Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 05 Обществознание для профессий технического профиля


Министерство образования Оренбургской области
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Бугурусланский нефтяной колледж»
г. Бугуруслана Оренбургской области
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ «БНК» г. Бугуруслана Оренбургской области _____________________ А.Ф.Макеев «__» ____________________ ______ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 05 «Обществознание»
15.01.19 «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики»
21.01.02 «Оператор по ремонту скважин»
15.01.05 «Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы)»

2015г
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 05. «Обществознание» разработана на основе:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089, в ред. приказа от 31.01.2012 № 69);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413);
Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (письмо Минобрнауки РФ от 29.05.2007 №03-1180);
примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для учреждений начального профессионального образования (автор: Кишенкова О.В., кандидат исторических наук, доцент), 2008 г. по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
15.01.19 «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики»
21.01.02 «Оператор по ремонту скважин»
15.01.05 «Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы)»
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Бугурусланский нефтяной колледж» г.Бугуруслана Оренбургской области
Разработчик:
Ирина Валерьевна Овсянникова, преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ «БНК» г. Бугуруслана Оренбургской области
Рецензент:
Роза Салиховна Галимова, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «БНК» г.Бугуруслана Оренбургской области
Согласована на заседании МК общеобразовательных дисциплин
Протокол № ___ от «___» ________201___ г.
Председатель МК____________Р.А. Субханкулова
Утверждено методическим Советом
Протокол №____ от «____» ________ 2015 г.
Председатель методического Совета_________Э.М. НигматуллинаСодержание
пояснительная записка 4
Структура и содержание учебной дисциплины 6
условия реализации учебной дисциплины 14
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16

1. пояснительная записка
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:
15.01.19 «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики»
21.01.02 «Оператор по ремонту скважин»
15.01.05 «Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы)»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины ОДБ. 05 «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
понимать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 час; в том числе практических занятий – 78, самостоятельной работы обучающегося: 78часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Повар, кондитер
Максимальная учебная нагрузка (всего) 234
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе
теоретических занятий
практических занятий 156
78
78
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 78
Аттестация в форме дифференцированного зачета 1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 05 «Обществознание»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе 37 Тема 1.1.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества Содержание учебного материала
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. 21 8 1
Практические занятия
ПЗ 1. Духовный мир человека. Мировоззрение
ПЗ 2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние и внешние)
ПЗ 3. Межличностные конфликты
ПЗ 4. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности 6 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Значение социальных наук
Игра, общение, труд – как формы деятельности
Подходы к социализации
Типы мировоззрения
Понятие конфликта
Межличностные конфликты в молодежной среде
Моя профессия 7 3
Тема 1.2. Общество как сложная система
Содержание учебного материала
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 16 5 1
Практические занятия
ПЗ 5. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
ПЗ 6. Цивилизация. Типы обществ.
ПЗ 7. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм. 6 2
Самостоятельная работа обучающихсяСоциальные институты
Влияние человека на природу
Общественные прогресс
Социальные и исторические типы обществ
Современные войны: примеры, краткая характеристика 5 3
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества 33 Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. 5 1 1
Практические занятия
ПЗ 8. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. 2 2
Самостоятельная работа обучающихсяФормы и разновидности культуры
Субкультуры 2 3
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления 7 3 2
Практические занятия
ПЗ 9. Система образования в Российской Федерации. Профессиональное образование 2 2
Самостоятельная работа обучающихсяСовременный этап развития научного знания
Закон РФ «Об образовании» 2 3
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. 21 7 1
Практические занятия
ПЗ 10. Мораль. Основные принципы и нормы морали
ПЗ 11. Добро и зло. Долг. И совесть.
ПЗ 12. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.
ПЗ 13. Религиозные объединения Российской Федерации 7 2
Самостоятельная работа обучающихсяМораль и этика
Идеи гуманизма в истории
История философских учений о совести
Мои ценностные установки
Мировые религии
Свобода совести в Конституции РФ
Секты 7 3
Раздел 3. Экономика 51 Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи Содержание учебного материалаЭкономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. 12 4 1
Практические занятия
ПЗ 14. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика
ПЗ 15. Защита прав потребителя
ПЗ 16. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход 4 2
Самостоятельная работа обучающихсяЭкономика как наука
Доход с факторов производства
Рациональное поведение потребителя
Семейные доходы и расходы 4 3
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Содержание учебного материала
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. 18 10 1
Практические занятия
ПЗ 17. Государственный бюджет. Государственный долг. 2 2
Самостоятельная работа обучающихсяРынок
Экономические законы, действующие на рынке
Расчет чистой прибыли
Инвестирование
Функции государства в смешанной экономике
Бюджетная классификация РФ 6 3
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Содержание учебного материала
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства 15 5 1
Практические занятия
ПЗ 18. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
ПЗ 19. Банковская система. Роль центрального банка
ПЗ 20. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. 5 2
Самостоятельная работа обучающихсяНоминальный и реальный ВВП
История возникновения профсоюзов
История денег
Типы банковских систем
Виды инфляции 5 3
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Содержание учебного материала
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. 6 2 1
Практические занятия
ПЗ 21. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
ПЗ 22. Глобальные экономические проблемы. 3 2
Самостоятельная работа
Типы экономических систем 1 3
Раздел 4. Социальные отношения 36 Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.
Содержание учебного материала
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. 9 3 1
Практические занятии
ПЗ 23.Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
ПЗ 24. Социальный статус и престиж
ПЗ 25. Престижность профессиональной деятельности. 3 2
Самостоятельная работа обучающихсяКвазигруппы и их особенности
Мои социальные роли
Типология социальных статусов 3 3
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. 9 4 1
Практические занятия
ПЗ 26. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов 2 2
Самостоятельная работа обучающихсяСанкции как форма социального контроля
Причины девиантного поведения
Социальные конфликты современности 3 3
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации 18 2 1
Практические занятия
ПЗ 27. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа.
ПЗ 28. Этнические общности
ПЗ 29. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
ПЗ 30. Семья как малая социальная группа. Семья и брак
ПЗ 31. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. 10 2
Самостоятельная работа обучающихсяСоциальная структура Российского общества
Молодежная политика РФ
Моя этническая принадлежность
Этническое многообразие Оренбургской области
Функции семьи
Проблема однополых браков 6 3
Раздел 5 Политика как общественное явление 30 Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Правовое государство, понятие и признаки. 14 6 1
Практические занятия
ПЗ 32. Внутренние и внешние функции государства.
ПЗ 33. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. 3 2
Самостоятельная работа обучающихся Политическая власть
Государство как субъект политической жизни
Современные надгосударственные институты
Политические режимы в истории России
Государство как гарант реализации прав и свобод человека 5 3
Тема 5.2. Участники политического процесса
Содержание учебного материала
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. 16 4 1
Практические занятия
ПЗ 34. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.
ПЗ 35. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.
ПЗ 36. Политические партии и движения, их классификация.
ПЗ 37. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
ПЗ 38. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. 7 2
Самостоятельная работа обучающихсяПолитическое лидерство
Политическая элита
Избирательное право в РФ
Политическое сознание
ФЗ «О политических партиях» 5 3
Раздел 6. Право 45 Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Содержание учебного материала
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. 14 3 1
Практические занятия
ПЗ 39. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.
ПЗ 40. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение.
ПЗ 41. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. 6 2
Самостоятельная работа обучающихсяИстория становления права
Наследственное право как подотрасль права
Виды источников права
Правоспособность и дееспособность
Проступок и преступление 5 3
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика. 13 6 1
Практические занятия
ПЗ 42. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть.
ПЗ 43. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
ПЗ 44. Право на благоприятную окружающую среду. 3 2
Самостоятельная работа обучающихсяПарламент РФ
Прокуратура
Конституция РФ: правовой статус личности
Альтернативная служба 4 3
Тема 6.3. Отрасли российского права
Содержание учебного материала
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. 16 6 1
Практические занятия
ПЗ 45. Имущественные права. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
ПЗ 46. Защита прав потребителей.
ПЗ 47. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. 4 2
Самостоятельная работа обучающихсяГосударственная регистрация юридических лиц в РФ
Движимое, недвижимое имуществоБрачный договор
Срочный трудовой договор
Уголовная ответственность несовершеннолетних 6 3
Тема 6.4. Международное право Содержание учебного материала
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 2 Практические занятия
ПЗ 48. Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:Международное законодательство в сфере защиты прав человека 2 3
Дифференцированный зачет 2 Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
теоретических занятий
практических занятий 156
78
78 Самостоятельная работа обучающихся78 Всего 234 3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся-30;
-рабочее место преподавателя-1;
-комплект учебников;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мульти-медиапроектор, экран
-презентации по разделам и темам
-видео и фотоматериалы для проведения занятий
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред.проф.образования/А.Г.Важенин.-9-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2014-432с.
Дополнительные источники:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Для преподавателя:
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Интернет-ресурсы:
http://www.consultant.ru/ -Нормативно-правовые акты и др.
http://www.alleng.ru/edu/social.htm
http://pozdnyakova.ucoz.ru/index/obshhestvoznanie/0-40http://danur-w.narod.ru/4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирований, самостоятельных работ, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, творческих работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать Устный опрос, письменный опрос, тестирование, дифференцированный зачет
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением