На пути к рецензии.(Из опыта подготовки к написанию рецензии на прочитанное произведение. Урок литературы в 10 классе.)


На пути к рецензии.(Из опыта подготовки к написанию рецензии на уроке литературы в 10 классе). Урок проведён по рассказу В. Распутина «Женский разговор» после изучения драмы А.Н. Островского «Гроза». Вопросы для коллективного обсуждения.
1.Как вы понимаете смысл названия рассказа?
2. Каковы основные темы разговора Натальи и Вики?
3.Какие слова из рассказа можно взять в качестве эпиграфа к «Женскому разговору»? Обоснуйте свой выбор.
4.Можно ли утверждать, что разговор бабушки и внучки - это диалог поколений? Докажите.
5.Как вы понимаете слова Натальи: «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь». Поняла ли эти слова Вика?
Именно последний вопрос призван установить связь рассказа Распутина с драмой А.Н.Островского «Гроза», ведь и трагедия Катерины определена разрушением патриархальных устоев, отступлением от народной морали. Как бледна, невыразительна по сравнению с героиней Островского Вика - наша современница! Такое сопоставление помогает постичь силу характера Катерины, оживляет её образ. Хорошо даже, что перед нами произведения разных жанров. Это прекрасное условие для определения возможностей эпоса и драмы в выражении, а для читателей - выявлении, авторской позиции. Разговор героинь в произведении Распутина во многом роднит эпическое произведение с драматическим,
и учащиеся с удовольствием выполняют творческое задание - написать сценарий по этому произведению.
Диалог с текстом. Работа исследовательского характера (по группам) с последующим обсуждением результатов исследования.
1.Определите отношение автора к Вике. Обратите внимание на образ котёнка, портретные детали. Почему в рассказе нет портретной характеристики Натальи? Почему о жизни Вики в городе говорится лишь в нескольких предложениях?
2.Соберите материал на тему «Своеобразие речи Натальи». Как речь Натальи помогает понять правду героини Распутина? Можно ли утверждать, что это народная правда? Найдите в тексте моменты слияния голосов рассказчиков - Натальи и автора. О чём свидетельствует такое слияние?
3.Соберите материал на тему «Картины природы в рассказе». Почему создан образ именно зимней ночи? Как этот образ связан с идейным содержанием рассказа? Какое настроение он создаёт у читателя? В какие моменты разговора Натальи и Вики автор обращается к пейзажу?
Свет искусственный и свет солнечный – основные мотивы, пронизывающие пейзажные зарисовки,-выявляют авторскую позицию.
Попробуйте определить её.
4.Как вы понимаете смысл финала? Можно ли назвать его открытым? 5«Каждая со своей правдой», - говорит Распутин о Наталье и Вике, размышляя о судьбе двух поколений. Каков ваш прогноз в решении вечного конфликта «отцы и дети»?
На данном этапе я предлагаю школьникам написать рецензию по желанию учащегося). Работы учащихся убедили, что именно на уроке рождаются элементы будущей рецензии, что рецензирование в школе - не самоцель, а один из возможных путей работы над произведением. «Две правды» - так назвала рецензию на рассказ «Женский разговор» Даша М. У каждого своя правда. Критик Н.Н. Страхов назвал роман Тургенева «Отцы и дети» «всегдашним романом». И действительно, к проблеме отцов и детей обращаются и писатели двадцатого века. Столкновение интересов поколений, отрицание, отрицание детьми многовекового опыта и традиций - эти проблемы освещает в своём рассказе «Женский разговор» В. Распутин. Вика, героиня рассказа, как пишет автор, «оказалась в деревне не по доброй воле». Она «связалась с компанией…закрутилась… пока хватились, выхватили из карусели- уже наживлённая уже караул кричи», - так автор говорит о причинах «высылки». Мы слышим в голосе тревогу, как будто он говорит о близком ему человеке, заблудившемся на жизненной дороге. Для Вики пребывание в деревне превратилось в «высылку»: нет телевизора, электричества, жить пришлось один на один с бабушкой, у которой, по мнению Вики, отсталые взгляды, потому с ней и поговорить – то не о чём. Но разговор всё-таки произошёл, и очень важный разговор, который под пером писателя превратился в диалог поколений. Наталья – из «века старины», а Вика – дитя нового времени. Разное у них отношение, разное понимание любви, то есть у каждой, по словам Распутина, «своя правда». Вика, «девка рослая, налитая, но с несозревшим умнишкой», пытается «просветить» отстающую от жизни бабушку, пытается оправдать свои поступки, основываясь на модных стереотипах, сложившихся в современной жизни. По правде Вики, женщина «должна быть лидер»: «ни от кого не зависит, а от неё все зависят», она должна быть сильнее. И это то, к чему стремится девочка? В чём же её сила и независимость, если она так быстро поддалась влиянию компании, «закрутилась», подчиняясь мнению многих, завися от других? Правда Вики оказывается несостоятельной это всего лишь набор модных фраз: «женщина – лидер», «целеустремлённость». Её правда не прошла проверку, она не выстрадана, да и знания о жизни у девочки поверхностные, мысли хаотичные, беспорядочные. По Распутину, есть в мире тысячи непонятных вещей, о которых может поведать только бабушка. По словам Натальи, женщина должна быть царицей, «всю свою любовь отдать должна тому родному и суженому»- «всё честь по чести, по закону, по сговору». Мудрая бабушка использует в своей речи безыскусные, но идущие от сердца слова: «сневестила», «потрата» , «терния», «приласка»,«скорбие»,«мудрие». Всё «в склад», но ведь «по душу завсегда поётся». Надо было объяснить внучке, что такое любовь. Правда Натальи основана на вековом опыте, отсюда традиции и заветы: « Надо любее. Любее любой…чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь». «У людей пожелание, угаданье друг к дружке должно быть. Как любить, обзаимность учит»,-эти слова словно переливаются в сердце читателя, согревают его, зажигают в душе огонёк. Вика с нетерпением слушала «исповедь» и, по- видимому, не все услышала, многого не поняла, назвала бабушку «забавной». Но всё же неспокойно засыпала она после этого женского разговора, в котором и обозначилось разное отношение к жизни. Несомненно, автор на стороне старшего поколения. «А какая у девчонки правда? Упрямится и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много»,- утверждает Распутин. Закрепляется эта мысль различными художественными средствами, например описанием природы. В самом начале рассказа писатель подчёркивает: «Сбилось со своего сияния электричество - и опять увидели небо». Так возникает мотив естественного и искусственного света, именно с естественным светом ассоциируется правда бабушки Натальи. В окно светил юный месяц, и от этого света Вике становилось не по себе, как, впрочем, и от слов бабушки, в которых звучало то, что с такой лёгкостью девочка отрицала. Можно сказать, что разговору способствовала сама природа. «В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как неоконченное что- то, зацепившееся не даёт отпущения ко сну»,-эти слова Распутина предваряют ночной разговор, как бы предупреждают, что речь пойдет о чём-то очень важном. День, предшествовавший вечеру, был солнечный, яркий, «искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух». Описание этого солнечного дня и следующее за ним описание только что наступившей ночи рождает ощущение чего -то чистого, светлого. Так как Наталья начинает разговор, то можно сказать, что её душа сродни этому чистому, светлому. Тревожно встрепенулась Вика, когда Наталья «отвела рукой занавеску», за которой «небо, разворачиваясь, всё играло мириадами острых вспышек». А на оцепеневшей земле, бедной, сиротливой, царили безлюдье, немота и холод. Антитеза «земля – небо» подчеркивает противостояние двух миров, двух поколений. В самый напряжённый момент разговора, когда Наталья рассказывает о своём знакомстве с Викиным дедушкой, «тишина стояла такая, что словно бы потрескивание звёздочек доносилось с неба тонким, сухим шуршанием». Природа как бы прислушивается к рассказу Натальи и одобряет его. Когда Вика заснула, ночь стояла глубокая и спокойная, «только небо, разворачиваясь, всё играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость». Предвещая неотвратимость завтрашнего дня, оно предугадывало перемену, которая произойдёт в Вике, в её взглядах на жизнь. Зерно сомнения, посеянное разговором с Натальей, неизбежно прорастёт, хотя Вика ещё и не догадывается об этом.
Уроки «На пути к рецензии» формируют представление о литературе как виде искусства, способствуют постижению ее специфических внутренних законов, помогают реализовать задачи воспитательного плана, так как на таких уроках особенно велика сила воздействия художественного слова. Процесс диалога открывает широкие возможности для выявления филологически одаренных детей, вызывает устойчивый интерес к чтению художественной литературы, воспитывает читательский вкус, учить самостоятельно определять художественную ценность произведения, устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявлять традиции и новаторство в творчестве писателя.