Конспект урока по окружающему миру на тему: Москва златоглавая (3 класс)


Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема: Москва златоглавая.
Тип урока: урок – открытие нового знания на основании раннее изученного материала.
Цель: формирование образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства.
Задачи:
Образовательные:
повторить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках;
познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
Развивающие:
развивать познавательную активность на уроке;
развивать речь, мышление, навыки переработки информации;
развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
воспитывать бережное, трепетное отношение к историческому наследию России.
Методы обучения: словесные, проблемные, наглядные, практические.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник по окружающему миру за 3 класс (авторы – А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов), презентация, проектор
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1.Организационный момент. Вводное слово учителя.
- Здравствуйте ребята. Я рада вас всех сегодня видеть на уроке.
Начинаем мы опять
По истории шагать
Чтобы все понятным стало
Потрудиться нам не мало надо.
- Сегодня мы отправимся в очередное путешествие по нашей истории. Мы побываем в далёком прошлом, увидим и узнаем много нового и интересного. Слушают учителя. 2.Актуализация знаний. Беседа с учащимися.
- Посмотрите на реку времени Российской империи. Покажите, на каком участке мы сейчас находимся?
- Как называется изучаемый раздел?
- Какой период времени охватывает?
- Кем и когда было создано Московское государство?
Показывают участок на реке времени.
- Времена Московского государства.
- 14-17 века.
- В 1480 году (15 век). Правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы большинство русских земель и в 1480 году избавил их от ордынской зависимости. Так возникло новое, московское государство. Его первый правитель Иван III стал именовать себя великим государем всея Руси. Так начались новые времена в истории нашей страны – времена Московского государства. Слайд № 1
3.Постановка учебной проблемы. Беседа с учениками.
- Посмотрите на доску. Прочитайте пословицы и попробуйте объяснить их смысл.
Москва не сразу строилась.
Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
На Москву идти – голову нести.
Москва – мать всем русским городам.
- Что общего во всех этих пословицах? О чём они?
- О чём будем говорить сегодня на уроке? Кто может сформулировать тему?
- Вы правы тема нашего сегодняшнего урока – Москва. Но не просто Москва, а «Москва златоглавая».
- Что означает слово «златоглавая»? Почему Москву называют златоглавой? У кого есть какие предположения?
- Верны ли наши предположения или нет, давайте смотреть дальше.
– Вспомните, для чего человеческому организму необходимо сердце.
– Давайте сделаем вывод: все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце.
На доске появляется запись:
Все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце.
– Вы слышали когда-нибудь выражение «Кремль – сердце Москвы, Москва – сердце России»?
– Посмотрите на карту России: по всем дорогам – автомобильным, железным, водным, воздушным – перевозится огромное количество необходимых людям товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в человеческом организме?
На доске появляется запись:
«Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят.
– Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос?
- Основной вопрос, на который нам нужно сегодня постараться ответить, звучит так:
На доске появляется запись.
Почему Кремль называют сердцем России?
- Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля?
- Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России?
- Давайте проверять наши предположения. Перенесемся мысленно в Москву. Варианты ответов детей.
Сразу ничего не делается, на все нужно время.
Москва настолько красива, что, не увидев её, не увидишь истинной красоты.
Никто и никогда не побеждал Москву. И если врагу задумают её завоевать, у них ничего не получиться.
Именно с Москвы началось образование новых городов.
- Все эти пословицы о Москве.
- Тема нашего урока – Москва.
Варианты ответов детей.
- Потому что в ней много храмов, соборов, церквей с золотыми куполами.
- Сердце – орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества
- Нет, не может.
- Да.
- Нет.
- Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?
Варианты ответов учащихся.
Учащиеся высказывают свое мнение.
- Кремль очень красивый.
– В Кремле много музеев.
– Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган человека.
– Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве. Слайд № 2.
Слайд № 3.
Слайд № 4.
4.Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. - Что обозначает слово «Кремль»?
- В толковом словаре слово «кремль» означает городскую крепость в старых русских городах.
- А с какой целью его строили, как вы считаете?
- Посмотрите на доску. Такие стены и башни Кремля можно увидеть сегодня. Но они не всегда были такими.
- Посмотрите на изображение Кремля в различные эпохи нашей истории. Каким был Кремль в 12 веке?
Вот он, первый Кремль сосновый,За бревенчатой стеной.Так родился город новый И назвался он Москвой.Да не город – деревушка,На пригорке – церковушка,Кучка княжьих теремов,Да десятка два домов.
- Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог.
-Как изменился Кремль вначале XIV века?
Вот прошло немало летИ на старом пепелище,На Кремлёвском городищеВырастают снова срубыС крепостной стеной из дуба.За стеною - терема,И амбары и дома.
- Как изменился Кремль в конце XIV века? (Кремль стал белокаменным.)
И прошло 130 лет,Прежде чем увидел светКремль московский, только новый –Не дубовый, не сосновый.Дмитрий – князь, Ивана – внук,Переделал всё вокруг.Для Кремля с каменоломниВозят камни целый год.И былой стене на сменуСтроят каменную стену.
- Почему каменный Кремль надежнее деревянного?
- Когда же в XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом. - Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные зубчатые стены (ласточкин хвост), стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней. Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.
- Как вы думаете, почему Кремль столько раз перестраивали?
- Чем заново возведенные стены отличаются от предыдущих?
- Можно ли сказать, что стены современного московского Кремля защищают город.
- А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль?
- А теперь давайте отправимся в виртуальное путешествие на территорию Кремля вместе с Анютой и Илюшей. Открываем учебники на стр. 58. Берем в руки маркеры, готовимся выделять важную информацию. По ходу чтения текста будем отвечать на вопросы.
Работа с текстом на стр. 58-61.
-Мы оказались с вами на Соборной площади. Почему она так называется?
- Отправимся на экскурсию по этой удивительной площади.
- Первая остановка – колокольня Иван Великий. Что можете рассказать о ней?
- Следующая остановка – Успенский собор.
-Какое событие произошло в нем?
- А как вы понимаете слово «венчался»?
-Что надевали на голову во время этой церемонии?
-Как раньше называли правителей Московского государства?
-Как стали называть теперь? 
- Как зовут первого русого царя?
- Почему же его прозвали Грозным? Давайте попробуем ответить на вопрос с помощью иллюстраций на стр. 60.
- Что на них изображено?
- Так почему же его прозвали Грозным?
- Память о злодействах И. Грозного хранит самый красивый храм России. В честь победы над Казанью, решил царь построить собор, краше которого ни где нет, об этом народ сложил легенду.
В честь победы над КазаньюДвум умелым мастерам Царь велел построить храм. И воздвигли люди этинебывалый в целом свете,Пестрый, сказочный собор,Что стоит и до сих пор.
Храм Василия Блаженного — Это чудо красоты,Это зодчества бесценногоДревнерусские черты. Двое зодчих – Постник с Бармой —Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны, Этим древним мастерам
- Как назвали этот храм?
- Посмотрите на иллюстрации на стр. 60 и скажите, как царь заплатил мастерам за труд?
- Жестокий царь был Иван Грозный, страшный?
- Такие тяжкие грехи Ивана Грозного не давали покоя царю – тирану. Лица невинно убиенных им людей приходили к нему по ночам. Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком. Желая замолить свои грехи, по подземным переходам он приходил в Благовещенский собор.
- Следующая наша остановка - Архангельский собор.
- Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства.
- Прочитайте текст и скажите, чем известен этот собор?
- Вернемся к вопросу, который задавали в начале уроке. Рассмотрите иллюстрации в учебники и попытайтесь объяснить, почему Москву называют Златоглавой?
- Вы правы. При Иване Грозном купола и кровли Успенского и Благовещенского собора  покрыли золотом, что свидетельствовало о мощи и богатстве Руси. Именно с правления Ивана Грозного и стали называть соборы  Златоверхими, а Москву - Златоглавой. - Крепость, укрепление.
- Для защиты города.
- Он был деревянный
- Его стали строить из дуба.
- Материал прочнее.
- Москва подвергалась набегам, пожарам.
- Они становятся все более прочными.
- Нет.
- Потому что Кремль – это памятник истории и культуры. Все приезжают посмотреть на его красоту.
Предположения детей.
- Несколько столетий оставалась самым высоким зданием Москвы. Её звон был слышен на самых отдаленных окраинах.
- венчание на царство Ивана Грозного.
- Христианский обряд - возложения на голову короны (венца).
- Царский венец – шапка Мономаха.
- Князь, великий государь.
- Царь.
- Иван Грозный.
- Казни бояр, заподозренных в измене государю. Разгром Новгорода слугами царя.
- Потому что он был жесток к своему народу. Его боялись все.
- Собор Василия Блаженного.
- Приказал выколоть им глаза, чтобы не смогли создать собор краше этого.
- Да.
- В этом соборе хоронят всех правителей Московского государства.
- Её называют златоглавой, потому что в ней множество соборов с покрытыми золотом куполами. Слайд № 5.
Слайд №6.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
5.Физминутка. - Встаньте из-за парт. Проведем физминутку.
Рано утром все проснулись, Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули -
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево -
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше –
Выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
Мы размялись хорошо,
Завтра повторим ещё. Повторяют движения вслед за учителем. 6.Самостоятельное применение знаний. Краеведческая пятиминутка.
- Сегодня на уроке вы познакомились с московскими памятниками культуры и её достопримечательностями. А знаете ли вы, какое культурное наследие есть в нашей Кемеровской области?
- Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою область. На слайдах будут появляться достопримечательности, вам необходимо будет отгадать их название и рассказать немного о ней.
- Может кто-то знает еще какие-либо достопримечательности нашей области?
- Молодцы ребята, вы многое знаете о Кемеровской области.
- Откройте рабочие тетради на стр. 23, задание 1. Выполните его самостоятельно, затем поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте правильность выполнения задания.
- Вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Можно ли теперь доказать, что Москва – сердце России?
- Давайте сравним наш вывод с авторским на стр. 61.
- Оправдались наши предположения? - Да/нет.
1.Томская писанница2. Поднебесные зубья.
3. Кузнецкая крепость.
4.Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достаевского.
5.Новокузнецкий краеведческий музей.
6.Музей-заповедник Красная Горка.
Варианты ответов учащихся.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Взаимопроверка.
- Да, можно. Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России – её культурный и исторический центр.
Читают учебник.
- Да. Слайды с изображ. достоприм. Кем. обл.
7.Домашнее задание. Параграф 11 – читать, р.т. стр. 23-24. Записывают задание в дневник. 8.Подведение итогов. - Мы с вами совершили маленькое путешествие в московский Кремль, чтобы узнать и полюбить его навсегда.
- Что нового узнали?
- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
- Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?
- Кто захочет больше узнать об этом чудесном городе, в школьной библиотеке вы найдете множество книг по этой теме.
- Наша экскурсия прошла успешно. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего!». Я думаю, что в нашей стране есть будущее, потому что мы интересуемся прошлым своей страны.- Спасибо за урок, можете идти на перемену. Отвечают на вопросы.