Внеклассное мероприятие по патриотизму для старшеклассников «Быть ли России – великой космической державой?»

Внеклассное мероприятие по патриотизму для старшеклассников
«Быть ли России – великой космической державой?»
Форма занятия: круглый стол
Цель: предоставление участникам круглого стола возможности оценить с гражданской позиции достижения России в области освоения космоса.
Задачи:
воспитание патриотических чувств, гордости и уважения к достижениям российской науки и народа, самоотверженно создающего материальную основу освоения космоса;
формирование гражданской позиции и аргументировано представлять свою точку зрения;
способствовать расширению кругозора обучающихся в области освоения космического пространства;
содействовать формированию общеучебных компетенций в структурировании информации и анализе фактов.
Идея мероприятия. Объявляется тема сформулированная в виде вопроса, с целью допуска разных оценок имеющихся фактов. Даётся время для сбора информации по данной теме. Сообщается, что по прошествии отведённого времени состоится обмен мнениями по выбранной теме. Каждый должен подготовить высказывание, в котором будет приведён хотя бы один факт и сделанный лично вывод и выступить. Условие : факты не должны повторяться. Выступления обучающихся должны быть чёткими и краткими. Мероприятие должно учить деловым публичным выступлениям и формированию собственного мнения.
Методическое оснащение занятия: презентация ,видеофильм с интервью у жителей улицы Гагарина города Абакана, стенд с фотографиями летчиков-космонавтов и учёных, являющихся основоположниками освоения космоса
Участники круглого стола: обучающиеся 11 класса МОУ «Гимназия»
Структура мероприятия
Подготовительный этап:
определение темы для обсуждения;
сообщение вопросов предлагаемых для обсуждения;
разработка плана проведения мероприятия;
консультирование обучающихся, связанное с отбором материала по проблеме
создание мини фильма о улице Гагарина города Абакана с интервью у жителей
сообщение тем по созданию презентаций;
«Не навреди планете Земля»
«Осваивая космос, не забывайте о Земле»
«Земля и космос в будущем»
знакомство обучающихся с правилами участников круглого стола
мнения участников круглого стола по обсуждаемому вопросу должно складываться хотя бы из одного факта и личного вывода;
факты недолжны повторяться;
выступления должны быть чёткими и краткими;
запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;
не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;
при очевидной бесплодности вести дискусс
Подготовка помещения
Ход мероприятия
Ведущий (читает стихотворение «Небо» И.Никитина под музыку и в сопровождении слайдов звёздного неба)
Иван Никитин
Небо
С глубокою думаю
Гляжу я на небо,
Где в тёмной лазури
Так ярко сверкают
Планет мириады.
Чья мощная сила
Вращает их чудно
В таинственной сфере?
Когда и откуда
Тела их начало
Своё получили?
Какие в составе
Их тел неизвестных
Основою жизни
Положены части?
Какие имеют
Они назначенье
И кто бытия их
Всесильный виновник?
Уж много минуло
Суровых столетий;
Как лёгкие тени,
Исчезли народы,
Но так же, как прежде,
Прекрасна природа,
И нету песчинки,
Нет капли ничтожной,
Не нужной в системе
Всего мирозданья;
В ней всё служит к цели,
Для нас непонятной
И пусть остаётся
Во мраке глубоком
Великая тайна

Учитель (проводит рефлексию стихотворения «Небо» И.Никитина) Вы заметили, что автора стихотворения «Небо» волнуют вопросы освоения космоса, он задумывается о его назначении и проблемах, связанных с ним, не так ли?
Мнения участников круглого стола
Ведущий
Космос – это тайна, космос – это будущее А какие ассоциации вызывает у вас слово космос?
Космос – это
Космос – это
Космос – это
Космос – это
Космос – это
Учитель. Россия и космос. Как много ассоциаций возникает в нашем сознании с этими словами. Вы стоите на пороге взрослой жизни. Вам решать глобальные вопросы, в том числе «Быть ли России великой космической державой?» . Надеюсь, что сегодняшний круглый стол будет способствовать дальнейшему формированию мнения о достижениях России в области космоса и его назначении с позиции гражданина своей страны. Я думаю, что с поставленными задачами мы справимсяЧтобы мы не говорили и не думали о космосе, неоспорим тот факт, что Россия стояла у истоков освоения космоса. 50 лет тому назад в мире произошло потрясающее событие.
Ведущий
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом – космонавтом, которого являлся гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин.
Учитель. Это событие произошло через 16 лет после Победы Советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Страна, ещё не оправилась от последствий страшной войны, но добилась такого прорыва, который также можно назвать подвигом. Я как и вы горжусь этим. Мне кажется в истории нашей страны 9 мая и 12 апреля – две знаменательные даты которые помнят все. Конечно хочется, чтобы наша страна не уступала другим странам своих позиций в области освоения космоса.
Ведущий. Согласно опросу, проведённому среди россиян каналом ТВ-5 «Является ли Россия великой космической державой?», были получены следующие ответы:
конечно, да – 23%
уже нет – 64%
мы ещё покажем -13%
Итак 64% россиян считают, что Россия была великой космической державой, так ли это?
Обмен мнениями участников круглого стола.
Учитель (вывод).Запуски первых космических спутников произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Полёт Юрия Алексеевича Гагарина открыл эру практического освоения человеком космического пространства, дал мощный импульс техническому прогрессу, развитию современных технологий, фундаментальной и прикладной науки. Советские космонавты стали первопроходцами во многих эпохальных космических событиях 20 века. Россия стала великой космической державой
Ведущий. Давайте попытаемся на несколько минут оказаться в том далёком году, почувствовать дыхание того исторического дня. 12 апреля 1961, когда по радио было передано важное сообщение
Учитель. «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 2 минуты. Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом - космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин нашей страны, лётчик Гагарин Юрий Алексеевич»
Ведущий. Данное сообщение услышали и жители нашего города. Вот их воспоминания
Учитель. Впечатляет, правда?...
Мнения участников круглого стола
Учитель.Мне приятно ребята, что ваши чувства связанные с полётом в космос Юрия Алексеевича Гагарина совпадают, с чувствами жителей нашего города.
Ведущий. С запуска первого спутника земли и полёта Юрия Гагарина освоение космоса вплоть до распада СССР постоянно было в фокусе общественного внимания. «Битва за Луну», космонавты - герои, «мирный космос» и «звёздные войны» будоражили умы людей – от маститых академиков до школьников и пенсионеров. Мне кажется, в настоящее время мы мало знаем о происходящем в космонавтике и относимся к этому буднично. Согласны ли вы со мной?
Обмен мнениями участников круглого стола.
Учитель (вывод). Хотя и нет сейчас сенсационных открытий в области освоения космоса, космическая наука не стоит на месте.
Ведущий. В конце 80-х годов технологический уровень СССР и США в космической сфере был примерно одинаков. Американцы лидировали по ряду направлений, однако и нас были свои преимущества. Наиболее важными из них было превосходство советских ракетных двигателей и в целом средств выведения, а также наличие орбитальной станции «Мир».Эти достижения отечественной космической техники открывали колоссальные стратегические возможности. В 1991 году, когда СССР распался на независимые государства, будущее «Мира» было неопределенным также, как и российской космонавтики в целом. В настоящее время часто бытует мнение, что из космических лидеров Россия превратилась в догоняющее государство, а ракетно-космическая отрасль теряет технологии и становится неконкурентоспособной. Расходятся по этому вопросу и мнения политиков. Например:
Геннадий Гудков
( Справедливая Россия)
Россия по-прежнему является великой космической державой. Если проанализировать реальный вклад мирового сообщества в исследование космоса, то наша страна занимает одну из ведущих позиций
Максим РОХМИСТРОВ
(ЛДПР)
к сожалению, вынужден констатировать: в части космических технологий мы за последние 20 лет существенно потеряли.
Как вы думаете, является ли Россия великой космической державой в настоящее время?
Мнения участников круглого стола
Учитель(вывод). Кризис в космической отрасли связан не только с общим упадком производства в России, Нои с отсутствием государственной политики, направленной на сохранение наукоёмких производств, способных составить конкуренцию зарубежным фирмам. Наша страна открыла человечеству дорогу в космос. Мы конечно же гордимся этим, и используя свои конкурентные преимущества, способны их закрепить.
Ведущий. В настоящее время всё взаимосвязано, как человек зависит от космоса, так и космос зависит от человека.
Какое значение для нас имеет освоение космоса?
Обмен мнениями участников круглого стола.
Учитель(вывод). Успехи в освоении космоса обусловили резкое и на качественно новом уровне развитие самых актуальных и передовых областей науки и техники. Исследования и использование космического пространства играют всё более важную роль в экономическом, социальном развитии страны, в обеспечении её национальной безопасности.
Ведущий. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.» Константин Эдуардович Циолковский
Хотелось бы услышать мнение нашего поколения, действительно ли космосу принадлежит будущее?

Обмен мнениями участников круглого стола.
Учитель(вывод). Приведённые факты – подтверждение слов К.Э. Циолковского о будущем человечества.
И так быть ли России великой космической державой?
Мнения участников круглого стола
Учитель. Как будет развиваться космонавтика в дальнейшем, зависит от всех нас. И как наказ в будущее пусть прозвучат ваши мысли, презентации с позиции граждан России.
Рефлексия. Защита презентаций
«Не навреди планете Земля»
«Осваивая космос, не забывайте о Земле»
«Земля и космос в будущем»
Учитель. Рада, что у вас собственный взгляд, мысли, а главное вы не равнодушны, ко всему, что происходит в нашей стране. Поэтому
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся Ваши следы
Исполняется песня
«Трава у дома»
1. Земля в иллюминаторе (3 раза) видна. Как сын грустит о матери (2 раза), Грустим мы о Земле – она одна. А звезды, тем не менее, (2 раза), Чуть ближе, но все также холодны, И как в часы затмения, (2 раза) Ждем света и земные видим сны.
Припев: И снится нам не рокот космодрома, Не эта ледяная синева, А снится нам трава, трава у дома, Зеленая, зеленая трава.
2. А мы летим орбитами, путями неизбитыми, Прошит метеоритами простор. Оправдан риск и мужество, космическая музыка, Вплывает в деловой наш разговор. В какой – то дымке матовой, Земля в иллюминаторе, Вечерняя и ранняя заря. А сын грустит о матери, (2 раза) Ждет сына мать, а сыновей Земля.
Припев.
Использованная литература:
Александров С. Г., Федоров Р. Е. Советские спутники и космические корабли, 2-е изд. – М., 1961.
Борзенко С. А., Денисов Н. Н. Первый космонавт. – М., 1969.
Каманин Н. П. Первый гражданин Вселенной. – М., 1962.
Кинг-Хили Д. Теория орбит искусственных спутников в атмосфере / Пер. с англ. – М., 1966.
Руппе Г. О. Введение в астронавтику / Пер. с англ. ; т. 1. – М., 1970.
Рябов Ю. А. Движение небесных тел. – М., 1962.
Эльясберг П. Е. Введение в теорию полёта искусственных спутников Земли. – М., 1965.
Первый полет человека в космос. – М., 1961.
Советский человек в космосе. – М., 1961.
Утро космической эры. – М., 1961.



вступительное слово преподавателя;
выступления по названной теме учащихся, сопровождаемое показом слайдов на экране.
III. Этап закрепления знаний: предлагается ответить на вопросы по теме.
IV. Подведение итогов мероприятия, выводы.
.
В подготовку диспута входит:
1.       Выбор темы.
2.       Назначение руководителя.
3.       Подбор группы активистов для помощи руководителю.
4.       Разработка дискуссионных вопросов и составление плана проведения диспута.
5.       Извещение личного состава о проведении диспута.
6.       Оформление помещения, книжной выставки, художественной части вечера.
Методика проведения диспута:
Диспут начинается вступительным словом ведущего руководителя. Он приглашает участников выступать откровенно, доказательно, включаться в задушевный разговор. После выступят военнослужащие /первых троих-четырех желательно подготовить, чтобы они предоставили тон диспута/.
По ходу диспута ведущий следит за тем, чтобы участники не отвлекались от сути темы. Он тактически, репликами подсказывает правильный ход диспута и решение.
В зависимости от темы диспута приглашаются гости (которые принимали участие в выдающихся событиях, ученые, артисты, или руководители города и области). Их участие в диспуте помогает воинам глубже разобраться в жизненных проблемах, найти правильный авторитетный ответ на них.
Ведущий подводит итоги дискуссии, отвечает на вопрос, которые не освещались в ходе выступлений, или оказались спорными.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115