Отчет по теме самообразования: «Использование критического мышления на уроках самопознания, как активизация мыслительной деятельности».


Отчет по теме самообразования:
«Использование критического мышления на уроках самопознания, как активизация мыслительной деятельности».
Учитель начальных классов: Стрикунова Т.В.
Цель:
Исследование эффективности применения технологии развития критического мышления, для активизации мыслительной деятельности обучающихся.
Содержание работы определило следующие задачи:
отобрать более эффективные приёмы и методы технологии критического мышления для активизации мыслительной деятельности обучающихся;
развивать способности к работе с информацией любой сложности;
повышать интерес к процессу обучения;
выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности обучающихся.
Я остановлюсь на тех приёмах данной технологии, которые меня заинтересовали и использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа).
Ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю по этой проблеме?»
Задачи этапа:
Актуализировать имеющиеся у младших школьников знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Помочь обучающимся определить направления в изучении темы.
На этом этапе использую следующие приёмы:
верные и неверные утверждения;
«Кластер»
«Верите ли вы?»
«Корзина идей»;
«толстые» и «тонкие» вопросы;
таблица «Знаю - узнал - хочу узнать»;
«Дерево предсказаний»
Рассмотрим несколько приёмов.
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) пишу ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления детей, определяет информационное поле данной теме. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
В работе над кластерами соблюдаю следующие правила: 1.Не бояться записывать все, что приходит на ум детям. Дать волю воображению и интуиции.2.Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.3.Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Привожу пример урока.
Тема: «Любовь не требует наград» 1 класс
Задание: выделить основные отличительные признаки имени существительного как части речи (обучающиеся вспоминают всё что знают о имени существительном).
Любовь

Моя семья
Делать добро

Уметь делиться радовать

Уметь прощать
Первичный кластер. На стадиях осмысления и рефлексии кластер добавляется новой информацией.
Следующий приём «Корзина идей» (фактов, понятий), который я использую в данной технологии. Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем обучающиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты которые связываются в логические цепи, а я фиксирую всё на доске. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.
Ещё один прием технологии критического мышления «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии «Вызова» - это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии «Осмысления» - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при «Рефлексии» - демонстрация понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов (таблица на доске)
Вопросы (тонкие) Вопросы (толстые)
Кто? Почему?
Что? В чём разница?
Когда? Что, если…?
Будет ли…? Какой вывод?
Верно ли…? Каковы аргументы?
Могли ли…? Чем можно доказать?
Как звали? Каково последствие?
Согласны ли вы? Верно ли? Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие развёрнутые ответы и понимание смысла материала, размышления над смыслом.
Привожу пример урока.  Тема  «Идем дорогою добра»
 «Тонкие»  вопросы:
- Какой выбор сделали старики: хороший ужин или добрый поступок?
- Какова  была  реакция его старушки?
 «Толстые»  вопросы:
 - А что выбрали бы вы?
- Какой из своих поступков вы можете назвать добрым делом?
II этап базовой модели технологии - «Осмысление» (реализация осмысления). 
На данном этапе ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей отвечает на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии «Что хочу знать?
Задачи этапа:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Приемы стадии, которые используются мной в работе:
- таблица «тонких» и «толстых» вопросов;
- кластер;
- чтение с остановками;
- «Бортовые журналы»;
- дневники;
- стратегия «Зигзаг»
Рассмотрим приёмы, которые можно использовать на стадии «Осмысления».
Ещё один приём чтение со «стопами» (с остановками). Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка (стоп) и учащиеся отвечают на вопросы: простые, оценочные, практические, уточняющие, объясняющие (почему?), творческие. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя.
III этап технологии критического мышления – «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. На этом этапе обучающиеся должны попробовать выразить новую идею информации своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.
Задачи этапа:
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Приемы, которые использую на этом этапе:
письмо, эссе;
синквейн
Один из приёмов данной стадии «Написание синквейна».
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии «Рефлексии», сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.
Правила написания синквейна:
1 строка – тема (одним словом) - существительное
2 строка – описание темы – 2 прилагательных
3 строка – описание действия в рамках темы – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
5 строка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Я раскрыла лишь некоторые приемы технологии развития критического мышления. Приемов ТРКМ очень много. Но совсем не обязательно использовать их все.Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Технология РКМ помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность обучения.
«Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Кудрявцев Д.
Список изученной литературы:
1.Асмолов А.Г. «Как проектировать УУД в начальной школе». М. «Просвещение»,
2010 г.
2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2011.
3. Варшавер О.Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. - М., 2010.
4. Загашев И. О, Заир – Бек С. И. Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург. Издательство «Альянс «Дельта», 2005.
5.Ковалёва Г.С., Логинова О. Б. «Планируемые результаты начального общего образования» Москва «Просвещение», 2009 г.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2004.