Методическая разработка урока по истории на тему: Горьковчане на фронтах Великой Отечественной войны

Шкилева Светлана Александровна

МБОУ Исуповская СШ Гагинского района

9 класс

Тема урока: «Горьковчане на фронтах Великой Отечественной войны»

Тип урока – комбинированный (Комплексного применения знаний)

Цель урока: повторить, изучить, обобщить, систематизировать знания по данной теме.

Задачи урока:

1.Образовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по разделу: Великая Отечественная война и Горьковская область(1941-1945 годы);
- способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала;
- обобщить материал как систему знаний.

2.Развивающие:
- развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками исторической информации;
- осуществлять поиск и отбор наиболее значимого материала, анализировать, творчески переосмысливать и преобразовывать в новую форму полученную информацию;
- продолжить формирование универсальных учебных действий средствами краеведческой тематики;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

3.Воспитательные:
- формировать активную гражданскую позицию;
- воспитывать осознанное уважительное отношение к родному краю, участникам Великой Отечественной войны;
- создать условия для патриотического, нравственного и эстетического воспитания на примерах горьковчан, участников войны.

Ценностные ориентиры:
гражданская идентичность, патриотизм.

Необходимое оборудование. Дидактическое обеспечение

Учебник «История Нижегородского края XX- начала XXI века» Романовский В.К., Селезнев Ф.А., Э.С.Иткин, Гинзбург Б.Л./ под ред. В.К. Романовского. - Н. Новгород: НИРО, 2015,
хрестоматия « История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней», раздаточный материал (фрагменты текста исторических источников, литературы), карточки- инструкции, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг», атласы, репродукции портретов Героев СССР – горьковчан, рисунки учащихся.

Технические средства обучения: компьютер, экран и видеопроектор (или интерактивная доска).

Планируемые результаты урока:

Личностные:
- Различать общие духовные ценности людей прошлого и выражать свое отношение к ним;
- Определять значение духовного наследия, традиций прошлого для современного мира и для себя в частности, определять собственную гражданскую позицию.
- Формировать оценочное отношение к собственным личностным и социально-гражданским качествам, достижениям в учебе.

Предметные:
- Различать основные виды источников исторической информации
- Составлять список литературы по данной теме;
- Анализировать, обобщать, систематизировать информацию по изучаемой теме (получение нового образовательного продукта);
- Раскрывать причинно-следственные связи;
- Знать даты, имена исторических деятелей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- формирование навыков познавательной рефлексии как основы самостоятельного планирования своей учебной деятельности (умеют находить проблемы, выдвигать гипотезы, планировать последовательность действий, строить концептуальную модель будущего исследования);
- умеют оценивать качество и уровень проведенной работы.

Познавательные УУД:

-умеют самостоятельно формулировать цель исследования; создают алгоритм деятельности при решении проблем,
-умеют работать с различными источниками информации, в том числе ИКТ, выделять главное,
-умеют прогнозировать результаты исследования,
-умеют приводить аргументы в обоснование своей точки зрения,
- умеют объяснять исторические явления, процессы, осуществлять анализ, сопоставлять и сравнивать их.

Коммуникативные УУД:

- умеют конструктивно сотрудничать с учителем и сверстниками,
- определяют роли и функции участников взаимодействия,
- адекватно оценивают свои действия и действия партнеров.

Формы обучения:
Групповая, индивидуальная.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Работа с контрольно- измерительными материалами к учебному курсу. «История Нижегородского края: контрольно- измерительные материалы к учебному курсу» : Романовский В.К., Э.С.Иткин, Гинзбург Б.Л./ под ред. В.К. Романовского. - Н. Новгород: НИРО, 2015.-С.67-68


Литература и Интернет-ресурсы.

- История Нижегородского края XX- начала XXI века. Романовский В.К., Селезнев Ф.А., Э.С.Иткин, Гинзбург Б.Л./ под ред. В.К. Романовского. - Н. Новгород: НИРО, 2015
- История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы /сост.: Гинзбург Б.Л., Иткин Э.С., Романовский В.К., Селезнев Ф.А. -Н.Новгород: НИРО, 2015
- Горьковчане в Великой Отечественной войне: Словарь-справочник /Сост. В.П.Киселев. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во,1990
- Горьковчане в Великой Отечественной войне 1941-1945./Редакторы-составители Е.Е.Звонарева, И.В.Сидорова. - Горький: Горьковская правда,1970
- Горьковчане в битве за Ленинград. /Сост. А. А. Шмаров, Л.П.Кузнецова - Н. Новгород, 2000
-Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет. -Н.Новгород, изд-во Нижний Новгород, 1995
- Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории(1941-1945годы)./Сост. Л.П.Гордеева, В.А.Казаков. - Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1995
- Кавалеры ордена Славы - горьковчане/Редактор-составитель И.В.Сидорова. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во,1970
- Нижегородцы - кавалеры ордена Александра Невского/ Сост.А.А.Шмаров.-Н.Новгород,2000
-Титков Е.П. Великая Отечественная война: Трагедия и триумф России: Документальное издание/АГПИ им. А.П.Гайдара. - Арзамас: АГПИ,2006
- Тюльников Л.К., Басович Я.И. Герои Советского Союза – горьковчане. -Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1972

http://webtous.ru/raznoe/memorial-poisk-pogibshix-v-vov.html


Примерная технологическая карта урока
Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

Организационный
(5 минут)
Организация пространства класса для работы учащихся. Задача – настроить учащихся на работу, обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся перед изучением темы. Создать условия для самостоятельного определения учащимися целевых ориентиров учебного занятия.
Подготовка рабочего места. Отвечают на вопросы, осмысливают информацию.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию. Организует самостоятельную работу в группах.

Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
(5 минут)
Просмотр слайдов с материалом о Великой Отечественной войне и участием горьковчан в этих событиях, презентации о «местах памяти», которые были созданы на территории края в память о событиях Великой Отечественной войны.
Вопрос: какое участие приняли жители нашего края в тех великих битвах и сражениях?
Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя учащиеся формулируют цели и задачи урока. Планируют деятельность на всех этапах работы. Представление учащимися документальных свидетельств военных лет.
Организует диалог с учащимися. Деятельность учителя носит консультативный характер.

Этап усвоения новых знаний(15 минут)
Работа с новой информацией. Работа в группах предполагает активное использование различных видов информации (погружение в текст параграфа, фрагменты исторических текстов, работа с материалами, размещенными в Интернете). Изучают и анализируют: роль горьковчан в годы Великой Отечественной войны. Отмечают: мужество защитников Отечества.

Работа в группах. Каждая группа проводит свое мини-исследование:1-я группа составляет историческую справку о мобилизации на территории Горьковской области; 2-я - готовит материал о войсковых соединениях; 3-я-о героях СССР -горьковчанах, 4-я-выделяет основные положения«Человек войны»: горьковчане на защите Родины (1941-1945гг). Работа в группах предполагает активное погружение в текст параграфа и фрагменты исторических текстов. Учащиеся получают возможность самостоятельно приобретать знания и осваивать приемы работы с текстом (формируют определенные навыки работы с текстовой информацией: отбор, извлечение информации; анализ информации; выявление «скрытой» информации, сравнение. Постановка вопросов к тексту, выделение главного, соотнесение информации разных видов и др.), создание собственного текста. Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя.
Организует самостоятельную работу учащихся в группах. Задает вопросы, организует беседу Создает условия для образовательной деятельности учащихся (продуманная последовательность заданий).

Обобщение и систематизация
(10 минут)
Проработка материала в группах с заранее подготовленными заданиями.(провести защиту подготовленного ответа на вопрос).
Работа в группе, отвечают на поставленные вопросы. Оформляют результаты работы.
Организует выступление групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения. При необходимости помогает учащимся.

Итог урока. Рефлексия.
(10 минут)
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Оценивание (подвести учащихся к критическому оцениванию своей деятельности с целью корректировки собственных умений).
Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия. «Я»: как работал ( «+», «-»). «Мы»: мой вклад в общее дело, как мне помогли педагог и одноклассники. «Работа»: усвоил ли материал; узнал ли новое, узнал ли больше? Оценивают свою деятельность по пятибалльной системе с позиций «Я», «Мы», «Работа».
Организует итоговое коллективное обсуждение по вопросам и помогает сформулировать вывод. Вывод: горьковчане принимали активное участие во всех битвах и сражениях Великой Отечественной войны, внесли огромный вклад в дело Великой Победы. Рекомендует полученные знания и наработки (мини-исследования) оформить в виде нового образовательного продукта. Предлагает обсудить: уровень полученных знаний; форму избранной работы: что понравилось, в чем испытывали затруднения. Оценивание: Предлагает оценить деятельность на уроке по пятибалльной системе с позиций «Я», «Мы», «Работа». Учителю отводится роль организатора и консультанта.

Домашнее задание
1. Составьте опорную таблицу-конспект «Горьковчане на фронтах Великой Отечественной войны»
2. Сделайте электронную презентацию о земляках- Героях Советского Союза
или о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны.



Краткое описание урока
Класс делится на 4 группы.

Задания для всего класса:

1. Назовите даты Великой Отечественной и Второй Мировой войн.
2. Перечислите основные этапы Великой Отечественной войны.
3. Покажите на карте крупнейшие битвы Великой Отечественной войны.
4. Как в Горьковской области проходила перестройка хозяйства на военный лад?
5. Когда был создан ГГКО и какие задачи он решал?

Работа в группах.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника об участии горьковчан на фронтах Великой Отечественной войны, затем работают с другими источниками и выполняют задания.
Получив задание, учащиеся с помощью памяток "Как конспектировать источники", "Как готовиться к выступлению", "Памятки докладчика" оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников.
1-я группа составляет историческую справку о мобилизации на территории Горьковской области; 2-я - готовит материал о войсковых соединениях; 3-я-о героях СССР - горьковчанах, 4-я-выделяет основные положения «Человек войны»: горьковчане на защите Родины (1941-1945гг)
Мобилизация на территории Горьковской области в годы войны.
Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы:
Какова суть этого документа? С какими событиями связан этот документ? Какую новую информацию вы узнали?
Учащиеся работают с материалом хрестоматии - История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы /сост.: Гинзбург Б.Л., Иткин Э.С., Романовский В.К., Селезнев Ф.А. -Н.Новгород: НИРО, 2015.-С.149 -150 (Из справок военного отдела Горьковского обкома ВКП (б) о мобилизации в РККА 24 июня 1941г.; Постановка на воинский учет в военкомате). Дополнительная литература - Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории(1941-1945годы)./Сост. Л.П.Гордеева, В.А.Казаков. - Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1995.-С.38-40 (На призывном пункте.26 июня)
22 июня 1941г. когда настало суровое время испытаний жители нашего края вместе со всей страной встали на защиту Отечества. На состоявшихся в селах и городах митингах они выразили готовность «встать с оружием в руках на борьбу с врагом». С первых дней войны, как свидетельствуют документы, в области проводилась огромная работа по мобилизации военнообязанных на фронт, формированию воинских соединений.
В г. Горьком было организовано 10 пунктов сбора военнообязанных ( по числу районов города). Располагались они в 6 школах, ДК завода№92, клубе им. Кринова, на стадионах «Водник», «Торпедо». Через такие сборные пункты ежедневно походило около 800-1000 человек. Подобные пункты создавались во всех районах области. Уже к 1 августу 1941г. в Горьковской области явилось на призывные пункты, и были направлены в воинские части 75 292 человека. Многие тысячи патриотов Горьковской области- рабочие и колхозники, служащие и интеллигенция, учащиеся и студенты - заявили о добровольном вступлении в действующую армию. В ходе Великой Отечественной войны проводилась большая работа по всеобщему военному обучению жителей области, подготовке допризывников. В 1941-1943гг. было подготовлено 148703 бойца- стрелка, 19181 боец различных специальностей. Всего в период с июня 1941 по декабрь 1943г. в Красную Армию направлено 619618 горьковчан. Всего за время Великой Отечественной войны военкоматами Горьковской области мобилизовано 822 тысячи человек. В годы войны на территории Горьковской области было сформировано 79 соединений и частей Красной Армии, в том числе стрелковые дивизии, танковые, механизированные, артиллерийские, истребительно-противотанковые бригады, авиационные соединения, 31-й Особый Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов, 2 бригады речных кораблей и др. Все это требовало больших усилий: обеспечивали жильем, питанием, обмундированием, комплектовали оружием, транспортными средствами, организовывали медико-санитарную службу.

Боевой путь войсковых соединений (Читают историческую карту с опорой на легенду; проводят поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; Рассматривают о каких сторонах истории они свидетельствуют; сравнивают и обобщают данные разных источников). 

Учащиеся работают с материалом хрестоматии - История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы /сост.: Гинзбург Б.Л., Иткин Э.С., Романовский В.К., Селезнев Ф.А. -Н.Новгород: НИРО, 2015.-С.151. Дополнительная литература : Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории(1941-1945годы)./Сост. Л.П.Гордеева, В.А.Казаков. - Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1995.-С.58-61 (Справка военного отдела Горьковского обкома ВКП (б) о ходе формирования 16-йЛитовской стрелковой дивизии (26 февраля 1942г.). Горьковчане в Великой Отечественной войне: Словарь-справочник /Сост. В.П.Киселев. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во,1990 . Горьковчане в Великой Отечественной войне 1941-1945./Редакторы-составители Е.Е.Звонарева, И.В.Сидорова. - Горький: Горьковская правда,1970 (Боевой путь соединений, ушедших на фронт из Горьковской области). Отвечают на вопрос в чем суть этого документа, о чем он свидетельствует. Составляют схему (отражает боевой путь соединений).

В период формирования воинских частей бойцы проходили боевую подготовку, принимали присягу и получали боевое оружие. Все соединения и воинские части, сформированные на территории Горьковской области, прошли трудный боевой путь, получили ордена, благодарности Верховного Главнокомандования, ряд дивизий и бригад были удостоены звания гвардейских. Горьковские дивизии, военные соединения участвовали во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны.: под Москвой (274-я Ярцевская, 42-я гвардейская Прилукская,322-я Житомирская стрелковые дивизии, 29-я гвардейская Идрицкая, 24-я танковые бригады), в Сталинградской битве(15-я гвардейская Харьковско - Пражская стрелковая дивизия, 91-я Фастовская танковая бригады), на Курской дуге(89-я гвардейская Белгородско - Харьковская, 137-я Бобруйская стрелковые дивизии, 8-й гвардейский танковый корпус. 79-я Сивашская, 39-я гвардейская Витебская отдельная танковые, 35-я Слонимско - Померанская механизированная бригады, 721-й Касторненский истребительный авиационный полк) и в других битвах, военных операциях, дошли до Берлина. Названия городов в наименовании дивизий и соединений говорят об их участии в освобождении Киева, Харькова, Витебска, Риги, Клайпеды, Варшавы, Праги, других городов от фашистской оккупации. На протяжении всей войны горьковчане поддерживали связи с воинскими частями, особенно подшефными:89-й гвардейской Белгородско- Харьковской, 85-й гвардейской Рижской, 137-й Бобруйской, 322-й Житомирской стрелковыми дивизиями. В годы войны на территории области дислоцировались военные училища: Горьковское училище зенитной артиллерии. Военно-политическое им. М.В. Фрунзе (г. Горький), ленинградское высшее военно-морское инженерное( пос. Правдинск), Ленинградское военно-топографическое(с. Абабково Павловского района), 2-е горьковское танковое(г. Ветлуга), пулеметно- минометное(г. Арзамас), офицерские школы.
Ополчение.
С началом Великой Отечественной войны в июле 1941г. в Горьковской области развернулось формирование народного ополчения. Запись в народное ополчение проводилась в профсоюзных комитетах предприятий и учреждений. В результате в г. Горьком были организованы 55 отрядов(вместо предполагавшихся 26).В области в ополчение вступило более 100 тысяч человек. Отряд ополченцев из г. Горького участвовал в боях под Москвой.
Найдите общие и отличительные черты при сравнении нижегородских ополчений 1612,1812,1941 гг.
Исторические закономерности
Различия





Наряду с народным ополчением из добровольцев создавались и другие военизированные формирования (истребительные отряды). В их задачу входила охрана народнохозяйственных объектов, борьба с вражескими десантами и разведывательными группами. Из личного состава истребительных батальонов областным штабом были сформированы 2 батальона и истребительно-партизанская группа. Которые выполняли спецзадания командования армии. Такие отряды горьковчан по заданию Западного и Северо-Западного фронтов действовали в Московской, Смоленской, Ленинградской, Псковской и других областях. В годы войны в области действовали и другие добровольные объединения. Большую работу проводили осоавиахимовские организации, обучавшие военному делу десятки тысяч горьковчан.

Горьковчане-Герои Советского Союза.

Работа с историческими источниками. Заполнение таблицы. Подготовка сообщения.
События
Исторические личности


В.Г.Рязанов


А.В.Ворожейкин


Н.Д.Фильченков


Е.А.Никонов и др.











«Человек войны»: горьковчане на защите Родины (1941-1945гг).

Учащиеся работают с материалом хрестоматии «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы /сост.: Гинзбург Б.Л., Иткин Э.С., Романовский В.К., Селезнев Ф.А. -Н.Новгород: НИРО, 2015.-С.152-154. (Письма горьковчан с фронта); « Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории(1941-1945годы)./Сост. Л.П.Гордеева, В.А.Казаков. - Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1995.-С.135-145 ( Из фронтового дневника А.И.Полякова .22июня 1941г.-12 ноября 1943г.).
Прочитайте свидетельства современников-очевидцев событий и ответьте на вопросы:
О чем рассказывает документ? В чем состоит суть позиции автора? Какие идеи лежат в ее основе? Обоснуйте свое мнение.
Ключевые слова
Основные мысли
Необходимые дополнения, пояснения






Работа с контрольно- измерительными материалами к учебному курсу.

«История Нижегородского края: контрольно- измерительные материалы к учебному курсу»: Романовский В.К., Э.С.Иткин, Гинзбург Б.Л./ под ред. В.К. Романовского. - Н. Новгород: НИРО, 2015.-С.67-68


Подведение итогов работы групп.
( Вывод: горьковчане принимали активное участие во всех битвах и сражениях Великой Отечественной войны, внесли огромный вклад в дело Великой Победы).

њђ Заголовок 515