РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУДП.12. Физика профиль технический общеобразовательный цикл программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_________Л.А. Юрьева
«___»______________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОУДП.12. Физика
профиль технический
общеобразовательный цикл
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
г. Миллерово
2015г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин, профессиональных дисциплин по специальности «Прикладная информатика (по отраслям)»
Протокол № от 2015 г.
Председатель ________ Т.В. Голоднова
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована методическим советом ГБПОУ РО «МТАТиУ(ДСХТ)», протокол № ________от ________20_____г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 26. 03. 2015).
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»
Разработчик: Куркина И.Н., преподаватель физики ГБПОУ РО «МТАТиУ(ДСХТ)»
Рецензенты:
Хованскова Т.А., преподаватель ГБПОУ РО «МТАТиУ(ДСХТ)»
Чернова Е.Н , учитель физики МБОУ гимназия №1
Содержание
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ…4
Структура и содержание учебной дисциплины...………8
Характеристика основных видов деятельности студентов. Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Дисциплины………………………………………………………… 15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины…… …25
Рекомендуемая литература……………………………………26
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Физика»
Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в ГБПОУ РО «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
•овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
•воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «метадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальныхдисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины реализуется за счёт увеличения глубины формирования системы учебных заданий, таких дидактических единиц тем программы как: «Постоянный электрический ток», «Переменный электрический ток», «Электромагнитные колебания и волны», «электрический ток в различных средах», входящих в профильное содержание. Это обеспечивает эффективное осуществление выбранных целевых установок, обогащение различных форм учебной деятельности за счёт согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной специальности.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
– общей системы знаний: содержательные примеры использования физико-математических идей и методов в профессиональной деятельности;
– умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
– практического использования приобретённых знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении физических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Профилизация осуществляется за счёт использования межпредметных связей с дисциплинами «Математика», «Химия», «Информатика», усилением и расширением прикладного характера изучения физики, преимущественной ориентацией на естественнонаучный стиль познавательной деятельности с учётом технического профиля выбранной специальности.
Профильная направленность осуществляется также путём увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов), раскрывающих важность и значимость технического профиля специальностей.
Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: учебная дисциплина является базовой, по выбору из обязательных предметных областей.
В учебном плане ППССЗ по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» учебная дисциплина «Физика» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования и изучается на 1 курсе в I и II семестрах.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Изучение учебной дисциплины «Физика» должно обеспечить достижение следующих результатов:
личностных:
•чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;
•готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
•умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
•самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
•умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
•умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
метапредметных:
•использовать различные виды познавательной деятельности длярешенияфизических задач, применять основные методы познания
(наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
•использовать основные интеллектуальные операции: постановка
задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
•умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
•использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;
•анализировать и представлять информацию в различных видах;
•публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
предметных:
•сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
•владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
•владениеосновнымиметодаминаучногопознания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
•умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
•сформированность умения решать физические задачи;
•сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, в профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
•сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 232 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 154 часов;
самостоятельной работы обучающегося 78 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работыВид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 232
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 154
в том числе: теоретические занятия 114
лабораторные занятия 40
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 78
в том числе: Создание сообщений по темам, рефератов, докладов 41
Выполнение презентаций по темам 28
Исследовательская работа, мини проекты 9
Итоговая аттестация в форме - Экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
6(4а+2с) Введение Физика – фундаментальная наука о природе 2 1
Лабораторная работа №1 «Определение плотности твердого тела» 2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Подготовка к лабораторной работе.
Доклад на тему: «Технические характеристики электроизмерительных приборов». 2 Раздел 1. Механика 33(22а+11с) Тема 1.1 Кинематика 1.1.1 Механическое движение 2 1
1.1.2 Скорость. Ускорение. 2 1,2
1.1.3 Виды движения. 2 1,2
Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Мини проект по теме: «Исследование равноускоренного движения на примере явления свободного падения». 3 Тема 1.2. Законы механики Ньютона 1.2.1 Закона движения 2 1
1.2.2. Закон всемирного тяготения 2 1,2
1.2.3 Движение тела под действием нескольких сил 2 1,2
1.2.4 Лабораторная работа №2 Определение КПД наклонной плоскости» 2 1.2.5 Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения» 2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Подготовка к лабораторной работе. Сообщение по теме: «Деформации в электротехнике».
Видеоролики по теме: «Силы в природе». 5 Тема 1.3. Законы сохранения в механике 1.3.1 Закон сохранения импульса 2 1,2
1.3.2 Потенциальная и кинетическая энергия 2 1.2
1.3.3. Закон сохранения энергии 2 1,2
Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Сообщение по теме или видеоролик: «Закон сохранения энергии в природе и технике», «Закон сохранения импульса в природе и технике»
3
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики
47(32а+15с) Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.
2.1.1 Молекулярно-кинетическая теория строения вещества 2 1
2.1.2. Молекулярно- кинетическая теория газов 2 1
2.1.3 Газовые законы. Давление газа 2 1,2
2.1.4 Лабораторная работа №4 «Проверка закона Бойля-Мариотта» 2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Выполнение презентации по теме: «Газовые законы в повседневной жизни». 3 Тема 2.2. Основы термодинамики 2.2.1 Внутренняя энергия и способы ее изменения 2 1
2.2.2 Первое начало термодинамики 2 1,2
2.2.3 Принцип действия тепловых машин 2 1,2
Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Сообщение по теме: «Устройство и принцип работы дизельного двигателя». 3 Тема 2.3. Свойства паров 2.3.1 Испарение. Виды паров. 2 1
2.3.2 Кипение. Критическое состояние вещества 2 1
2.3.3 Лабораторная работа №5 «Определение удельной теплоты парообразования» 2 2.3.4 Влажность воздуха. 2 1,2
2.3.5 Лабораторная работа №6 «Определение относительной влажности воздуха» 2 Самостоятельная работа: Подготовка сообщений по темам: «Насыщенные и ненасыщенные пары», «Влажность воздуха», «Необратимость процессов в природе» 5 Тема 2.4. Свойства жидкостей и твердых тел 2.4.1. Свойства жидкостей. 2 1
2.4.2 Смачивание, капиллярность. 2 1,2
2.4.3 Тепловое расширение твердых тел и жидкостей 2 1,2
2.4.4 Лабораторная работа №7 «Определение коэффициента линейного расширения твердого тела» 2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания.
Исследовательская работа на тему: «Физические свойства твердых тел и их использование в конструкции ЭВМ». 4
Раздел 3. Эволюция вселенной
16(10а+6с) Тема 3.1.Строение и развитие вселенной
3.1.1 Строение и развитие вселенной 2 1
3.1.2 Физическая природа тел солнечной системы 2 1
Самостоятельная работа:
Выполнение домашнего задания. Исследовательская работа на тему: «Влияние движения Луны на динамику подземных вод». 2 Тема 3.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
3.2.1 Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. 2 1
3.2.2 Происхождение Солнечной системы. 2
1
3.2.3 Освоение космоса
Дифференцированный зачет 1
1 1
Самостоятельная работа:
Выполнение домашнего задания. Доклад на тему: «Современная физическая картина мира»». 4
Всего 1 семестр 102(68а+34с) Раздел 4. Электродинамика 67(38а+20с) Тема 4.1. Электрическое поле 4.1.1 Закон Кулона 2 1,2
4.1.2 Напряженность электрического поля 2 1,2
4.1.3 Работа электрического поля 2 1,2
4.1.4 Проводники и диэлектрики в электростатическом поле 2 1
4.1.5 Электрическая емкость. Конденсаторы. 2 1,2
4.1.6 Лабораторная работа №8 «Определение электроемкости конденсатора» 2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания.
Сообщение на тему: «Электростатическая защита». 6 Тема 4.2. Законы постоянного тока 4.2.1 Постоянный ток 2 1,2
4.2.2 Последовательное и параллельное соединение проводников 2 1,2
4.2.3 Лабораторная работа №9 «Проверка формулы при параллельном и последовательном соединении сопротивлений.»2 4.2.4 Работа и мощность электрического тока 2 1,2
4.2.5 Лабораторная работа №10 «Исследование зависимости мощности потребляемой лампой накаливания от напряжения на ее зажимах.»2 4.2.6 Тепловое действие электрического тока. Короткое замыкание. 2 1,2
4.2.7 Лабораторная работа №11 «Определение КПД нагревателя» 2 4.2.8 Лабораторная работа №12 «Определение удельного сопротивления проводника» 2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Подготовка к лабораторной работе. Выполнение презентации по теме: «Тепловое действие электрического тока в природе и повседневной жизни», «Законы Кирхгофа для электрической цепи» 9 Тема 4.3 Электрический ток в полупроводниках 4.3.1 Электрический ток в полупроводниках 2 1
Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Сообщение на тему: «Полупроводниковые приборы и их использование в повседневной жизни», «Полупроводниковые датчики температур» 1
Тема 4.4 Магнитное поле 4.4.1 Магнитное поле 2 1,2
4.4.2 Закон Ампера. Сила Лоренца 2 1,2
Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Презентация на тему: «Магнитное поле Земли». 2 Тема 4.5 Электромагнитная индукция 4.5.1 Индукция магнитного поля. Самоиндукция. 2 1,2
4.5.2 Лабораторная работа №13 «Измерение индукции магнитного поля постоянного тока.»2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Презентация на тему: «Влияние электромагнитных полей, создаваемых электрическими приборами на организм человека». 2
Раздел 5. Колебания и волны
21(14а+7с) Тема 5.1 Механические колебания 5.1.1 Колебательное движение. Гармонические колебания. 2 1
5.1.2 Лабораторная работа №14 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити, массы груза» 2 Самостоятельная работа:
Выполнение домашнего задания. Презентация на тему: «Ультразвук и его применение». 2 Тема 5.2 Электромагнитные колебания 5.2.1 Электромагнитные колебания 2 1
5.2.2 Переменный ток. 2 1,2
5.2.3 Емкостное и индуктивное сопротивление переменного тока 2 1,2
Самостоятельная работа:
Выполнение домашнего задания. Презентация на тему: «Влияние электромагнитных полей, создаваемых электрическими приборами на организм человека». 3 Тема 5.3 Электромагнитные волны 5.3.1 Электромагнитные волны. Изобретение радио А.С.Поповым. 2 1
5.3.2. Лабораторная работа №15 «Сборка простейшего радиоприемника» 2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Сообщение на тему: «Применение электромагнитных волн», «Развитие средств связи и радио» 2
Раздел 6. Оптика 27(18а+9с) Тема 6.1 Природа света 6.1.1 Свет как электромагнитная волна 2 1
6.1.2 Отражение света 2 1,2
6.1.3 Преломление света 2 1,2
6.1.4 Лабораторная работа №16 «Определение коэффициента преломления света» 2 6.1.5 Фотометрия 2 1,2
6.1.6 Лабораторная работа №17 «Определение силы света источника» 2 6.1.7 Лабораторная работа №18 «Проверка законов освещенности» 2 Самостоятельная работа: Выполнение домашнего задания. Выполнение презентации на тему: «Оптические явления природы», «Свет-электромагнитная волна» 7 Тема 6.2. Волновые свойства света 6.2.1 Интерференция света. Дифракция света 2 1
6.2.2 Дисперсия света. Инфракрасные и ультрафиолетовые части спектра 2 1
Самостоятельная работа:
Выполнение домашнего задания. Доклад на тему: «Влияние излучений от различных источников на организм человека». 2
Раздел 7. Элементы квантовой физики 24(16а+8с) Тема 7.1 Квантовая оптика 7.1.1 Волновые свойства света. Квантовая гипотеза Планка 2 1
Самостоятельная работа:
Выполнение домашнего задания. Доклад на тему: «Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта». 1 Тема 7.2 Физика атома 7.2.1 Развитие взглядов на строение вещества. Ядерная модель атома 2 1
Самостоятельная работа:
Выполнение домашнего задания. Доклад на тему: «Лазерные технологии и их использование». 1 Тема 7.3. Физика атомного ядра 7.3.1 Методы наблюдения заряженных частиц 2 1
7.3.2 Естественная радиоактивность
2 1
7.3.3 Лабораторная работа №19 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» 2 7.3.4 Лабораторная работа №20 «Наблюдение следов α–частиц в камере Вильсона» 2 7.3.5 Строение атомного ядра. Ядерные силы 2 1,2
7.3.6 Ядерные реакции. Деление тяжелых ядер. 2 1,2
Самостоятельная работа:
Выполнение домашнего задания. Подготовка к лабораторной работе.
Реферат на тему: «Радиоактивное загрязнение почв и его последствия», «Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов». 6
Всего 2 семестр 130(86а+44с) Всего 232 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 . ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Введение Умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.
Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
Производить измерения физических величин и оценивать границы погрешностей измерений.
Представлять границы погрешностей измерений при построении графиков.
Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.
Предлагать модели явлений.
Указывать границы применимости физических законов.
Излагать основные положения современной научной картины мира.
Приводить примеры влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.
Использовать Интернет для поиска информации. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты

1. Механика Кинематика Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекции скорости от времени.
Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекции скорости от времени.
Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.
Проводить сравнительный анализ равномерного и равнопеременного движений.
Указать использование поступательного и вращательного движений в технике.
Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.
Разработать возможную систему действий и конструкцию для экспериментального определения кинематических величин.
Представлять информацию о видах движения в виде таблицы. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Законы сохранения в механике Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.
Измерять работу сил и изменение кинетической энергии тела.
Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела.
Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле.
Определять потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жёсткости тела.
Применять закон сохранения механическойэнергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.
Указывать границы применимости законов механики.
Указать учебные дисциплины, при изучении которых используются законы сохранения. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно - кинетической теории. (МКТ)
Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.
Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.
Определять параметры вещества в газообразном состоянии и происходящие процессы по графикам зависимости р(Т), V(T), p(V)
Исследовать экспериментально зависимости р(Т), V(T), p(V)) Представлять графиками изохорный, изобарный и изотермический процессы.
Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул по известной температуре вещества.
Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.
Указать границы применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Основы термодинамики Измерять количество теплоты в процессах теплопередачи.
Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты с использованием первого закона термодинамики.
Рассчитывать работу, совершённую газом, по графику зависимости р (V).
Вычислять работу газа, совершённую при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычислять КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснять принципы действия тепловых машин. Показать роль физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.
Излагать суть экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предлагать пути их решения.
Указать границы применимости законов термодинамики.
Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Указать учебные дисциплины, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики». Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Свойства паров, жидкостей, твердых тел Измерять влажность воздуха.
Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества. Приводить примеры капиллярных явлений в быту, природе, технике.
Исследовать механические свойства твердых тел. Применять физические понятия и законы в учебном материале профессионального характера.
Использовать Интернет для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалах. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
3. Электродинамика
Электростатика Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов.
Вычислять напряжённость электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.
Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерять разность потенциалов.
Измерять энергию электрического поля заряженного конденсатора.
Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора.
Разработать план и возможную схему действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.
Проводить сравнительный анализ гравитационного и электростатического полей. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Постоянный ток Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Выполнять расчёты силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснять на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком в режиме потребителя.
Определять температуру нити накаливания. Измерять электрический заряд электрона.
Снимать вольтамперную характеристику диода.
Проводить сравнительный анализ полупроводниковых диодов и триодов.
Использовать интернет для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.
Устанавливать причинно-следственные связи. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Магнитные явления Измерять индукцию магнитного поля. Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле.
Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.
Исследовать явления электромагнитной индукции, самоиндукции.
Вычислять энергию магнитного поля. Объяснять принцип действия электродвигателя.
Объяснять принцип действия генератора электрического тока и
электроизмерительных приборов. Объяснять принцип действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.
Объяснять роль магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приводить примеры практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.
Проводить сравнительный анализ свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.
Объяснять на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как «метадисциплину». Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
4. Колебания и волны
Механические колебания Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины. Вычислять период колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычислять период колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жёсткости пружины.
Выработать навыки воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.
Приводить примеры автоколебательных механических систем. Проводить классификацию колебаний. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Электромагнитные
колебания Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи.
Измерять электроёмкость конденсатора. Измерять индуктивность катушки.
Исследовать явление электрического резонанса в последовательной цепи.
Проводить аналогию между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.
Рассчитывать значения силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.
Исследовать принцип действия трансформатора. Исследовать принцип действия генератора переменного тока.
Использовать интернет для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Электромагнитные
волны Осуществлять радиопередачу и радиоприём. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Развивать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснять принципиальное различие природы упругих и электромагнитных волн. Излагать суть экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.
Объяснять роль электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
5. Оптика
Природа света Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач.
Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза. Строить изображения предметов, даваемые линзами.
Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета.
Рассчитывать оптическую силу линзы.
Измерять фокусное расстояние линзы.
Испытывать модели микроскопа и телескопа. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Волновые свойства света Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн.
Наблюдать явление дифракции электромагнитных волн.
Наблюдать явление поляризации электромагнитных волн.
Измерять длину световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдать явление дифракции света. Наблюдать явление поляризации и дисперсии света. Находить различия и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.
Приводить примеры появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечислять методы познания, которые использованы при изучении указанных явлений. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
6. Элементы квантовой физики
Квантовая оптика Наблюдать фотоэлектрический эффект. Объяснять законы Столетова на основе квантовых представлений
Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте.
Определять работу выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерять работу выхода электрона.
Перечислять приборы установки, в которых применяется безинерционности фотоэффекта.
Объяснять корпускулярно-волновой дуализм свойств фотонов.
Объяснять роль квантовой оптики в развитии современной физики. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Физика атома Наблюдать линейчатые спектры.
Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.
Объяснять происхождение линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.
Исследовать линейчатый спектр.
Исследовать принцип работы люминесцентной лампы.
Наблюдать и объяснять принцип действия лазера.
Приводить примеры использования лазера в современной науке и технике.
Использовать Интернет для поиска информации о перспективах применения лазера. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
Физика атомного ядра Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона.
Регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Гейгера.
Рассчитывать энергию связи атомных ядер.
Определять заряд и массовое число атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.
Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде.
Определять продукты ядерной реакции.
Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях. Понимать преимущества и недостатки использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.
Излагать суть экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.
Проводить классификацию элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.)
Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий, лабораторных работ
Программированные опросы, тесты
7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Строение и развитие Вселенной Наблюдать звёзды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана.
Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях
Обсуждать возможные сценарии эволюции Вселенной. Использовать Интернет для поиска современной информации о развитии Вселенной.
Оценивать информацию с позиции ее свойств: достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.д. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий,
Программированные опросы, тесты
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы Вычислять энергию, освобождающуюся при термоядерных реакциях.
Формулировать проблемы термоядерной энергетики.
Объяснять влияние Солнечной активности на Землю.
Понимать роль космических исследований, их научное и экономическое значение. Обсуждать современные гипотезы происхождения Солнечной системы. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций
Выполнение домашних заданий,
Программированные опросы, тесты
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета -лаборатории «Физика (все специальности)».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
стенд с учебной информацией по дисциплине;
комплект учебно-наглядных пособий с образцами документов.
Технические средства обучения:
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект электроснабжения кабинета физики;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
Для студентов
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика:учебникдлястудентовобразовательных учреждений среднего профессионального образования - М.: 2012
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2013
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. -М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. - М.: 2015
Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 10 класс- М.:2010
Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 11 класс. - М.:2010
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012№273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013№ 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике:учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования -М.: 2013
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. - М.: 2015
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля.Методическиерекомендации:методическое пособие/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. - М.: 2010
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (Электронное приложение). - М.: 2015
Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Углубленный уровень: учебник. - М.:2014
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.Углубленный уровень: учебник. -М.:2014
Дополнительные источники:
.Методика преподавания физики в средних специальных учебных заведениях. Под редакцией А. А. Пинского, П. И. Самойленко. М.,1986.
Ряболовов Г. И., Самойленко П. И., Огородникова Е. И. Планирование учебного процесса по физике. Под редакцией П. И. Самойленко. М., 1991.
Енохович А. С. Краткий справочник по физике. М., 1983 г.
Глухов Н. Д., Камышанченко Н. В., Самойленко П.И.. Беседы о физики и технике. М., 1990.
Интернет-ресурсы:
http://fcior.edu.rU/catalog/meta/3/mc/discipline%2000/mi/4.17/p/page.html - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии. www.booksgid.com - Books Gid. Электронная библиотека.
globalteka.ru/index.html - Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов.
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
st-books.ru - Лучшая учебная литература.
www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.
ru/book - Электронная библиотечная система.
http://www.alleng.ru/edu/phys.htm - Образовательныересурсы Интернета - Физика.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fiz.lseptember.ru/ - Учебно-методическая газета «Физика».
dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии. http://n-t.ru/nl/fz/ - Нобелевские лауреаты по физике.
http://nuclphys.sinp.msu.ru/ - Ядерная физика в интернете.
http://college.ru/fizika/ - Подготовка к ЕГЭ
http://kvant.mccme.ru/ - Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».
http://yos.ni/natural-sciences/scategory/l 8-phisic.htm-Естественнонаучный журнал для молодежи «Путь в науку»