Статья Изучение отношения младшего школьника к патриотизму


УДК 37.01
Синицына Ю. А.
студент
3 курс, факультет «Преподавание в начальных классах»
Челябинский государственный педагогический университет
Россия, г. Челябинск
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПАТРИОТИЗМУ
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образования – изучение отношения младших школьников к патриотизму. Авторами представляется описание различных форм, методов краеведческой деятельности младших школьников на внеклассных занятиях. А так же предлагается подборка тем для внеклассных занятий, с помощью которых можно повысить уровень патриотического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: отношение, патриотизм, уровень патриотического воспитания, младший школьный возраст, формы и методы организации краеведческой деятельности.
В современном мире одной из главных задач учителя и школы в целом это воспитание достойного гражданина своей страны. Так часто младшие школьники сталкиваются с понятием патриотизма, с его ролью в жизни каждого человека. Самое простое определение патриотизма – это любовь к своей Родине. Н.К. Беспятова и Д.Е. Яковлев в своем методическом пособии пишут: «В прошедшем веке Россия пережила всплески антипатриотизма (Первая Мировая и Гражданская войны) и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже ХХ – ХХIвв. Необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Современные школьники растеряны, потому что не могут найти объяснения противоречиям хода истории. Сама история переписывается на новый лад, теряя важные исторические факты и события. Не замечая таких перемен, мы теряем ценность событий, забываем важность исторических мест и из покон веков исторических героев. Воспитание чувства патриотизма необходимо начинать с раннего детства, именно в этом возрасте дети внушаемы, подражаемы учителю и донести до них идеи патриотизма - вполне реальная задача.
Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает сущности в полном объёме, так как нравственные чувства – это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности[1].
Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации. Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине – это активная гражданская позиция. Патриотизм – это чувство гордости за своё Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа.
Основные задачи нашего исследования являлись: выявление отношение младшего школьника к патриотизму и подбирание внеклассных мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения младшего школьника к родному краю.
Основными формами краеведческой деятельности младших школьников являются тематическая прогулка, экскурсия, внеклассное занятие. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир, развитию творчества и фантазии. Основная форма познания младшими школьниками окружающего мира средствами краеведческой деятельности – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, сочинения, аппликации, лепку, конструирование и т. д[2].
Эффективность патриотического воспитания зависит от организации учителем внеклассной работы и от форм ее проведения. Для организации работы с учащимися по формированию у них патриотизма необходимо провести исследование, с помощью которого мы сможем выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности. Выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине».
В ходе проведенного исследования мы выяснили, что учащиеся обладают средним уровнем патриотического воспитания, для его повышения были придуманы несколько мероприятий, направленных на улучшение знаний учащихся, о истории России и родного края:
1) провести ознакомительно-игровое занятие, формирующее знания о символике России и Челябинска (флаг, герб, гимн);
2) провести ряд экскурсий по историческому центру нашего города;
3) провести занятие, посвященное местам и памятникам боевой славы Великой отечественной войны;
4) провести прогулку по улице «Кировка» и познакомить учащихся с историей бронзовых фигур.
Примерные темы внеклассных занятий
Тема Цель Предположительные результаты
Внеклассное занятие «Символика России и Челябинска» Воспитать уважение к государственным символам РФ и Челябинска, способствовать привитию навыков работы в команде. Понимание воспитанниками сущности и значения государственной и городской символики, умение слушать и говорить друг с другом.
Экскурсия в «Сад Победы» Повышение интереса к боевой военной техники. Воспитание любви и уважение к защитникам Родины и народу, который трудился в тылу. Восприятие целостного представления о защитниках отечества и тыловиках, их деятельности в годы ВОВ.
Экскурсия по площади Революции и КировкеПознакомить детей с главной парадной площадью города, с ее высокой исторической и культурной значимостью; привить любовь к красоте ее архитектурного ансамбля. Осознание учащимися красоты и исключительности нашего города, испытавшего на себе роль столицы европейского государства.
Внеклассное занятие «Дети войны» Воспитать в учащихся чувство гражданской гордости за нашу Родину, повысить уровень сопереживания ее утратам, привить уважение и любовь к историческому прошлому нашей страны, к своим героическим ровесникам – детям войны. Повышение уровня патриотизма, сопереживания, интереса к истории страны и Челябинска.
Экскурсия в «Музей памяти воинов - интернационалистов» Познакомить детей с историей войны. Узнать о героях, отличившихся в период военных действий. Формирование знаний о ВОВ, Афганской и Чеченской войне. Понимание значения роли народа в результате войны и их подвигах.
Таким образом, с помощью этих внеклассных занятий можно повысить уровень патриотического воспитания у младших школьников. Воспитать ученика-патриота сложная задача. Реализация, которой возможна за счет системных занятий. Учитель должен проводить методики, которые помогут определить уровень отношения младшего школьника к своей малой родине. Проанализировав которые педагог уже в дальнейшем может составлять индивидуальные программы для своего класса, которые помогут устранить пробелы в знаниях.
Развитие образа Родины у младших школьников связано с повышением личностной значимости для них родной страны. И возможно при соблюдении таких методических принципов, как актуализация, обогащение, дифференциация знаний учащихся о своей родине; формирование способности размышлять о родине; рефлексия своего отношения к родине; принятие учащимися новых смыслов предметов и явлений родной страны мы сможем повысить отношение учащихся к стране и своей малой Родине.
Использованные источники:
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи /Сост. Ю. С. Константинов. – М., 1999, С 379
Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. – М., 1997, С. 246.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". М., 2006. С. 5.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, -2-е изд. –М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения). -23 с.
Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю / С. Е. Матушкин. – Челябинск, 2000. – 152 с.
Микрюков, В. Ю., Военно-патриотическое воспитание в школе:1-11 кл./В. Ю. Микрюков. -М.: ВАКО 2009. (Педагогика. Психология. Управление). -192с.