Программа учебной дисциплины Физика к учебнику Дмитриевой В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля.


«
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика


2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной программы учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций «Физика» по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.07 – «Машинист крана (крановщик)», 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тайшетский промышленно-технологический техникум».
Разработчик:
Мандрикова Н.А, преподаватель ГБПОУ «Тайшетского промышленно-технологического техникума»
Рецензенты:

Внутренние: _____________ Галыга Л.А. – заместитель директора по УПР
Внешние: ___________

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии технического профиля, протокол № _____ от ____________ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
20
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23

паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Физика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ее ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение
основных методов познания, системно-информационный анализ,
формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента
Физика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «метадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для
описания научной картины мира.
Физикаявляется системообразующим фактором для
естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования физика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования физика изучается в составе интегрированной учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки»
ФГОС среднего общего образования. В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке
обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля
профессионального образования, профильной составляющей является
раздел «Электродинамика», т.к. большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Содержание учебной дисциплины, реализуемое при подготовке
обучающихся по профессиям и специальностям естественнонаучного профиля профессионального образования, не имеет явно выраженной профильной составляющей, т.к. профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии СПО или специальности СПО в рамках естественнонаучного профиля профессионального образования повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки
физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
метапредметных:
использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;
анализировать и представлять информацию в различных видах;
публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
предметных:
 сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
 владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
 владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, в
профессиональной сфере и для принятия практических решений
в повседневной жизни;  сформированность собственной позиции по отношению
к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 270 часов, в том числе:
включая обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 180 часов, лабораторных работ 80 часов, самостоятельной работы обучающегося 90 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 270
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 180
в том числе: практические работы 80
контрольные работы 8
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 90
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины физики
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Вид
урока Форма контроля Уровень
усвоения
1 2 3 4 5 6
Введение
Содержание учебного материала 1 1 Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин Физические законы. Границы применимости физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО. 1 Первичного ознакомления с материалом Устный опрос
Письменная проверка. 1
Раздел 1.
Механика Содержание учебного материала 40
Тема 1.1.
Кинематика 2 Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
3 Равномерное прямолинейное движение. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
4 Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
5 Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
6 Равномерное движение по окружности. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
7/8 Лабораторная работа №1.
Исследование движения тела под действием постоянной силы. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
9/10 Практическая работа №1.
Решение задач по теме: "Кинематика" 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
11/12 Практическая работа №2.
Решение задач по теме: "Кинематика" 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
13 Контрольная работа № 1. Тема:"Кинематика" 1 Контроля и оценки Устный опрос
Письменная проверка. Тема 1.2.
Законы механики Ньютона. Содержание учебного материала 14 Первый закон Ньютона. Сила. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
15 Масса. Импульс. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
16 Основной закон классической динамики.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
17 Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
18 Сила тяжести. Вес. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
19 Способы измерения массы тел. Силы в механике. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
20/21 Практическая работа №3.
Решение задач по теме: " Законы механики Ньютона". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
22/23 Практическая работа №4.
Решение задач по теме: " Законы механики Ньютона". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
24 Контрольная работа № 2. Тема: "Законы механики Ньютона". 1 Контроля и оценки Устный опрос
Письменная проверка. Тема 1.3.
Законысохранения в механике. Содержание учебного материала 25 Закон сохранения импульса. Реактивное движение. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
26/27 Лабораторная работа №2.
Изучение закона сохранения импульса. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 28 Работа силы. Работа потенциальных сил. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
29 Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
30 Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
31/32 Лабораторная работа №3.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
33/34 Лабораторная работа №4.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 35/36 Лабораторная работа №5.
Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
37/38 Лабораторная работа №6.
Изучение особенностей силы трения (скольжения) 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
39/40 Практическая работа №5.
Решение задач по теме: " Законысохранения в механике ". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 41 Контрольная работа № 3. Тема: "Законысохранения в механике". 1 Контроля и оценки Устный опрос
Письменная проверка. 2
Самостоятельная работа обучающихся 19 1/2/3 Подготовка мультимедийного сообщения о биографиях людей, внесших вклад в развитие и становление физики. Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей, Архимед, С. Королев, К.Циолковский, И.Ньютон и др. (на выбор) 3 Экспертная оценка. 4/5 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: "Кинематика ". 2 Экспертная оценка. 6/7 Решение задач по теме: "Кинематика ". 2 Экспертная оценка. 8/9 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: "Законы механики Ньютона". 2 Экспертная оценка. 10/11 Решение задач по теме: " Законы механики Ньютона ". 2 Экспертная оценка. 12/13 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Законы сохранения в механике ". 2 Экспертная оценка. 14/15 Решение задач по теме: " Законы сохранения в механике ". 2 Экспертная оценка. 16 Подготовка к лабораторным работам № 1, № 2, составление отчета. 1 Экспертная оценка. 17 Подготовка к лабораторным работам № 3, № 4, составление отчета. 1 Экспертная оценка. 18 Подготовка к лабораторной работе № 5 , составление отчета. 1 Экспертная оценка. 19 Подготовка к лабораторной работе № 6 , составление отчета. 1 Экспертная оценка. Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики 25 Тема 2.1.
Основы
молекулярно-
кинетической
теории.
Идеальный газ.
Содержание учебного материала 42 Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
43 Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
44 Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
45 Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
46 Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
47/48 Практическая работа №5.
Решение задач по теме: " Основы молекулярно-
кинетической теории. Идеальный газ". 2 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
Тема 2.2.
Основы термодинамики. 49 Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
50 Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
51 Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
52 Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
53/54 Практическая работа №6.
Решение задач по теме: " Основы термодинамики". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
Тема 2.3.
Свойства паров. 55 Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
56 Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
57 Лабораторная работа №7.
Измерение влажности воздуха. 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 58 Практическая работа №7.
Решение задач по теме: "Свойства паров". 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 2
Тема 2.4.
Свойства жидкостей. 59 Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
60 Лабораторная работа №8.
Измерение поверхностного натяжения жидкости. 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. Тема 2.5.
Свойства твердых тел. 61 Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
62 Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
63 Лабораторная работа №9.
Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации растяжения. 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 64/65 Лабораторная работа №10.
Изучение теплового расширения твердых тел. Изучение особенностей теплового расширения воды. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 66 Контрольная работа № 4. Тема: "Основы молекулярной физики и термодинамики". 1 Контроля и оценки Устный опрос
Письменная проверка. Самостоятельная работа обучающихся 12 20/21 Подготовка мультимедийного сообщения на тему: " Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов". 2 Экспертная оценка. 22 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: "Основы молекулярно- кинетической теории. Идеальный газ". 1 Экспертная оценка. 23 Решение задач по теме: "Основы молекулярно- кинетической теории. Идеальный газ". 1 Экспертная оценка. 24 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Основы термодинамики". 1 Экспертная оценка. 25 Решение задач по теме: " Основы термодинамики". 1 Экспертная оценка. 26 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: "Свойства паров. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел". 1 Экспертная оценка. 27 Решение задач по теме: "Свойства паров. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел". 1 Экспертная оценка. 28 Подготовка к лабораторной работе № 7 , составление отчета. 1 Экспертная оценка. 29 Подготовка к лабораторной работе № 8 , составление отчета. 1 Экспертная оценка. 30 Подготовка к лабораторной работе № 9 , составление отчета. 1 Экспертная оценка. 31 Подготовка к лабораторной работе № 10 , составление отчета. 1 Экспертная оценка. Раздел 3.
Электродинамика 53 Тема 3.1.
Электрическое поле. Содержание учебного материала 67 Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
68 Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
69 Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
70 Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
71 Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
72 Энергия электрического поля. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
73/74 Практическая работа №8.
Решение задач по теме: " Электрическое поле". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 75/76 Практическая работа №9.
Решение задач по теме: " Электрическое поле". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 77/78 Практическая работа №10.
Решение задач по теме: " Электрическое поле". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 79/80 Лабораторная работа №11.
Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. Тема 3.2.
Законы постоянного тока. 81 Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
82 Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
83 Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
84 Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля — Ленца. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
85 Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
86/87 Лабораторная работа №12.
Изучение закона Ома для полной цепи. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 88/89 Лабораторная работа №13.
Изучение явления электромагнитной индукции. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 90/91 Практическая работа №11.
Решение задач по теме: "Законы постоянного тока". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 92/93 Практическая работа №12.
Решение задач по теме: "Законы постоянного тока". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 94/95 Практическая работа №13.
Решение задач по теме: "Законы постоянного тока". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 96/97 Практическая работа №14.
Решение задач по теме: "Законы постоянного тока". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. Тема 3.3.
Электрический ток в полупроводниках. 98 Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
99 Практическая работа №15.
Решение задач по теме: " Электрический ток в полупроводниках ". 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
Тема 3.4.
Магнитное поле. 100 Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
101 Закон Ампера. Взаимодействие токов. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
102 Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
103 Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
104 Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
105/106 Практическая работа №16.
Решение задач по теме: " Магнитное поле". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 107/108 Практическая работа №17.
Решение задач по теме: " Магнитное поле". 2 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. Тема 3.5.
Электромагнитная
индукция. 109 Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
110 Самоиндукция. Энергия магнитного поля. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
111 Лабораторная работа №14. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника. 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 112 Лабораторная работа №15. Определение температуры нити лампы накаливания. 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 113/114 Лабораторная работа №16. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 115/116 Практическая работа №18.
Решение задач по теме: " Электромагнитная индукция". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 117/118 Практическая работа №19.
Решение задач по теме: " Электромагнитная индукция". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 119 Контрольная работа № 5. Тема: " Электродинамика ". 1 Контроля и оценки Устный опрос
Письменная проверка. Самостоятельная работа обучающихся 27 32/33 Подготовка сообщения на тему: "Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики". 2 Экспертная оценка. 34/35 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Электрическое поле". 2 Экспертная оценка. 36/37 Решение задач по теме: " Электрическое поле". 2 Экспертная оценка. 38/39 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: "Законы постоянного тока". 2 Экспертная оценка. 40/41 Решение задач по теме: "Законы постоянного тока". 2 Экспертная оценка. 42/43 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: "Электрический ток в полупроводниках". 2 Экспертная оценка. 44/45 Решение задач по теме: "Электрический ток в полупроводниках". 2 Экспертная оценка. 46 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Магнитное поле. Электромагнитная индукция". 1 Экспертная оценка. 47/48 Подготовка к лабораторной работе № 11 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. 49/50 Подготовка к лабораторной работе № 12 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. 51/52 Подготовка к лабораторной работе № 13 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. 53/54 Подготовка к лабораторной работе № 14 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. 55/56 Подготовка к лабораторной работе № 15 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. 57/58 Подготовка к лабораторной работе № 16 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. Раздел 4.
Колебания и волны. 26 Тема 4.1.
Механические
колебания. Содержание учебного материала 120 Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
121 Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
122 Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
123 Практическая работа №20.
Решение задач по теме: " Механические колебания". 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. Тема 4.2.
Упругие волны. 124 Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
125 Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
126 Звуковые волны. Ультразвук и его применение. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
127 Лабораторная работа №17.
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
128/129 Практическая работа №21.
Решение задач по теме: " Упругие волны". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. Тема 4.3.
Электромагнитные колебания. 130 Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
131 Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
132 Переменный ток. Генератор переменного тока. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
133 Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
134 Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
135 Получение, передача и распределение электроэнергии. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
136/137 Лабораторная работа №18.
Индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока. 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 138/139 Практическая работа №22.
Решение задач по теме: " Электромагнитные колебания". 2 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. Тема 4.4.
Электромагнитные волны.
140 Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
141 Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
142/143 Практическая работа №23.
Решение задач по теме: " Электромагнитные волны". 2 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
144 Контрольная работа № 6. Тема: "Колебания и волны.". 1 Контроля и оценки Устный опрос
Письменная проверка. Самостоятельная работа обучающихся 14 59/60 Подготовка сообщения на тему: " Попов Александр Степанович – русский ученый, изобретатель радио". 2 Экспертная оценка. 61/62 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Механические колебания". 2 Экспертная оценка. 63/64 Решение задач по теме: " Механические колебания". 2 Экспертная оценка. 65/66 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Электромагнитные колебания". 2 Экспертная оценка. 67/68 Решение задач по теме: " Электромагнитные колебания". 2 Экспертная оценка. 69/70 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Электромагнитные волны". 2 Экспертная оценка. 71 Подготовка к лабораторной работе № 17 , составление отчета. 1 Экспертная оценка. 72 Подготовка к лабораторной работе № 18 , составление отчета. 1 Экспертная оценка. Раздел 5.
Оптика. 14 Тема 5.1.
Природа света. Содержание учебного материала 145 Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
146 Линзы. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
147 Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
148 Практическая работа №24.
Решение задач по теме: " Линзы". 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
Тема 5.2.
Волновые свойства света. 149 Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
150 Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
151 Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
152 Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
153 Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
154 Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
155 Лабораторная работа №19. Изучение изображения предметов в тонкой линзе. 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 156 Лабораторная работа №20. Изучение интерференции и дифракции света. 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 157 Лабораторная работа №21. Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий. 1 Применения знаний на практике Письменный отчет, экспертная оценка. 158 Контрольная работа № 7. Тема: "Оптика". 1 Контроля и оценки Устный опрос
Письменная проверка. Самостоятельная работа обучающихся 7 73 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: "Волновые свойства света". 1 Экспертная оценка. 74/75 Подготовка к лабораторной работе № 19 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. 76/77 Подготовка к лабораторной работе № 20 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. 78/79 Подготовка к лабораторной работе № 21 , составление отчета. 2 Экспертная оценка. Раздел 6.
Элементы квантовой физики. 14 Тема 6.1.
Квантовая оптика.
Содержание учебного материала 159 Квантовая гипотеза Планка. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
160 Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
161 Типы фотоэлементов. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
Тема 6.2.
Физика атома. 162 Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
163 Опыты Э. Резерфорда. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
164 Модель атома водорода по Бору. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
165 Квантовые генераторы. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
Тема 6.3.
Физика атомного ядра.
166 Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
167 Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
168 Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
169 Ядерные реакции. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
170 Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
171 Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
172 Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
Самостоятельная работа обучающихся 7 80 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Квантовая оптика ". 1 Экспертная оценка. 81 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Физика атома ". 1 Экспертная оценка. 82 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Биологическое действие радиоактивных излучений ". 1 Экспертная оценка. 83 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Физика атомного ядра". 1 Экспертная оценка. 84 Подготовка проекта: "Радиация в нашей жизни". 1 Экспертная оценка. 85 Подготовка проекта: "Радиация в нашей жизни". 1 Экспертная оценка. 86 Подготовка проекта: "Радиация в нашей жизни". 1 Экспертная оценка. Раздел 7.
Эволюция Вселенной. 8 Тема 7.1.
Строение и развитие Вселенной. Содержание учебного материала 173 Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
174 Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
175 Модель горячей Вселенной. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
176 Строение и происхождение Галактик.
1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
Тема 7.2.
Эволюция звезд.
Гипотеза происхождения Солнечной системы.
177 Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
178 Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
179 Происхождение Солнечной системы. 1 Образования понятий, установления правил Устный опрос
Письменная проверка. 2
180 Итоговая контрольная работа. 1 Контроля и оценки Устный опрос
Письменная проверка. Самостоятельная работа обучающихся 4 87 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Строение и развитие Вселенной ". 1 Экспертная оценка. 88 Чтение конспектов занятий и дополнительной литературы по теме: " Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы ". 1 Экспертная оценка. 89 Подготовка к итоговой контрольной работе. 1 Экспертная оценка. 90 Подготовка к итоговой контрольной работе. 1 Экспертная оценка.
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – М.: 2012
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.:2013
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. –М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. – М.: 2015
Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 10 класс.– М.:2010
Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 11 класс. – М.: 2010
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ,
от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012
N 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в
ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования – М.: 2013
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. – М.: 2015
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации: методическое пособие/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. – М.: 2010
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (Электронное приложение). – М.: 2015
Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Углубленный уровень: учебник. – М.: 2014
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.Углубленный уровень: учебник. –М.: 2014
Интернет- ресурсы
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.
www.booksgid.com - Воокs Gid. Электронная библиотека.
globalteka.ru/index.html - Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов.
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. st-books.ru - Лучшая учебная литература.
www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал.
Доступность, качество, эффективность.
ru/book - Электронная библиотечная система.
http://www.alleng.ru/edu/phys.htm-Образовательные ресурсы
Интернета – Физика.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30– Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fiz.1september.ru/ - Учебно-методическая газета «Физика». dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии. http://n-t.ru/nl/fz/ - Нобелевские лауреаты по физике. http://nuclphys.sinp.msu.ru/ - Ядерная физика в интернете. http://college.ru/fizika/ - Подготовка к ЕГЭ
http://kvant.mccme.ru/ - Научно-популярный физико-математический
журнал «Квант».
http://yos.ru/natural-sciences/scategory/18-phisic.htm–
Естественнонаучный журнал для молодежи «Путь в науку»
Дополнительные источники:
Л. З. Дрибинский « Физика тесты », Ростов на Дону «Феникс», 2005 г.
П.И.Самойленко, А.В.Сергеев «Сборник задач и вопросов по физике»
Б.М.Яворский, С.А.Тихомирова « Физика» 10 класс для гуманитарных классов, Москва, « Школа – Пресс», 1997г.
С.В.Громов « Физика» 10 класс, Москва , « Просвещение» ,2006 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устного опроса а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Должны уметь: - описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов ,жидкостей и твердых тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний : законов механики, термодинамики и электродинамики в энргетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно – популярных статьях.
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;. Формы контроля обучения:
- фронтальный опрос
- практические занятия
- индивидуальные занятия
- письменный опрос
- устный опрос
- зачеты
- лабораторные и практические работы
- самостоятельные и контрольные работы
- самостоятельная работа бригадным методом
- коллоквиум, зачет по теории, программированный зачет
- входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее)
- завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке)
– домашние задания репродуктивного характера;
– практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
– подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.
- тестирование;
Формы оценки результативности обучения:
- традиционная система оценивания в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
– выполнять условия задания на репродуктивном уровне;
– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
– осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
– работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
методы оценки результатов обучения:
– формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
Должны знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон,атом, атомное ядро, ионизирующие излучения,. планета, звезда, галактика, Вселенная..
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио - и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.