Конспект творческого отчёта учителя истории по методической теме Активизация мыслительной деятельности учащихся через применение технологии критического мышления

Творческий отчет учителя истории Смирновской средней школы №1
Аблеевой Р.И. по теме «Активизация мыслительной деятельности через применение технологии критического мышления»

«Единственная вещь в мире,которую мы способны изменить- это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир»
Уолт Уитлин
Над темой «Активизация мыслительной деятельности через применение технологии критического мышления» я работаю с 2014-2015 уч года.
Нельзя сказать что я открыла эту технологию с этого учебного года . Элементы этой технологии использовала и раньше. После окончания в 2013г уровневые курсы повышения квалификации я стала целенаправлена работать над данной технологией.
Моя цель : Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся
Критическое мышление – это способность ставить полные смысла вопросы вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы, принимать продуманные независимые решения.
Критическое мышление – процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями , выработка решения о том, что можно принять , что необходимо дополнить , что опровергнуть.
Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология критического мышления способствует развитию самостоятельного мышления.
КМ учит думать ясно четко осмысленно; искать и находить оценки понимать отсутствие однозначное; оценивать сам процесс мышления.
Технологические этапы : вызов , осмысление, рефлексия.

Стадия(фаза)
Деятельность учителя

1.Вызов
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Информация, получения на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах .

2. Осмысление содержания
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к ”новому”

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах

3. Рефлексия
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие исследовательские или практические задания на основе изученной информации

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая практика, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



На стадии вызов применяю следующие приемы
- верные и неверные утверждения;
- ключевые слова;
-мозговой штурм
-драма
- "Корзина идей";
- "толстые" и "тонкие" вопросы;
- таблица "Знаю - узнал - хочу узнать";
-перепутанная цепочка
В идеале у ученика на данном этапе должны возникнуть собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Но чаще на Вызове я организую повторение пройденного материала.
На стадии осмысления применяю следующие приемы:
- таблица "тонких" и "толстых" вопросов;
- кластер;
- "Инсерт";
- составление плана скелет
-диаграмма Вена
«Займи позицию»
На этой стадии организую самостоятельную работу в группах. Это позволяет освоить большой объём изучаемого материала. Групповая работа способствует более успешному и быстрому усвоению знаний, так как есть возможность взаимообучения, но теперь необходимо более продуманно подойти к этой форме деятельности(подготовка заданий высокого уровня, уделить большое значение своим наблюдениям).
На уроке в 6 классе « появление верования и искусства»
Задания по группам
1 гр А выявите причину появления религии
2гр В- опишите первые религиозные верования
3 гр-С В чем суть обряда жертвоприношения

Заполнение логико – структурной схемы (самостоятельная работа в 9 классе по учебнику
Сельское хозяйство Казахстана накануне освоения целины .
Положение было тяжелое. нехватка техники
В организации были допущены перегибы

Меры по устранению перегибов
Утверждена программа развития (1949г). Сокращено число административно-хозяйственных работников. Ситуация с подготовкой кадров начала постепенно налаживаться.
Результат
Тем не менее, сельское хозяйство не смогло обеспечить страну необходимым количеством продуктов.
В 1953г в стране заготовили 31 млн т зерна , израсходовав на потребление 32млн.
Решение
Осваивать огромные площади





Талантливые и одаренные в процессе уроков отвечали на вопросы, требующие оценок тех или событий ,фактов, творческого подхода; оказывали «подсказку» учащимся со слабой мотивацией к учёбе; принимали активное участие в процессе актуализации знаний, в процессе исследовательской работы.
На уроке в 8 классе , посвященное восстанию Кенесары Касымову было дано следующее задание:сравнить восстание К.Касымулы с восстаниями Е.Пугачёва , Срым Датулы, Исатая Тайманулы.
На повторительно-обобщающем уроке «Присоединение Казахстана к России для формирования навыков критического мышления как творческого, аналитического, последовательного и структурированного мышления использовала метод 6 шляп. Этот метод успешно использую на стадии рефлексии.
На уроках я большое внимание уделяю постановке вопросов. Цель данной работы : активизация мыслительной деятельности и развитие устной речи
При изучении темы восстание 1837-1847гг ученики работали над проблемным вопросом: Какую роль сыграло национально- освободительное восстание для независимого Казахстана?
На стадии рефлексии я чаще применяю следующие приемы: - синквейн.
-Лестница успеха
-ладонь
С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их дальнейшемпреодолеть
Учитель должен прослеживает, как ученик входит в процесс обучения, знать о препятствиях в обучении. Для воспитательного момента очень важна следующая мысль: самое страшное для человека, когда он не реализован в жизни.Для меня очень важен ещё один момент: успех или неудачу не связывать с личными качествами ученика, а только отношением к процессу собственного обучения. Современный учебный процесс трудно представить без информационных технологий. Активно использую на всех стадиях урока ресурсы электронного учебника. Провожу визуальные экскурсии( по теме Культура эпохи Возрождения в Западной Европе), презентации (по теме «Целина», «Древний Египет») .где есть возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся.
На своих уроках хотелось научить своих учеников думать, сопереживать . воспринимать мой предмет историю . как живую летопись о людях .Я поддерживаю их стремление узнать , научиться. Ведь они мои ученики, с которыми растет и мое стремление к совершенству. И как бы хотелось бы, чтобы наше общение в процессе сотрудничества давало бы взаимное удовлетворение.
Я анализирую свою педагогическую деятельность , корректирую её с учетом полученных на уроках результатов, намечаю новые перспективы по пути повышения своей квалификации.



КГУ « Смирновская средняя школа№1»






Аблеева Р.И.
Творческий отчёт
по методической теме
«Активизация мыслительной деятельности учащихся через применение технологии критического мышления»




















2015г