Методическая разработка Особенности проведения уроков технологии по теме Виды аппликации


Особенности проведения уроков технологии по теме «Аппликация из бумаги» с учётом развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Труд является активным средством умственного развития личности. Задания необходимо давать так, чтобы ученик сначала мог больше поработать головой, чем руками. Ученик должен ясно представлять конечный результат труда, спроектировать его, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль за своим трудом. Всё это активно развивает мышление. Одновременное функционирование многих анализаторов устанавливает в коре больших полушарий головного мозга большое количество новых связей, которые обеспечивают ребёнку прочные знания. Учителю следует помнить, что труд далеко не при всех условиях активно развивает умственные способности учащихся. Поэтому важнейшей задачей учителя является разработка заданий, включающих в себя наряду с инструкцией, разнообразные творческие задания. Для этой цели следует широко использовать наблюдения, опыты, проектирование изделий с графическим выражением их, планирование работы, использование технологических карт с пропущенными данными, постановку проблемных задач, выполнение творческих заданий.
Для эффективного развития творческих способностей на занятиях по теме «Аппликация из бумаги» учителю следует обращать особое внимание на выбор методов обучения. Целесообразнее применять методы как частично-поисковый (эвристический) метод, метод проблемного изложения, исследовательский, т.к. именно они в большей степени способствуют развитию творческих способностей детей.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Этот метод предусматривает постановку определённых проблем, которые решаются в результате творческой деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы проблемной методики можно вводить на уроках технологии во 2 и 3 классах.
Учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает учащихся строить гипотезы, даёт возможность опровергать или подтверждать выдвинутые предложения, самостоятельно делать выводы.
Сущность эвристического метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
знания учащимися не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Метод получил название частично-поисковый потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решать сложную учебную проблему от начала до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.
Для развития самостоятельности и творческой инициативы учитель использует различные приёмы. На первом этапе дети выполняют задания по технологическим картам с подробным описанием методов и приёмов работы. Постепенно при составлении технологических карт часть данных умышленно пропускается. Это вынуждает детей самостоятельно решать некоторые посильные для них задачи. Далее количество недостающих данных в технологической карте увеличивается. Учащиеся приучаются самостоятельно разрабатывать технологический процесс выполнения несложных изделий, находить при этом рациональные способы работы.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что
учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения с различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решение новых для них задач. Этот метод формирует у учащихся знания и умения, которые обладают высокой степенью переноска и могут применяться в новых трудовых ситуациях. Использование этого метода приближает прочес обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска.
Естественно, что по содержанию исследовательский метод в науке отличается от исследовательского метода в обучении. В первом случае исследователь открывает обществу новые, ранее неизвестные явления и процессы; во втором ученик открывает явления и процессы лишь для себя, не представляющие новизны для общества. Таким образом, исследовательский метод в школе не преследует цели сделать новые открытия. Он вводится учителем для того, чтобы воспитать у учащихся черты характера, необходимые для дальнейшей творческой деятельности.
Также большое влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках по теме: «Аппликация из бумаги» оказывает выбор формы урока. Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме.
Для того, чтобы привлечь учащихся к активной трудовой деятельности, учитель может использовать такую форму работы, как нестандартные уроки, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. (16)
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Вызвать большой интерес к поиску, а следовательно способствовать развитию творческих способностей учащихся могут уроки технологии, организованные в форме:
Урок-соревнование.
Уроки взаимообучения учащихся.
Урок творчества.
Урок - творческий отчёт.
Урок-конкурс.
Урок-фантазия.
Уроки «Следствия ведут знатоки».
Урок-экскурсия.
Урок-конференция.
Из всего вышеизложенного следует, что одним из средств развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются уроки технологии по теме «Аппликация из бумаги», причём важное место занимает правильная организация занятий и выбор формы работы.