПО «РИФ».



Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией дисциплин механизации.

Протокол №1 от «29» августа 2016г.

Председатель цикловой комиссии ________ А.Н.Ерёмин

СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ________А.А.Рублёвская

СОГЛАСОВАНО
Методист ________Н.В.Козлова














СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4

Область применения программы
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы учебной дисциплины
4
4

4

6

Структура и содержание учебной дисциплины
7

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
8

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
11

3.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
11

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12
































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- определять виды конструкционных материалов;
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- проводить исследования и испытания материалов;
- рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;
знать:
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
- классификацию и способы получения композиционных материалов;
- принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
- строение и свойства металлов, методы их исследования;
- классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
- методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.



ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов, отведённое на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося-120 часов, в том числе:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося-80 часов;
самостоятельную работу обучающегося-40 часов.



















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80

в том числе:


практические занятия
30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40

в том числе:
подготовка доклада
подготовка устного сообщения
ответы на вопросы
работа с учебником

3
2
1
34

Промежуточная аттестация в форме экзамена (3 семестр)

2.2. Содержание учебной дисциплины Материаловедение

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1.1. Основные сведения о свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства
Содержание учебного материала
20




1
Производство чёрных и цветных металлов.

2


2
Особенности строения металлов. Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования.

2


3
Свойства металлов. Физические, химические, механические, технологические и эксплуатационные.

2


4
Коррозия металлов. Виды коррозии. Способы защиты металлов от коррозии.

2


5
Механические испытания. Определение предела прочности и твёрдости материалов.

2


6
Испытания на усталость и ползучесть. Определение ударной вязкости.

2


7
Методы исследования строения и свойств металлов и сплавов.

2


8
Основы теории сплавов. Сплавы железа с углеродом. Диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов.

2


9
Основы термической обработки металлов и сплавов.

2


10
Отжиг, нормализация, закалка и отпуск стали.

2


Практические занятия
12



1
Изучение особенностей строения металлов.




2
Изучение свойств металлов.




3
Коррозия металлов и способы их защиты.




4
Измерение твёрдости металлов и сплавов.




5
Изучение микроструктуры чугунов.




6
Выбор режимов термообработки стали.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
16
2
14



1
Подготовка устного сообщения «Коррозия металлов».




3
Работа с учебником.



Тема 1.2. Материалы, применяемые в машиностроении
Содержание учебного материала
24





1
Чугуны. Классификация, маркировка, область применения.

2


2
Классификация сталей по химическому составу, по качеству, по назначению, по способу раскисления, по структуре.

2


3
Углеродистые стали. Классификация, маркировка, область применения.

2


4
Легированные стали. Классификация и маркировка, область применения.

2


5
Сплавы цветных металлов. Медные и алюминиевые сплавы. Классификация и маркировка, область применения.

2


6
Сплавы цветных металлов. Магниевые и титановые сплавы. Антифрикционные сплавы. Классификация и маркировка, область применения.

2


7
Материалы с упругими свойствами. Износостойкие материалы. Твёрдосплавные и минералокерамические материалы. Принципы их выбора для применения в производстве.

2


8
Сверхтвёрдые материалы. Материалы для контрольно-измерительного инструмента. Электротехнические материалы. Принципы их выбора для применения в производстве.

2


9
Абразивные материалы. Порошковые материалы. Защитные материалы. Принципы их выбора для применения в производстве.

2


10
Композиционные материалы с металлической и неметаллической матрицей. Классификация. Способы получения.

2


11
Конструкционные материалы на органической и неорганической основе. Пластические массы. Резины. Неорганическое стекло. Графит.

2


12
Новейшие материалы. Снижение материалоёмкости производства.

2


Практические занятия
16



1
Определение материала по внешнему виду, происхождению и свойствам. Железоуглеродистые сплавы.




2
Выбор материала для конструкции по его назначению и условиям эксплуатации. Железоуглеродистые сплавы.




3
Определение материала по внешнему виду, происхождению и свойствам. Цветные металлы и сплавы.




4
Выбор материала для конструкции по его назначению и условиям эксплуатации. Цветные металлы и сплавы.




5
Выбор материала для конструкции по его назначению и условиям эксплуатации. Композиционные, абразивные, твёрдосплавные и минералокерамические материалы.




6
Выбор материала для конструкции по его назначению и условиям эксплуатации. Порошковые, электротехнические, защитные материалы. Материалы для контрольно-измерительного инструмента.




7
Выбор материала по его назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ. Конструкционные материалы на органической основе.




8
Выбор материала для конструкции по его назначению и условиям эксплуатации. Конструкционные материалы на неорганической основе.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
20
3
17



1
Подготовка доклада «Конструкционные материалы, применяемые в моей специальности».




2
Работа с учебником.



Тема 1.3.
Определение оптимальных режимов резания.
Содержание учебного материала
6



1
Процесс резания. Составляющие процесса резания.

2


2
Физика процесса резания. Определение оптимальных режимов резания.

2


3
Обобщающее повторение.

2


Практические занятия
2



1
Определение оптимальных режимов резания.




Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся
4
1
3



1
Ответить на вопросы (подготовка к экзамену).




2
Работа с учебником.




Всего
120





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории материаловедения.

Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;