Мужчина и женщина… в школе и дома


Губин Геннадий Александрович,
учитель истории
МБОУ «Ромашкинская средняя школа»
ул. Дружбы, 39, с. Ромашкино,
Сакский р-он, Респ. Крым, 296516

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В ШКОЛЕ И ДОМА

Формулируя один из законов диалектики, Г.В.Ф. Гегель невольно выразил суть вечных взаимоотношений мужчины и женщины: единство и борьба противоположностей. И хотя историческая память и учёные-историки пытаются внушить нам, что были времена, когда роль женщины была доминирующей в обществе, письменная история без обиняков рисует нам историю мужскую, где роль женщины сводилась только к обслуживанию прихотей мужского населения и к «механизму» для деторождения.
Такое положение сложилось по экономическим причинам, так как роль женщины в примитивной традиционной экономике была менее значительна, нежели роль мужчины. Экономическая зависимость женщины от мужчины ставила её в подчинённое, неравноправное положение. В семье и быту господствовал патриархальный уклад. Подобная роль женщины закрепилась в бесчисленных пословицах и поговорках, обрядах и обычаях, передающихся из поколения в поколение.
Промышленные революции в европейских странах в XVII-XVIII веках вызвали потребность в широком использовании в промышленном производстве дешёвого детского и женского труда. Женщина получила возможность обрести определённую экономическую независимость и способность воспротивиться патриархальщине в семье. «На наших глазах из наложницы возникла женщина-человек. Веками играла она насильно навязанную роль, воплощая тип, выработанный самовластием и эгоизмом мужчины, который не желал замечать женщину-труженицу, как не замечает и сейчас труженика–ребёнка».
Социально-экономические, политические, психологические, культурологические и иные изменения приводят, в конце концов, к появлению в XVIII веке феминистского движения – женского движения за уравнение женщин в правах с мужчинами. XX век ознаменовался тем, что женское движение в большинстве стран мира добилось юридического равноправия женщин с мужчинами, но, тем не менее, атавизм психологии прошлых веков на бытовом уровне сказывается в мужской психологии (а иногда и в женской) довольно таки часто. Посмотрите на соотношение мужчин и женщин среди депутатов парламентов и членов правительств, среди политиков и крупных бизнесменов, среди творческой элиты и крупных чиновников. Дискриминация женщин всё ещё явление нашей реальной жизни. Сравните среднюю оплату труда женщин и мужчин, количество безработных среди них же и вам станет ясно положение женщины в обществе.
Кто-то, вне всякого сомнения, мудрый, сказал, что о цивилизованности общества необходимо судить по положению в нём детей, стариков и женщин. Вот по этому критерию нам и следовало бы судить о нашем нынешнем бытии. Впрочем, довольно истории Давайте перейдём к заявленной теме, хотя она, честно говоря, не так уж и проста, как может показаться на первый взгляд.
Педагог, с древних времён – профессия сугубо мужская, нынче превратилась в свою полную противоположность. Теперь это преимущественно женская профессия. Но язык консервативен и не всегда поспевает за социальными изменениями. И хотя наряду со словом учитель существует и слово учительница, но чаще слово учитель применяется как к лицам мужского, так и женского пола. Если не верите, то посмотрите в трудовые книжки женщин, работающих в школах, и сами убедитесь в этом. Между прочим, издавна люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, назывались педагогами. Истоки этого слова берут своё начало в Древней Греции, где педагогами называли воспитателей детей. До сих пор слово педагог не имеет женского аналога.
Нынешнее засилье женщин в деле воспитания и образования отзывается вполне ощутимыми перекосами не только в психическом развитии школьников. Тут волей-неволей напрашивается аналогия с неполной семьёй. Как бы ни старался один из родителей компенсировать отсутствие второго родителя в семье, сделать это в полной мере ему никогда полностью не удаётся. Это неоспоримый факт. Возникают не всегда видимые специфические проблемы, которые обязательно дают о себе знать, и не только в первом поколении.
Рассмотрению гендерных проблем в школе положил начало ещё Я.А. Коменский, который в 1645 году в «Пампедии» писал, что «каждый пол должен приличия ради обучаться раздельно». Давайте не будем обвинять мэтра педагогики в мужском шовинизме Время было иное. Однако в чём–то он прав: психология мужская и женская различны. Следовательно, и методы воздействия должны быть в чём-то различными. Но общество не может (может быть не желает?) позволить себе такую роскошь в массовой школе и при индустриальных технологиях обучения всех измеряют «одним аршином». При том, что обучение некоторым предметам – физкультура, трудовые технологии, этика – просто обязано быть раздельным как по физиологическим причинам, так и по морально-нравственным, т.к. тут вступает в свои права гендерная психология, которой в современной общеобразовательной школе места совсем не находится. И совершенно напрасно.
Гендерная психология - подраздел социальной психологии, который изучает психологию мужчины и женщины, и особенности психики, обусловленные гендером (полом). Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число активно обсуждаемых в обществе. Это отчасти объясняется тем, что роль мужчины и женщины в общественной среде в настоящее время претерпевает значительные изменения. Но насколько глобальными должны быть эти перемены?
Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей. Насколько значимы, закономерны и оправданны различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально-психологическом уровне? Являются ли гендерные различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в данном обществе, определяющей его взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила? Как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество? На все эти и многие другие вопросы пытаются ответить представители гендерной психологии.
Социальная психология гендера - это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных идей и норм. Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это закономерно, ибо социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин.
Социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер. Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60-70-х гг. XX в. практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу.
Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь, когда в науку пришло новое поколение - целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов.
Однако нас интересует решение гендерного вопроса в современной общеобразовательной школе. Присмотритесь внимательно к составу т.н. школьного ученического актива: безусловное большинство его составляют девочки и девушки. Здесь мы наблюдаем кажущийся парадокс: если в «руководящих» школьных органах представители женского пола составляют неоспоримое большинство, то на государственном и вообще властном уровне во взрослой жизни подавляющее преобладание мужчин. Женщина-руководитель – не столь уж частое явление в нашем обществе. Чем выше вздымается пирамида власти, тем меньшее число женщин там оказывается. Причин этому явлению множество. Мы не ставим перед собой задачи раскрыть их полностью, но на одну причину всё-таки укажем. На обыденном уровне сознания женщина оказывается зачастую рассудительнее, если хотите, мудрее, нежели мужчина. Она интуитивно осознаёт тщетность и суетность погони за властью, эфемерность власти. А потому её амбиции чаще направлены на более важное в этой жизни – на детей.
Засилье девчонок в школьных органах детского самоуправления, видимо, необходимо объяснить психофизическими особенностями развития девочек, которые по уровню своего развития в данный момент несколько опережают своих сверстников-мальчишек, если хотите - раньше взрослеют. Не последнюю роль в таком соотношении полов в руководящих органах детских организаций играет и половой состав педагогов данной школы: ведь не является секретом то, если что мужчина-педагог в школе не столь уж и частое явление. Женщине–педагогу много проще работать с девочками: они более податливы, если хотите – конформны, более исполнительные, аккуратные и не столь ершисты, как эти «несносные» мальчишки. Всё бы ничего, если бы не одно «но»: наверное здесь и скрываются корни такого общественного явления, как маскулинизация женщин и феминизация мужчин. В этом смысле мысль Я.А. Коменского о раздельном обучении мальчиков и девочек не так уж и неприемлема в нынешних условиях.
Размышляя над этой же проблемой, Я. Корчак отмечал: «Почему девочка в нейтральном возрасте уже так сильно отличается от мальчика? Обездоленная детством, она подвержена дополнительным ограничениям как женщина. Мальчик, лишенный прав как ребёнок, обеими руками ухватился за привилегии пола и не выпускает их, не желая делиться с ровесницей. «Мне можно, я могу, я мальчик». Девочка в кругу мальчиков – незваный гость. Из десятерых всегда один спросит:
- А она зачем с нами?
Возникни спор – мальчики всё уладят между собой, не задевая самолюбия, не угрожая изгнанием; а для девочек у них в запасе резкое:
- Не нравится тебе – ну и иди к своим».
Общаясь охотнее с мальчиками, девочка становится подозрительной личностью в своём кругу». Я. Корчак верно подметил, что неравноправие полов формируется на уровне психологии уже в детском возрасте и имеет исторические корни. Именно в период детства ребёнок усваивает свою гендерную роль.
Гендерная роль - существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать. Во многих культурах мальчики имеют более свободный доступ к жизни общества, чем девочки, им чаще дают поручения, позволяющие удаляться от дома, они больше играют и у них было больше времени. Девочки чаще, чем мальчики, находятся со своими матерями, а мальчики чаще, чем девочки, общаются с отцами.
Исследователи-психологи также отметили раннее разделение труда по половому признаку. Родители дают детям разные поручения в зависимости от пола, и девочки, как правило, выполняют больше работы, чем мальчики. Вайтинг и Эдвардз предположили, что это явление имеет место потому, что отцы чаще работают вне дома, а та работа, которая оставалась дома, считалась женской. Следовательно, матери обычно просят девочек помочь им. В большинстве культур, отмеченных авторами, девочки раньше начинают подвергаться социальному давлению. Кериг и его коллеги (1993г.) отмечали, что в России практически не существует таких работ по дому, которые считались бы приемлемыми для мальчиков.
Гендерная роль требует и особенности проявления психики. Гендерные особенности психики - психологические явления, обусловленные полом и связанными с ним социальными стереотипами, ожиданиями и требованиями. Среди ученых идут нескончаемые споры, какие из этих особенностей являются врожденными, а какие - приобретенными в процессе воспитания и обучения. Вследствие того, что мальчиков и девочек во всех человеческих культурах воспитывают по-разному, психология представителей мужского и женского пола уже к началу обучения в школе существенно различается.
Эти различия требуют безусловного исполнения мужчиной мужской гендерной роли. Мужская гендерная роль - социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать. Поведение мужчин основывается на представлении о мужественности, которое они впитали из культуры. Верования относительно того, каким мужчина должен быть и что он должен делать, составляют то, что психологи назвали идеологией мужественности. Эта идеология - не что иное, как набор социальных норм, известных также под именем мужская гендерная роль.
Исследуя в 1936г. мужчин, обучавшихся в колледже, Томпсон и Плек открыли, что структура этих ролевых норм складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоевывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор - норма твердости, отражает ожидания от мужчин умственной, эмоциональной и физической твердости. Третий фактор - ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности). Совсем недавно исследователи мужественности высказали идею о том, что более корректно было бы говорить о многочисленных мужественностях. Другими словами, они признали важность влияния расы, национальности, принадлежности к определенному социальному классу и субкультуре, сексуальной ориентации на то, что именно вкладывается в понятие мужественности.
Гендерный стереотип утверждает, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Социологи обнаружили у взрослых мужчин и женщин поразительное единодушие относительно того, что мужчина должен делать карьеру. Большинство из них также сошлись во мнении, что мужчина должен зарабатывать много денег. Если же этого не удается сделать, то мужчины вынуждены доказывать свою гендерную принадлежность при помощи т.н. компенсаторной мужественности, задача которой - компенсация чувства несостоятельности в профессиональной и экономической сферах.
А вот теперь читатель и сам ответит на вопрос: имеет ли мужчина-педагог реальные шансы сделать в общеобразовательной школе карьеру или обеспечить семью достаточно высоким уровнем доходов? Вопрос повисает в воздухе, потому что ответ известен абсолютно всем.
Испытывая в школе чувство неудовлетворённости, вынужденного сдерживания своих эмоций в ответ на унизительные придирки администрации школы и откровенное либо непроизвольное хамство учащихся, оказавшись дома мужчина-педагог уже не сдерживает своих эмоций и не так уж и редко домочадцы испытывают его гнев в полной мере.
Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной и эмоциональной. Норма физической твердости есть не что иное, как ожидание от мужчины физической силы и выносливости. Ту популярность, которой пользуется в наши дни бодибилдинг (культуризм), смело можно считать реакцией на эту норму. Норма физической твердости - стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен обладать физической силой и высокой биологической активностью.
Общепринятые стереотипы относительно мужчин говорят, что они с огромным трудом признают, что чего-то не знают, и предпочитают не спрашивать совета. В основе этого может лежать норма умственной твердости, которая содержит ожидания того, что мужчина будет выглядеть компетентным, знающим. Человек, стремящийся соответствовать этой модели сверх компетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает (тревога будет особенно интенсивной, если ему кажется, что окружающие могут догадаться о его невежестве). Эта норма порождает большие проблемы в межличностных отношениях, т.к. мужчина, старающийся соответствовать ей, часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше, чем он.
В условиях острого соперничества педагогов друг с другом в школе, мужчина довольно часто оказывается в ситуации, когда ему, иногда «мягко», а иной раз в резкой форме указывается на его недостаточную компетентность в каком-либо вопросе, что для мужского самолюбия является ощутимым ударом, тем более, что чаще всего эти удары по самолюбию наносят женщины-администраторы.
Норма эмоциональной твердости - это стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.

· Следует сказать, что от природы мужчины не менее эмоциональны, чем женщины, но из-за своей традиционной роли могут быть менее экспрессивны, им доступно выражение лишь одной социально приемлемой эмоции - злости. Не этой ли эмоциональной твёрдости побаиваются некоторые школьники, уверяя, что идеальным педагогом может быть только женщина?
Норма антиженственности - это стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения. У некоторых мужчин проявляется в виде фемифобии - страха показаться женственным, что, возможно, связано со стереотипом теории сексуальной инверсии, согласно которому женственность у мужчин - это признак гомосексуализма. Однако, находясь постоянно преимущественно в женском коллективе, мужчина-педагог волей-неволей усваивает некоторые черты женского поведения, что также негативно влияет на выбор мужчинами этой профессии. Данная норма, как и норма статуса, мешает полноценному отцовству, и многие дети подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по-настоящему или нет.
Итак, мы установили некоторые различия психологии мужчины и женщины. Среди этих различий психологи отмечают: женщины превосходят мужчин в вербальных способностях, а мужчины женщин - в математических и визуально-пространственных способностях. Мужчины более агрессивны и индивидуальны, женщины более конформны. В мужском мышлении доминирует логика, а в женском - интуиция. У мужчин уровень самооценки и притязаний выше, у женщин он заметно ниже. Женщины легче переносят монотонную, однообразную, неинтересную деятельность. Реакция на стресс у женщин более выражена, чем у мужчин, но приспособление к меняющейся ситуации совершеннее, мужчины переживают и приспосабливаются труднее. Женщины более консервативны, мужчины гораздо активнее и предприимчивее. Мужчины обычно схватывают и оценивают ситуацию в целом, женщины больше копаются в деталях и оттенках, особенно в межличностных отношениях.
Наконец, женщина создана природой для продления жизни, отсюда совершенно особое отношение к вопросам межполовых отношений, рождения и воспитания детей, колоссальная значимость своевременного и адекватного осознания своей принадлежности к женскому полу и т.п.
Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, она воспринимает саму себя и воспринимается окружающими либо как личность мальчика, юноши, мужчины, либо как личность девочки, девушки, женщины. В последнее время всё громче и настойчивее о себе заявляют представители сексуальных меньшинств, где гендерные роли весьма причудливо переплетаются. Но это тема не нашего разговора.
«Действительное равноправие женщины и мужчины может, по моему убеждению, осуществиться лишь тогда, когда будет уничтожена эксплуатация тех и других, а ведение домашнего хозяйства, превратится в отрасль общественного производства», - утверждал К. Маркс.
Встречаются в школах иногда и семейные пары. Но даже в этих учительских семейных парах, где, казалось бы, семейные отношения должны быть образцово-показательные, вы, зачастую можете наблюдать неравноправие на бытовом уровне: мужчина-учитель после уроков «отдыхает», в то время как женщина-учитель выполняет повседневную домашнюю работу, и при этом даже в мыслях не рискнёт приобщить мужа к домашним делам на равных.
Несмотря на свой достаточно высокий социальный статус женщина-педагог не защищена от домашнего насилия. Вот что о подобной ситуации пишет Л. Денисенко: «Мою знакомую, школьную учительницу, вот уже несколько месяцев терроризирует муж. Расплакавшись, она призналась мне, что работа у супруга, частного предпринимателя, в последнее время не ладится, и все неудачи он вымещает на жене. Сначала он взял под контроль ее траты, потом заявил, что жена слишком много ест, и стал отмечать на кастрюле уровень бульона, дабы уличить свою половину «в обжорстве». А теперь даже поднимает на нее руку. Жаловаться она боится - муж предупредил: «будет хуже». И вот эта учительница придя на уроки в школу должна «сеять доброе, вечное, разумное» Вряд ли это у неё получится, так как её сознание не будет покидать тревожная мысль о возвращении домой со всеми вытекающими последствиями.
Одна из важных проблем, порождающих «неуставные» отношения в семье, - алкоголизм. Количество таких семей, к сожалению, увеличивается. Человека, который в связи со слабостью к спиртному терроризирует близких, нужно изолировать, ведь под удар ставится психическое и физическое здоровье всех членов семьи, особенно детей. Когда родители устраивают «разборки», ребенок независимо от возраста косвенно является участником конфликта. А взрослые не хотят понимать, какую душевную боль они причиняют сыну или дочери и как эти семейные ссоры скажутся на их дальнейшей жизни. Впрочем, мы увлеклись
Общеобразовательная школа превратилась, в основном, в область применения исключительно женского труда. После Великой Отечественной войны доля мужчин-педагогов в школах стала неуклонно уменьшаться. В массовом порядке женщины пошли в школу ещё в годы войны – это вполне понятно. Но и после войны эта тенденция сохранилась. Уцелевшие после войны образованные мужчины были востребованы в сфере промышленного производства и на руководящей работе. Кадровый голод был существенным. И вот тут–то и произошло незаметно изменение в массовой психологии. Профессия педагога стала всё больше отождествляться с женской профессией. Общество и руководство обществом не обратили на эту тенденцию особого внимания и теперь необходимы кардинальные меры, чтобы изменить ситуацию. Но для этого необходимо хотя бы для начала понимание недопустимости и опасности такого перекоса.
Сокращение доли мужчин-педагогов в нижнем и среднем звене школьного образования негативно влияет на ситуацию в системе общего среднего образования. Процесс воспроизводства населения, воспитания и образования – процесс естественный и гармоничный, а потому принимать участие в нём представители разных полов должны на паритетных началах: иначе дисгармония и искажение природной целесообразности. Сколько бы не говорили о том, что неполная семья не влияет на психику и дальнейшую судьбу ребёнка – это не так. Вот и получается, что современная школа подобно неполной семье – даёт существенные сбои и по этой причине тоже.
Почему современный мужчина не идёт работать в общеобразовательную массовую школу? Очень точное замечание по этому поводу высказал в своё время В.Ф. Шаталов: отсутствие точных, чётко разграниченных понятий «авторство», «творчество», «изобретение» в педагогическом труде не способствует притоку в учительство талантливой молодёжи вообще, и мужчин, в частности. Нерешённость данной проблемы ведёт к явному отсутствию перспективы карьерного роста для мужчин в педагогике.
Необходимо напомнить читателю особенность мужской психологии, его повышенное по сравнению с женщиной, честолюбие (в общественно-необходимой и общественно-допустимой дозе). Мужчина быстрее удовлетворит своё честолюбие в любой производственной, технической сфере, нежели в педагогике. Хотя бы поэтому престиж профессии педагога у мужской половины общества крайне низок.
Отсутствие либо чрезвычайно малый приток в педагогику талантливой молодёжи сдерживает развитие, в первую очередь, самой педагогики; во-вторых, посредственный, равнодушный педагог никогда не воспитает яркую и талантливую личность, не заронит в душу ребёнка «искру божью», не поможет ребёнку раскрыть свой талант и развить свои способности. Сотни и тысячи талантов гибнут в наших школах от неумелого, иной раз просто непрофессионального обращения с ними. Через непрофессионализм школы общество сдерживает своё же развитие. Это мы можем наблюдать в росте различных асоциальных форм поведения и не только молодёжи. Таким образом, проблема нехватки талантливых педагогов и педагогов–мужчин, в частности, переросла в серьёзную социальную проблему, которая влечёт за собой ряд негативных социально-экономических последствий. Не так уж и мало работает в школе людей, которые пришли в педагогику совершенно случайно, чаще всего под давлением неких обстоятельств. Человека гуманного, гармонически развитого не сможет воспитать случайный в педагогике человек, который видит в педагогической деятельности не смысл своей жизни, а лишь способ получения средств к существованию.
О рабочем времени учителя – особый разговор. Оно – безразмерное. Хотя общество оплачивает учителю только время проведения уроков, проверки тетрадей, классное руководство и прочую мелочёвку, на самом деле остаются непризнанными обществом такие «несущественные» виды учительского труда, как подготовка к урокам, поиск и освоение новых методик, творческая работа учителя дома, в конце концов.
Существенным фактором, сдерживающим приход мужчин в педагогику, является относительный и субъективный характер оценки труда педагога.
Общеобразовательная школа обладает чудовищным консерватизмом. Парадокс налицо: педагоги, опутанные по рукам и ногам консерватизмом, пытаются воспитывать полёт мысли и чувств у своих воспитанников. Но ведь такого не бывает, а если порою и происходит, то не благодаря школе, а скорее вопреки ей. Педагоги опутаны ограничениями различных инструкций, указаний, приказов буквально по мелочам. И вот в таких условиях педагог думающий или пытающийся думать сталкивается с неразрешимой дилеммой: либо мучительно искать новые методы воспитания и обучения и при этом иной раз ошибаться (таким образом, постоянно вступать в конфликтную ситуацию с распоряжениями свыше), либо приспособиться и тихонечко «плыть по течению», выполняя все указания и, следовательно, числясь в удобных и приемлемых для администрации. «Бунтари-педагоги» - головная боль школьной администрации, и не только школьной и чаще ими бывают всё-таки педагоги-мужчины.
О субъективизме оценки труда педагога мы уже говорили. Однако повторимся. Учитель находится в стрессовом состоянии, когда к нему кто-либо идёт на урок с целью инспектирования. Учитель думает: то ли потрафить проверяющему и провести урок по его вкусу, чтобы потом целый год не склоняли его имя на различных совещаниях? то ли продолжать давно начатую работу, пытаясь реализовать свои предположения и задумк?.. Ему стыдно перед детьми: они–то видят, что учитель боится инспектирующего. А это ужасно для человека с развитым чувством самоуважения. И это также одна из причин уклонения мужчин от педагогической работы. Ведь уровень притязаний, амбициозности у мужчин несколько выше женского.
Если педагог всё же не пошёл навстречу инспектирующему и пошёл в своих опытах «выше головы» (разумеется, начальственной), то лавина комиссий и проверяющих будут долго испытывать терпение «выскочки» и пытаться сломить его сопротивление. Это выдержать по силам далеко не всем. Многие благоразумно бросают свои педагогические опыты, и лишь единицы после долгих лет мытарств объявляются педагогами-новаторами. Им поют славу, но часто, этих людей либо уже нет в живых, либо лучшие годы и силы растрачены не бессмысленную борьбу со сворой неумных, но яростных карьеристов от педагогики.
И ещё раз об оценке труда педагога. Положение удивительное. Смотришь на экран телевизора и видишь фамилии артистов сыгравших не бог весть какие роли, или певцов, эпатирующих публику не совсем пристойным содержанием своих «шлягеров» и сценических костюмов и поражаешься тому, что их фамилии сопровождаются громкими титулами и званиями. А педагог, который всю жизнь и каждый урок играет свой, каждый раз неповторимый, «спектакль» и подобно великому магу-чародею вершит чудо: превращает маленькие живые существа в знаменитых и просто порядочных людей – редко, крайне редко удостаивается почётных титулов и наград, да и те не всегда вовремя. Чаще всего уделом учителя в конце карьеры является полное забвение, в том числе и бывших учеников, и позорно нищенская пенсия. Кого из мужчин можно соблазнить такой перспективой?
Чтобы быть неплохим педагогом, учитель должен знать в несколько раз больше своих учеников. Но чрезвычайная загруженность уроками (хочется хотя бы немного больше заработать), директивными, зачастую бестолковыми и бесполезными, мероприятиями и низкая материальное обеспечение не позволяют учителю идти впереди своих учеников. Уже более полутора десятков лет подавляющее большинство учителей не выписывает методические журналы, общественно-политическую и художественную литературу. А на старом «багаже» далеко не уедешь. Вот и получается, что довольно часто ученики опережают своих учителей по информированности в области науки, техники, политики, искусства, спорта
Внимательно присматриваясь к современным старшеклассникам, вы обнаружите признаки феминизации современных юношей. Дух былого мужского «рыцарства» почти окончательно испарился. Исчезли понятия «мужской чести», «мужского слова», «мужской дружбы». Они либо незнакомы современной молодёжи, либо отброшены как устаревшие, либо девальвированы и извращены. Одной из причин такого положения, на наш взгляд, является катастрофически малое число педагогов-мужчин в наших общеобразовательных школах. Исчезновения мужчин из системы общеобразовательных школ является последствием того, что школа не воспитывает педагогов-мужчин ещё тогда, когда они сидят за школьными партами.
Труд настоящего педагога требует, не побоимся высокого стиля, самопожертвования и мужества. Труд педагога – это постоянные самоограничения, жёсткий самоконтроль незаметный для окружающих, без всякой надежды на сиюминутные результаты. Иной раз проходят годы, прежде чем педагог сможет увидеть результаты своего труда и этот «результат» не всегда помнит, кому он обязан своими достижениями. Педагогика – это область деятельности, где требуется особая настойчивость и упорство, твёрдость и проницательность, творчество и неутомимость. Такие качества украсят любого человека, а мужчине они просто необходимы. Так что педагогика – это всё-таки истинно мужская работа.
Относительно мало, но в педагогические ВУЗы поступают и юноши. Получив высшее педагогическое образование, новоиспечённые педагоги-мужчины либо «благоразумно», под различными предлогами не появляются в школах, куда они направлены, либо, проработав положенный срок, оседают на более спокойных и «тёплых» местечках.
Преобладание среди педагогов женщин создаёт в общеобразовательных школах особую морально-психологическую атмосферу. Воспитательный процесс настолько рафинирован, что не даёт никакой возможности для воспитания мужских черт характера у мальчиков. И это немедленно отзывается на составе активистов-школьников. С одной стороны это явление объясняется тем, как мы уже указывали выше, что в школьном возрасте девочки и девушки в психофизиологическом развитии опережают своих одноклассников-мальчиков и юношей. Но дело не только в этом.
Часто, желая ускорить получение желательного воспитательного эффекта, педагоги-женщины, вместо того чтобы учить мастерству управления всех учащихся, возлагают функции по школьному и классному самоуправлению на самых добросовестных, исполнительных и безотказных. В силу целого ряда причин именно таковыми, в большинстве своём, и оказываются девочки. Таким образом, ещё в школе мы взращиваем сначала юношеский, а затем и мужской, инфантилизм.
Школьный инфантилизм и пассивность перерастают у повзрослевших юношей в мужскую пассивность, особенно в семейной жизни. Большую часть груза семейных забот многие мужчины «милостиво» позволяют взвалить на женские плечи. Женщины и стирают, и гладят бельё, и готовят пищу, и бегают по магазинам и рынкам, конечно же, не считая того, что трудятся на производстве наравне с мужчинами, а, зачастую, и лучше их. Ответственность за воспитание детей мужчины, в основной массе, также «доверяют» женщинам. Много ли вы видели отцов на родительских собраниях?
В то время, когда измученные и издёрганные женщины пытаются везде поспеть, мужчины, в лучшем случае почитывают газеты, смотрят телевизор или «забивают козла», а немалая часть их усиленно утаптывает асфальт возле «точек» с пивными бутылками или кружками в руках, обсуждая глобальные философские проблемы не ниже субгалактического значения.
В советское время существовала хорошая форма привлечения отцов к воспитанию детей и не только своих. В школах создавались «Советы отцов», а на предприятиях советы по содействию семье и школе. Сейчас всё это забыто и похерено под предлогом невмешательства в частную жизнь. Тезис весьма сомнительного содержания. Хорошо и давно известно, что жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Т.н. «свобода» личной жизни одних, зачастую оборачивается горем и страданиями для других. А это уже не свобода. Все должны помнить незыблемый принцип: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого».

1. Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с польского./Сост. К. П.Чулкова.-
М.; Педагогика,1991г.
2. Коменский А.Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое
наследие./Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский.- М.; Педагогика, 1989г.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич –
Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
4. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. – М.; Педагогика,
1978г.