Рабочая программа для учебной деятельности Химия студентам первого курса государственных автономных образовательных учреждений СПО по программе третьего поколения


Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Краснотурьинский индустриальный колледж»




Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для среднего (полного) общего образования
по ХИМИИ для 1 курса.









Краснотурьинск, 2013 г.

Одобрена:
предметной (цикловой) комиссией
естественно – научных дисциплин

Протокол № от ___ _____________2013г.


Составлена: в соответствии с
Приказом Минобрнауки от 17 мая
2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования» и стандарта среднего (полного) общего образования по химии
Заместитель директора
по учебной работе
Ажимов В.И.



Председатель цикловой комиссии:
Локшина И.В.















Автор: Хайрова Л.Н., преподаватель
первой категории







Рецензенты:










СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7.

условия реализации учебной дисциплины

26.

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

27.



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в рамках среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин в рамках среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося- 33 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные работы
26

практические занятия
6

самостоятельная работа в аудитории
4

контрольные работы
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33

реферат
составление уравнений
решение задач
доклад
сообщение
исследовательская учебная работа
составление электронных формул
составление кроссворда
4
6
6
2
5
4
2
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _______Химия_


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрена)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Общая и неорганическая химия. (50 ч)



Тема 1.1.
Основные химические понятия и законы химии
Содержание учебного материала(6ч)




Представления о строении вещества. Валентность. Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим формулам. Состав, названия и характерные свойства окисления, основных кислот и солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
2
1


Демонстрация
Модели атомов химических элементов. Модели простых и сложных веществ.




Самостоятельная работа обучающихся №1.
Составление уравнений: Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ.
Самостоятельная работа обучающихся №2.
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
2



2
3

Тема 1.2.
Периодический закон и периодическая система химического элемента Д.И.Менделеева.
Содержание учебного материала (4ч)




Периодический закон Д.И.Менделеева, периодическая система. Строение атома. Описание характерных свойств элемента и его соединений исходя из положения его в периодической системе. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням. Составление электронных формул и графических схем строения электронных слоев атомов. Научный и гражданский подвиг Д.И.Менделеева.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся №3. Составление электронных электрографических формул атомов Х.Э.

2
3

Тема 1.3

Водные растворы и электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Концентрация растворов.
Содержание учебного материала (19ч)




Понятие химической связи. Типы химической связи. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с полярной ковалентной и ионной связью. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
2



1





Практическая работа № 1
Составление молекулярных и ионных уравнений реакции.
2
1,2


Практическая работа № 2
Изучение правил по техники безопасности при проведении лабораторных работ.
2
1,2


Лабораторная работа № 1
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца.

Лабораторная работа №2
Общие свойства кислот и общие свойства оснований.
Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.
Лабораторная работа №3
Общие свойства солей. Гидролиз солей.
Самостоятельная работа в аудитории №1
Реакции в водных растворах. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Решение задач.

2

2


2

2







1


Самостоятельная работа обучающихся №4. Сообщение:
Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности.
Составление окислительно – восстановительных реакций. Подбор коэффициентов.

1


4


3


Решение задач по неорганической химии(2 ч) .
2
1

Тема 1.4.
Химия металлов
Содержание учебного материала (12ч)




Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургичя, гидрометаллургия и электрометаллугия. Сплавы черные и цветные.
2
1


Лабораторная работа № 4
Щелочные, щелочноземельные металлы.
Лабораторная работа № 5
Алюминий и его соединения.
2


2



Металлы побочных подгрупп. Физические и химические свойства металлов побочных подгрупп. Получение в промышленности.
2
2


Лабораторная работа № 6
Железо и его соединения.
2



Самостоятельная работа обучающихся №5.
Реферат: Коррозия металлов химическая и электрохимическая. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали.
2


Тема 1.5.
Химия неметаллов
Содержание учебного материала (6ч)




Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Характеристика соединений неметаллов: оксидов, гидроксидов, водородных соединений. Кислородсодержащие кислоты. Подгруппа галогенов. Свойства и применение галогенов и их соединений. Распознавание галогенов. Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов и их соединений подгруппы кислорода. Оксиды серы.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся №6.
Составление уравнений химических реакций
4


Тема 1.6.
Контрольная работа по неорганической химии


Содержание учебного материала (1ч)




Итоговая контрольная работа по неорганической химии №1
1
1

Раздел 2.

Органическая химия (61ч)



Тема 2.1.
Введение. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.
Содержание учебного материала (4ч)




Введение. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Ее основные положения. Зависимость свойств органических веществ от химического строения, понятие углеводородов. Структурные формулы. Изомерия. Особенность электронного строения атома углерода. Причины многообразия органических соединений. Классификация органических соединений.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся №7.
Доклад «Классификация органических соединений»
2
3

Тема 2.2. Предельные углеводороды

Содержание учебного материала (8ч)




Предельные углеводороды, общая формула состава, гомологическая разность, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp " гибридизации. Понятие углеводородного радикала. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания. Метан, свойства, применение.
Практическая работа№3. Изомерия алканов. Молекулярная формула органического вещества по продуктам сгорания.
2











2
1











1


Лабораторная работа №7. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
2



Самостоятельная работа обучающихся №8. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения.
2
3

Тема 2.3.
Непредельные углеводороды
Содержание учебного материала (6ч)




Алкены. Общая формула алкенов. Этилен. Его структурная формула. Электронное строение. Виды связи и sp " гибридизация атомов углерода. Гомологический ряд этиленов. Систематическая номенклатура. Получение алкенов. Химические свойства алкенов: реакция ионного присоединения (взаимодействие с галогенами, галогеноводородами, водородом, водой). Объяснение правила Марковникова с позиций электронного строения реагирующих веществ. Окисление алкенов перманганатом калия. Горение. Полимеризация. Понятия: мономер, полимер, степень полимеризации. Свойства полиэтилена. Применение этиленовых углеводородов. Диеновые углеводороды (углеводороды с двумя двойными связями). Понятие о диеновых углеводородах; их общая формула; систематическая номенклатура; виды изомерии. Сопряжение системы с открытой цепью (на примере бутадиена 1,3). Особенности электронного строения углеводородов с сопряженными двойными связями. Химические свойства диенов в сравнении с алкенами. Склонность диенов к реакции присоединения по месту 1,4. Окисление перманганатом калия. Полимеризация бутадиена 1,3 и изопропена. Природный и синтетический каучуки, их применение.

1
1


Алкины. Ацетилен. Его структурная и электронная формулы; sp гибридизация углеродного атома. Гомологический ряд ацетилена. Общая формула алкинов. Виды структурной изомерии. Систематическая номенклатура алкинов. Химические свойства. Реакции ионного присоединения. Реакции замещения водорода при углероде с тройной связью на металл (образование ацетиленидов). Реакция полимеризации. Окисление перманганатом калия. Получение и применение ацетилена.
1
1


Лабораторная работа №8. Получение этилена, ацетилена и изучение их свойств.
2



Самостоятельная работа обучающихся №9. Составление уравнений: Генетическая связь превращения углеводородов.
2
3

Тема 2.4.
Ароматические углеводороды.









Тема 2.5.
Природные источники
Содержание учебного материала (6ч)




Бензол. Структурная формула. Тип гибридизации атомов углерода в бензольномкольце (sp " гибридизации). Понятие об электронном строении бензола как сопряженной системы с замкнутой цепью. Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола.
2
1


Лабораторная работа №9.
Характерные реакции ионного замещения (бромирование, нитрование). Условия их проведения. Особенность протекания реакций присоединения водорода и хлора. Отношение бензола и его гомолога толуола к окислению перманганатом калия. Горение бензола. Строение, свойства стирола. Полимеризация стирола.

2



Самостоятельная работа обучающихся №10.
Составление химических цепочек превращения: взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов.
2
3


Содержание учебного материала (4ч)





Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Демонстрация:
Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция: «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».
Самостоятельная работа обучающихся №11.
Основные направления промышленной переработки природного газа.
Попутный нефтяной газ, его переработка.
Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
Коксохимическое производство и его продукция.
Решение задач.
Самостоятельная работа в аудитории №2.
«Углеводороды»


1


2




1

1,2







1

Тема 2.6.
Спирты. Фенолы.

Содержание учебного материала (6ч)




Спирты. Строение предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа спиртов (гидроксогруппа), ее электронное строение. Гомологический ряд спиртов. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положение функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура. Основные способы получения спиртов: гидратация алкенов, взаимодействие галогенопроизводных углеводородов со щелочью; восстановление альдегидов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов. Метанол и этанол. Их применение и промышленный синтез. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека. Генетическая связь между углеводородами и спиртами. Многоатомные спирты, их строение. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Применение этиленгликоля и глицерина. Фенолы. Определение класса фенолов. Их строение. Функциональная группа - ОН; взаимодействие с натрием, со щелочами. Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (Ш). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрование.
2
1


Лабораторная работа №10.
Химические свойства спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (Ш). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрование.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся №12. Составление уравнений: Генетическая связь между углеводородами, спиртами, фенолами.
2
3

Тема 2.7.
Альдегиды. Кетоны.

Содержание учебного материала (4ч)




Определение класса альдегидов. Их функциональная группа. Общая формула, гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура. Получение и свойства альдегидов. Формальдегид. Полимеризация. Понятие о классе кетонов. Их функциональная группа. Сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов. Ацетон. Применение карбонильных соединений. Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.
1
1


Лабораторная работа №11. Получение уксусного альдегида, изучение свойств альдегидов. Реакции окисления альдегидной группы - взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II) -качественные реакции на альдегиды.
Самостоятельная работа обучающихся №13.
Исследовательская учебная работа: Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы.
2



1




3

Тема 2.8.
Карбоновые кислоты
Содержание учебного материала (5ч)




Определение класса карбоновых кислот. Их функциональная группа. Электронное строение карбоксильной группы и углеводородного радикала. Общая формула и гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия карбоновых кислот. Систематическая номенклатура. Получение и физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции с участием гидроксила карбоксильной группы (взаимодействие со спиртами) - получение сложных эфиров. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале (галогенирование) карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. Особенность химических свойств муравьиной кислоты, реакция «серебряного зеркала». Олеиновая кислота как представитель непредельных одноосновных карбоновых кислот.
Лабораторная работа №12. Получение уксусной кислоты и изучение свойства карбоновых кислот.
Самостоятельная работа обучающихся №14.
Превращение органических веществ. Расчетные задачи.

2
















2


1
1



















2

Тема 2.9.
Сложные эфиры. Жиры.



Содержание учебного материала (3ч)




Строение сложных эфиров (общая формула). Реакции этерификации. Обратимость реакции этерификации. Кислотный и щелочной гидролиз сложных эфиров. Их применение в народном хозяйстве, роль в природе. Жиры и их свойства. Высшие карбоновые кислоты, входящие в состав природных жиров (пальмитиновая, олеиновая, стеариновая). Физические и химические свойства жиров: гидролиз жиров; их окисление; гидрирование жидких жиров.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся №15.
Исследовательская учебная работа: Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах.
1
3






Тема 2.10
Амины
Содержание учебного материала (2ч)




Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание.
Демонстрация:
Реакция анилина с бромной водой. Получение анилина из нитробензола.
Самостоятельная работа обучающихся №16.
Сообщение: Применение аналина на основе свойства

1



1
1

Тема 2.11
Гетероциклические соединения
Содержание учебного материала (2ч)




Понятие гетероциклических соединений, их свойства физические, химические. Основное применение гетероциклических соединений.
Самостоятельная работа обучающихся №17.
Сообщение: Применение гетероциклических соединений в медицине

1



1
1

Тема 2.12.
Углеводы







Тема 2.13
Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.

Содержание учебного материала (4ч)




Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. фруктозы. Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение.
Лабораторная работа №13.
Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (2). Качественная реакция на крахмал. Реакция серебряного зеркала.
Самостоятельная работа обучающихся №18.
Сообщения: Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты.
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
1





1

1

1
1


Содержание учебного материала (3ч)





Белки как биополимеры аминокислот. Представление об аминокислотах, входящих в состав природных белков. Полипептидная теория строения белков. Строение пептидной группировки. Условия проведения гидролиза белков. Биологические функции белков. Ферменты. Специфичность их действия. Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства. Применение ферментов для лечения болезней.
Демонстрация:
Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков.
Самостоятельная работа обучающихся №19.
Реферат: Биологические функции белков. Свойства, применение.


2






1
1

Тема 2.14.
Синтетические высокомолекулярные вещества

Содержание учебного материала (3ч)




Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений - реакции полимеризации и поликонденсации. Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна; полиэфирные (лавсан) и полиамидные (капрон). Роль химии в создании новых материалов, практическое использование полимеров и возникновение экологической проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. Будущее полимерных материалов. Необходимость создания полимеров, располагающихся в естественных условиях и не загрязняющих окружающую среду.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся №20. Составление кроссворда на тему «Органические вещества».
1
3

Тема 2.12.
Контрольная работа №2
Содержание учебного материала (1ч)




Итоговая контрольная работа.

1
2

Всего:

111
















3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
_Химия


Оборудование учебного кабинета: учебники, комплект учебно-методических пособий, компьютер, видеопроектор._
Технические средства обучения: _мультимедийная установка, компьютеры__


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Ю.М.Ерохин. Химия. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
О.С.Габриелян. Химия. М.: Дрофа,2008.
Ю.М. Ерохин, В.И.Фролов. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом). М.: Высшая школа, 2007.

Дополнительные источники:
Л.А.Цветков. Органическая химия. М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. М.: Просвещение, 2007.
Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин. Химия. М.: Экзамен: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2010.






4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

Знать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;


Текущий контроль в форме:
- отчеты лабораторных работ;
- практические работы;
-контрольная работа;
-самостоятельные работы;





















Текущий контроль в форме:
- тестирования по темам дисциплины;
- устный опрос;
- доклада по реферату или сообщению;
-химические диктанты;




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415








13 PAGE 14715












13 PAGE 142215












26








Заголовок 115