РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины История родного края профессия среднего профессионального образования 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (технический профиль)

Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
(ГБПОУ МО «Электростальский колледж»)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины

История родного края


профессия среднего профессионального образования
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
(технический профиль)

Нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования




















Электросталь
2016

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»
разработана на основе:

Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края»
ОУД.17 «Мастер по обработке цифровой информации»
разработана на основе:
ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения дополнительной учебной дисциплины «История родного края», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
2. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от «02»августа 2013г. № 842 , регистрационный № 29669 ;

3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. № 247 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте России 03 апреля 2015 г.
,№ 36713

4. Учебного плана по профессии среднего профессионального образования 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, квалификация: «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», утвержденного приказом № 128 ГБПОУ МО «Электростальский колледж» от «25» апреля 2014 г.








Автор программы: Воробьёва Светлана , преподаватель_____________________

Фамилия И.О., должность, подпись





Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой методической
комиссии общеобразовательных дисциплин (центральный корпус)

Протокол заседания № 2 от « 20» сентября 2016 г.

Председатель предметно-цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Воробьева Светлана Анатольевна_________________________

Фамилия И.О., подпись





Содержание

Пояснительная записка....................................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины «История родного края»...................................................................................................................5
Место учебной дисциплины в учебном плане...............................................6
Результаты освоения учебной дисциплины...................................................9
Содержание учебной дисциплины..................................................................10-28
Тематическое планирование............................................................................29-30
Тематический план...........................................................................................31
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов...........32-47
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «История родного края».............................................47
Рекомендуемая литература..............................................................................48





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История родного края», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «История родного края» направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного представления об историческом прошлом региона, подведение обучащихся к самостоятельным оценочным выводам о культурно-историческом и научном вкладе родного края в общероссийское мировое наследие, о современном состоянии родного края и перспективах его развития;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание ценностно-ориентированной личности, способной к разностороннему самоопределению и самореализации на основе идей гуманизма, гражданственности и патриотизма;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Система исторического образования в России должна продолжить формирование и
развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном
мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
При отборе содержания учебной дисциплины «История родного края» учитывались следующие
принципы:
- многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
- ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой учебной дисциплины «История родного края» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:
- эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития
производительных сил и характера экономических отношений;
- процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
- образование и развитие государственности в последовательной смене форм и
типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;
- социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
- эволюция международных отношений;
- развитие культуры разных стран и народов.

В процессе изучения истории рекомендуется посещение:
исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных ком-
плексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);
исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, ху-
дожественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
мест исторических событий, памятников истории и культуры;
воинских мемориалов, памятников боевой славы;
мест археологических раскопок.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках
промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «История родного края» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История родного края» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «История родного края» в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «История родного края» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:

личностных:

·
· сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, ува-
жения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

·
· становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязан-
ности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собствен-
ного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

·
· готовность к служению Отечеству, его защите;

·
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития исторической науки и общественной практики, основанного на диа-
логе культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;

·
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с об-
щечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо-
собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

метапредметных:

·
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-
ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;

·
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффек-
тивно разрешать конфликты;

·
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;

·
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

·
· умение использовать средства информационных и коммуникационных техно-
логий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасно-
сти;

·
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

предметных:

·
· сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач про-
грессивного развития России в глобальном мире;

·
· владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

·
· сформированность умений применять исторические знания в профессиональ-
ной и общественной деятельности, поликультурном общении;

·
· владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции
с привлечением различных источников;

·
· сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- давать оценку историческим событиям и их роли в истории края;

- определять роль историко-географической среды обитания людей на территории области и города и объяснять причины регионального своеобразия;

- ориентироваться по карте Московской области, работать с различными источниками информации;

- проводить самостоятельную исследовательскую работу с различными источниками информации;

- грамотно и аргументированно доказывать свою точку зрения;

- заботиться об окружающей природе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
знать/понимать:

- историю становления и развития района в контексте основных исторических событий;
– историческую географию родного края; - производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории Московской области, современное состояние промышленности и сельского хозяйства - памятники и произведения художественной культуры края; - природные памятники и природоохранные зоны Подмосковья

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Географическое положение Московской области. Наши предки в далеком прошлом. Археология – наука познания жизни. Археологические раскопки – памятники материальной культуры. Первые поселенцы каменного века на территории Подмосковья: стоянки древнего человека в Зарайске ( 25 тыс. лет назад), на берегах р. Клязьмы (Льяловская), на берегах Москвы- реки (Щукинская). Могильники бронзового века на берегу р. Сетунь (район Кунцева) – фатьяновская культура. Железный век. Раскопки на берегу Москва - реки у с. Дьяково (близ Коломенское). Древнейшие городища: Сетунское, Кунцевское, Гольевское( Павшина). Понятие край, область, регион. Географическое положение Московской области. Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния - область, изменение границ во времени. Территория Подмосковья в 12-13 веках во владении Ростово-суздальских князей. Выделение Московского удела в 13 веке. Границы Московских владений в 14 веке. Изменение географического положения городов Подмосковья. В.О. Ключевский о роли центрального положения Москвы. Учреждение Московской губернии в 19 - начале 20 веков. Особенности природы Подмосковья. Компоненты природы. Факторы, обусловившие их проявление на территории области. Геологическое строение и рельеф. Формирование рельефа под действием внутренних и внешних сил. Рельефообразующая роль ледника. Конечная морена и водно-ледниковые отложения.  Факторы, определяющие климат, изменение микроклимата. Микроклимат большого города (Москва). Климат и погоды, сезоны года в Подмосковье. Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение: ледниковые, карстовые. Система водохранилищ и их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы. Почвы, растительный и животный мир Подмосковья. Разведение птиц, рыб на территории Московской области. Взаимодействие компонентов природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья.

Природа и культура. Топонимы. 
Архитектурные памятники Московской области и своего края. Сельская и городская архитектура, архитектурные находки. Архитектура и архитектурные стили городов. «Золотое кольцо» городов Подмосковья. (Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Коломна, Можайск, Ногинск, Серпухов, Сергиев Посад и др.). Характеристика древних городов Подмосковья. Историко-культурное значение культовых построек Кремля: Московского, Коломенского, Зарайского и др. Монастыри и храмы как памятники материальной и духовной культуры. Возрожденные памятники региона и своей местности. Понятие о топонимике и антропонимике. Отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Способы образования топонимов, происхождения названий природных объектов (рек, водоёмов), городов, населённых пунктов Московской области. Названия местных рек, городов, поселков. Характеристика социальной сферы, памятники культуры и архитектуры связываются с именами известных художников, музыкантов. Имена известных писателей, поэтов, связанных с Подмосковной землей: Пушкин и Захарово, Лермонтов и Середниково, Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово, Тютчев и Мураново и т.д.  Население региона.
Курганы и селища. Древнеславянские племена: вятичи, кривичи. Виды поселений. Особенности расселения, быта и культуры на территории современного Подмосковья. Русские. В.О.Ключевский о сложении народа в условиях освоения новых земель и взаимоотношениях с другим населением. Освоение русскими Волго-Окского междуречья. Первые города. Возникновение Москвы: детинец, посад, Кремль. Возникновение древних городов Подмосковья. Выдвижение Москвы, развитие ремёсел и торговли в городе и близлежащих территориях Московии. Изменение численности населения за исторический период. Демографические проблемы: снижение естественного прироста, рост численности населения за счет миграций. Социальные проблемы, связанные с миграционными процессами. Этнография, этнический состав, конфессиональное разнообразие. Демографические перспективы территории. Многонациональность как специфический фактор формирования и исторического развития региона.  Народные промыслы Подмосковья. Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскино, Сергиево-Посадская матрешка, Павлово-Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево-кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность Районы и города Подмосковья. Города Подмосковья. Их история, территориальное размещение «портретный облик». Историко-культурные особенности и традиции малых городов региона. Роль в развитии Российского государства.  Специфика городов ближнего, северного, восточного, южного и западного Подмосковья. Изучение взаимодействий городов Подмосковья друг с другом, с другими регионами России, зарубежными странами как бы расширяет границы, разворачивает ареал возможностей жителей региона, не позволяет замкнуть их жизненное пространство только рамками своего близлежащего окружения. Природа и территория Подмосковья в прошлом и настоящем. Изменения, вызванные человеком. Современные экологические проблемы в регионе и пути их решения.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
Археология – наука познания жизни.
Наш край в ХVIII веке. Наш край в ХIХ веке.
Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.
Великая российская революция.
Наш край в 19201930-е годы.
Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Наш край во второй половине 1940-х 1991-х годов.
Российская Федерация и глобальные вызовы современности.
Наш край на рубеже ХХХХI веков.
Города Подмосковья.
Выдвижение Москвы
«Золотое кольцо» городов Подмосковья.
Природа Подмосковья.
Литературное наследие наших земляков.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История родного края» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессии СПО социально-экономического профиля профессионального образования 49 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 34 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов 15 часов.

Тематический план
Наименование раздела
Количество
часов
Уровни
усвоения

Географическое положение Московской области.
3
2

Особенности природы Подмосковья.
5
2

Природа и культура. Топонимы. 

8
2

Население региона.

4
3

Народные промыслы Подмосковья.
8
2


Микрогеография Подмосковья. Районы и города

Подмосковья.
6
3

Самостоятельная работа обучающегося
17
2

Итого:
51






Количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 49 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 15 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34

в том числе:


практические занятия
12

лабораторные занятия
-

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17

в том числе:


Подготовить презентации по темам: «Государственный строй стран мира», «Демографическая политика стран мира», «Международный туризм», «Путешествие по Золотому кольцу России».
5

Подготовить доклады по темам: «Географическая модель современного мирового хозяйства», «Проблемы крупных городов», «Особенности формирования современной политической карты мира».
5

Подготовить проекты по теме: «Геополитическое положение России в современном мире», «Моя семья», «Благоустройство моего города».
7

Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины история
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
История исследования и освоения Подмосковья. Историко-краеведческий и социокультурный аспект.
16


Тема 1.1. Географическое положение Московской области.

Содержание учебного материала
3



1
Наши предки в далеком прошлом. Археология – наука познания жизни. Археологические раскопки – памятники материальной культуры. Первые поселенцы каменного века на территории Подмосковья: стоянки древнего человека в Зарайске ( 25 тыс. лет назад), на берегах р. Клязьмы (Льяловская), на берегах Москвы- реки (Щукинская). Могильники бронзового века на берегу р. Сетунь (район Кунцева) – фатьяновская культура. Железный век. Раскопки на берегу Москва - реки у с. Дьяково (близ Коломенское). Древнейшие городища: Сетунское, Кунцевское, Гольевское( Павшина). Понятие край, область, регион. Географическое положение Московской области. Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния - область, изменение границ во времени. Территория Подмосковья в 12-13 веках во владении Ростово-суздальских князей. Выделение Московского удела в 13 веке. Границы Московских владений в 14 веке. Изменение географического положения городов Подмосковья. В.О. Ключевский о роли центрального положения Москвы. Учреждение Московской губернии в 19 - начале 20 веков.


2


Самостоятельная работа обучающихся по теме
-


Тема 2.
Особенности природы Подмосковья.
Содержание учебного материала
3



1
Компоненты природы. Факторы, обусловившие их проявление на территории области. Геологическое строение и рельеф. Формирование рельефа под действием внутренних и внешних сил. Рельефообразующая роль ледника. Конечная морена и водно-ледниковые отложения.  Факторы, определяющие климат, изменение микроклимата. Микроклимат большого города (Москва). Климат и погоды, сезоны года в Подмосковье. Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение: ледниковые, карстовые. Система водохранилищ и их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы. Почвы, растительный и животный мир Подмосковья. Разведение птиц, рыб на территории Московской области. Взаимодействие компонентов природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья.


2


Практические работы
2


Тема 3. Природа и культура. Топонимы. 


2



Содержание учебного материала




1
Архитектурные памятники Московской области и своего края. Сельская и городская архитектура, архитектурные находки. Архитектура и архитектурные стили городов. «Золотое кольцо» городов Подмосковья. (Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Коломна, Можайск, Ногинск, Серпухов, Сергиев Посад и др.). Характеристика древних городов Подмосковья. Историко-культурное значение культовых построек Кремля: Московского, Коломенского, Зарайского и др. Монастыри и храмы как памятники материальной и духовной культуры. Возрожденные памятники региона и своей местности. Понятие о топонимике и антропонимике. Отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Способы образования топонимов, происхождения названий природных объектов (рек, водоёмов), городов, населённых пунктов Московской области. Названия местных рек, городов, поселков. Характеристика социальной сферы, памятники культуры и архитектуры связываются с именами известных художников, музыкантов. Имена известных писателей, поэтов, связанных с Подмосковной землей: Пушкин и Захарово, Лермонтов и Середниково, Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово, Тютчев и Мураново и т.д. 


3


Самостоятельная работа обучающихся по теме: «Культурные и памятные места Подмосковья».
5



Практические работы
2


Тема 4. Население региона.

Курганы и селища. Древнеславянские племена: вятичи, кривичи. Виды поселений. Особенности расселения, быта и культуры на территории современного Подмосковья. Русские. В.О.Ключевский о сложении народа в условиях освоения новых земель и взаимоотношениях с другим населением. Освоение русскими Волго-Окского междуречья. Первые города. Возникновение Москвы: детинец, посад, Кремль. Возникновение древних городов Подмосковья. Выдвижение Москвы, развитие ремёсел и торговли в городе и близлежащих территориях Московии. Изменение численности населения за исторический период. Демографические проблемы: снижение естественного прироста, рост численности населения за счет миграций. Социальные проблемы, связанные с миграционными процессами. Этнография, этнический состав, конфессиональное разнообразие. Демографические перспективы территории. Многонациональность как специфический фактор формирования и исторического развития региона. 

2



Практические занятия
2



Самостоятельная работа
-


Раздел 2.
Хозяйство Подмосковья и своего края.
18


Тема 2.1. Народные промыслы Подмосковья.

Содержание учебного материала




1.
Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскино, Сергиево-Посадская матрешка, Павлово-Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево-кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.
6




Контрольные работы





Практические занятия
3




Самостоятельная работа обучающихся по теме «Народные промыслы Подмосковья».
5


Тема 2.2. Микро-
география Подмосковья. Районы и города Подмосковья.


Содержание учебного материала




1.
Города Подмосковья. Их история, территориальное размещение «портретный облик». Историко-культурные особенности и традиции малых городов региона. Роль в развитии Российского государства.  Специфика городов ближнего, северного, восточного, южного и западного Подмосковья. Изучение взаимодействий городов Подмосковья друг с другом, с другими регионами России, зарубежными странами как бы расширяет границы, разворачивает ареал возможностей жителей региона, не позволяет замкнуть их жизненное пространство только рамками своего близлежащего окружения. Природа и территория Подмосковья в прошлом и настоящем. Изменения, вызванные человеком. Современные экологические проблемы в регионе и пути их решения.
6




Практические занятия
3




Самостоятельная работа обучающихся по теме: «Экология Подмосковья». 
7




Всего
51


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История родного края» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессии СПО социально-экономического профиля профессионального образования 49 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 34 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов 15 часов.

Тематический план
Наименование раздела
Количество
часов
Уровни
усвоения

Географическое положение Московской области.
3
2

Особенности природы Подмосковья.
5
2

Природа и культура. Топонимы. 

8
2

Население региона.

4
3

Народные промыслы Подмосковья.
8
2


Микрогеография Подмосковья. Районы и города

Подмосковья.
6
3

Самостоятельная работа обучающегося
17
2

Итого:
51





















ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ



Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)






Введение




Актуализация знаний предмете истории родного края.

Высказывание собственных суждений о значении исторической

науки для отдельного человека, государства, общества.

Высказывание суждений о месте истории Москвы и Московской области в истории России.





Географическое положение Московской области.
Рассказ об основных географических понятих и терминах; о традиционных и новых методах географических исследований. Определение и сравнивание по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.


Особенности природы Подмосковья.
Составление комплексной географической характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, диаграмм, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.


Природа и культура. Топонимы. 
Применение разнообразных источников географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.


Население региона.
Оценивание и объяснение ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Народные промыслы Подмосковья.
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета.

Микрогеография Подмосковья. Районы и города

Подмосковья.
Рассказ об основных особенностях размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численности и динамике населения районов, их этногеографической специфики; о различиях в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географическую специфику отдельных районов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе географического разделения труда.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Освоение программы учебной дисциплины «История родного края» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи-рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «История родного края» входят:

многофункциональный комплекс преподавателя;

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.

библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История родного края», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

процессе освоения программы учебной дисциплины «История родного края» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, тестам и др.).



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

1. Родное Подмосковье. Греханкина Л.Ф. 2012
2.Москвоведение. География Москвы и Московской области. Под ред. А.И. Алексеева Экопрос 1994
3.Мой край Московский. Под ред. А.И. Алексеева. Экопрос
4.«Подмосковье. Культура, история, география» Глупкова В.Г.
5.Памятные места Подмосковья. Иванов Ю.Г. Смоленск 2013
6.Усадьбы Подмосковья Глупкова В.Г.2012
7.Периодическая печать: газеты «Молва», «Металлург», «Новости недели»
8.Интернет-ресурсы


Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2010.

Для преподавателей

Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 2013.
Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2014.











13PAGE 15


13PAGE 142015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 815