Программный материал по биологии для обучающихся в системе СПО Программа 117 часов


Областное государственное автономное образовательное учреждение


среднего профессионального образования
«Яковлевский политехнический техникум»













Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология


















2011г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО)


Разработчик:

Арбузова Елена Ивановна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель

Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

8

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО

- Мастер общестроительных работ;
- Автомеханик.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональный цикл



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Биология

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
применять в жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

Учащиеся должны знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории.
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножения, формирование приспособленности, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные занятия
10

контрольные работы
7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


6

Рефераты:
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов). Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.Устойчивое развитие природы и общества.





Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета









2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Раздел 1


«Общая биология».





Тема 1.1
1

Введение

1
1


1
Сущность жизни и свойство живого.
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. . Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей
1

1


Тема 1.2


Основы цитологии

16



1
Клеточная теория. Химический состав клетки.
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

1

1


2
Неорганические вещества клетки.
Химический состав клетки. Вода, азот, углерод, водород и другие неорганические вещества клетки.
1







1


3
Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

1
1


4
Лабораторная работа № 1 «Доказательство белковой природы фермента расщепляющего перекись водорода»
1
2


5

Органические вещества клетки.
Белки, Биологические полимеры. Функции белков.
1
1




Лабораторная работа №3 «Роль ферментов в ускорении реакции в клетке»





6

Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты.
1
1


7

АТФ и другие органические соединения клетки

1
1


8
Строение клетки.( Цитоплазма, ядро, клеточный цент, рибосомы. Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи. Митохондрии).

1
1



Лабораторная работа №4 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки».




9
Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.
Прокариотические и эукариотические клетки.

1
1


10
Вирусы и бактериофаги.
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.
1




11

Лабораторная работа №2 «Изучение строения растительной клетки под микроскопом»
1






2


12
Энергетический обмен в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
1
1




Лабораторная работа №5 «Выявление активности амилазы».




13
Фотосинтез: хемосинтез.
(Световая фаза и темновая фаза фотосинтеза, фотон, фотолиз)

1
1


14
Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.
(Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка).

1

1


15
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме
(Оперон, структурные гены, оператор, репрессор)
1
1


16
Контрольно-обобщающий урок №1 «Основы цитологии».

1
3



Самостоятельная работа: Строение клетки. Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

8



Раздел 2


Размножение и индивидуальное развитие организма.


18



Тема 2.1


Размножение организма.


7



1
Жизненный цикл клетки
(Митотический цикл. Апоптоз. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период.)
1
1


2
Митоз. Амитоз.
(Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз.)
1
1


3
Мейоз
(Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер)
1
1


4
Формы размножения. Бесполое размножение.
(Бесполое размножение. Вегетативное размножение.)
1
1


5
Формы размножения. Половое размножение. Гаметогенез.

(Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация.Копуляция.)
1
1


6
Онтогенез.
(Типы онтогенеза. Метаморфоз. плацента).
1
1


7
Контрольно-обобщабщий урок № 2 «Формы размножения и индивидуальное развитие»

1
3




Самостоятельная работа: работа с учебным материалом- Жизненный цикл клетки
(Митотический цикл. Апоптоз. Интерф Формы размножения. аза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период.)

3




Тема 2.2


Основы генетики


8



1
Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание .
Гибридологический метод. Чистые линии. Аллельные гены. Гомозиготы. Доминантные и рецессивные гены.
1
1


2
Дигибридное скрещивание
Решетка Пиннета. Закон независимого наследования признаков.
1
1


3
Взаимодействие неаллельных генов
Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерное действие гена.
1
1


4
Хромосомная теория наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Кроссинговер. Генетические карты.
1
1


5
Генетика определения полов
Признаки сцепленные с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол.
1
1


6

Виды мутаций.
Генные, хромосомные и геномные мутации. Виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, инверсия, дупликация. Полиплоидия.
1
1


7

Решение задач по генетике.
1
2


8

Контрольно- обобщающий урок №3 «Основы генетики»
1
3




Самостоятельная работа: работа с учебным материалом - Гибридологический метод.
Гибридологический метод. Чистые линии. Аллельные гены. Гомозиготы. Доминантные и рецессивные гены.
4





Тема 2.3 Генетика человека

3



1
Методы исследования генетики человека
Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.
1
1


2

Генетика и здоровье.