Конспект урока по математике Умножение суммы на число


Тема: Умножение суммы на число
Цель: познакомить учащихся с различными способами умножения суммы на число.
Задачи урока:
Обучающие: учить применять способы умножения суммы на число при решении задач и выражений, совершенствовать изученные навыки табличного и внетабличного умножения и деления;
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей;
Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Однажды известного детского писателя спросили: “Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?”. Он им ответил: “Учите математику!”. Это был Джанни Родари. Он был школьным учителем и любил играть со своими учениками, стремясь разбудить их фантазию. Сегодня мы с вами будем сказочниками и попытаемся сочинить сказку, изучая математику.
Учитель:
Я ж хочу вам пожелать.На уроке не молчать,Руку часто поднимать,Правильно считать, решать.
II. Сообщение целей урока.
Учитель:
Нам сегодня с вами вместеНекогда стоять на месте.Я присесть вам предлагаю, (Ученики занимают свои места)Чем займёмся - сообщаю:Новый способ умноженья на уроке разберём,И задачки порешаем и периметр найдём,А ещё нас ждут задания на смекалку и внимание.
III. Актуализация знаний. Устный счёт.
Учитель:
Что ж, урок мы начинаем,В сказку двери открываем!А в какую – отгадайте,Быстро устно сосчитайте!
(Учащиеся разделены на 2 команды, решают примеры; берут картинку, с обратной стороны которой правильный ответ; собирают картинку. Группа сильных учеников у мультимедийного компьютера – задание в презентации, работают прямо в ней, при помощи пишущей ручки. У доски ещё один ученик – индивидуально выполняет задание.)Задание для сильных учеников.
Разбейте циферблат на 6 равных частей.
Индивидуальное задание (на доске).
Реши примеры. Расположи результаты в порядке возрастания. Прочитай слово.
10 6 16 8 28
и пнрц4х7=
60:10=
8х2=
90:9=
24:3=
Задание для команд (на доске).
(После проверки заданий)
Учитель:
Из какой известной сказкиВы собрали здесь подсказки.
Учащиеся: Золушка.
Учитель:
Этот персонаж известенДетям всем, и взрослым, скажем,С математикой, мы вместе,Сказку новую расскажем!
Учитель:
Ну-ка, дружно все ответьте,Где же Золушка живёт?В самом маленьком, заметьте,Гномик нашу сказку ждёт.С башенками Королю подходит.Он там музыку заводит,Приглашая всех на бал.Только Золушку на балНикогда никто не брал.Вечно ей сидеть одной,Угадайте, дом какой?
(Учащиеся угадывают дом, в котором живёт Золушка)
Учитель:
Бедняжка Золушка жила.Служанкой в доме том была.Заданье выполним скорей.Попробуем помочь мы ей.
(Учитель нажимает на этот дом – появляется задание)
3х4+2
(2+3)х43+2х4
IV. Сообщение темы урока.
Учитель: Вы внимательно смотрите.
Чем похожи назовите?
(Учащиеся называют сходства)
Учитель:
Ещё раз вы посмотрите,Лишнее скорей найдите.Среди всех оно одноВыделится всё равно!
(Учащиеся называют лишнее выражение)
Учитель: Почему вы так решили?
(Ответы учеников)
Учитель:
Верно, тему вы открыли,Как звучит она у нас,Кто ответит нам сейчас?
Учащиеся: Умножение суммы на число.
Учитель:
Сумму на число умножим,Результат найти мы сможем.Как найти? Как посчитать?Надо нам скорей узнать!Выражение не сложное,Вычислить значенье можно.
(К доске выходит ученик и находит значение выражения. Если одним способом, то учитель предлагает найти другой способ)Учитель:
Есть ещё одно решенье –Новый способ умноженья.Кто же сможет нам решить,Записать и объяснить?
(К доске выходит другой ученик и объясняет решение)
V. Усвоение нового материала. Физкультминутка для глаз.
Учитель:
Молодцы, вы всё решили,Записали, объяснили.
Мачеха зовёт опять.Просит дочек наряжать -Платья за ночь всем скроить,Очень быстро к балу сшить.
(Физкультминутка для глаз)
Учитель:
Мы за партами сидим.Глазками за ней следим.Золушка то вправо, влево,Вниз два раза,Вверх опять.Вправо, вправо – Так устала!Попробуй, где онаСказать?
(Учащиеся называют правильную клетку, где может находиться Золушка)
Учитель:
Кроме прочей всей работы.Мачеха ей загадала –Непосильное заданье,С математикой связала.
Учитель:
Вы скорее помогите.Платья сёстрам нарядите:И, решив пример сейчас,Их украсим в тот же час.
(По одному учащемуся от каждого ряда к доске находить значение данного выражения)
VI. Решение задач на нахождение произведения суммы и числа.
Учитель:
А теперь заданье ново.Сей пример решим мы снова.Есть, ребята, одно НО!Зашифровано оно.Вы задание прочтите,И попробуйте решите.
Золушка сшила двум сёстрам по 3 розовых и по 4 оранжевых платья каждой.
Сколько всего платьев сшила Золушка?
(Учащиеся самостоятельно решают. Учитель вызывает к доске тех учеников, которые записали решения вида)3х2=6 (п) - кол-во розовых платьев
4х2=8 (п) - кол-во оранжевых платьев
6+8=14 (п)
3х2+4х2=14 (п)
3+4=7( п) - на 1 сестру
7х2=14 (п)
(3+4)х2=14 (п)
VII. Физкультминутка.
Учитель:
Золушка кроила, шила,Меж делами петь любила.Не забыла нас позватьВместе с нею танцевать.
(Под музыку “Добрый жук”, Золушка проводит с ребятами танец-физкультминутку)
Встаньте дети возле парт,Возле парт, возле парт.Отдыхать здесь каждый рад,Каждый, каждый рад.Руки вверх, вперёд и вниз,Вверх и вниз, вверх и вниз.Вправо, влево повернись,Повернись и улыбнись!
VIII. Работа над новым материалом.
Учитель:
На бал все нынче уезжают,А Золушку работать заставляют.Но ей не стоит унывать.Мы будем дружно помогать.
(Дифференцированная, групповая и работа за компьютерами)
1. Игра “Ручеёк”. В парах сменного состава ученики отрабатывают навык умножения суммы на число. На карточках примеры вида (7+1)х3, (5+1)х4, (3+5)х3, (6+2)х3, (2+4)х4, (3+3)х4…
2. Игра на компьютере “Помоги Золушке собраться на бал”
3. Сильные ученики в группе выполняют задание вида  и др.
Учитель: Что общего в заданиях? (Умножали сумму на число и одинаковые ответы). У второй группы – Золушка должна быть готова к балу. Третья группа находит значение фигур, появляется карет)IX. Работа над пройденным материалом.
Учитель:
Вот и Золушка на бале!Её гости не узнали.
(Физкультразрядка для глаз - танец Золушки с принцем)
С принцем танцевать не прочь,Но настала скоро ночь…(Бой курантов)
Шарфик с плеч её слетелПринц поднять его успел.
Вы на шарфик посмотрите,Его форму назовите
И заданье № 2 на стр. 5 решите.
(Учащиеся определяют цвет шарфика по правильному решению)
Учитель:
Вы скорее помогите.Шарфик Золушки найдите.
X. Домашнее задание.
Учитель:
Спасибо всем вам за старанье!Смогли исполнить вы желанье.И Золушка в подарок всемПодарит непростой портфель.В него потом вы загляните,Заданье на дом вы решите.
XI. Итог урока.
Учитель:
К концу подходит наш урокИ сказка уж кончается.Пора нам подвести итог -Как сумма на число умножается?
(Ответы детей)
XII.  Рефлексия.
Как вы оцените себя.Мы все хотим узнать, друзья?Бывает так-не всё усвоил,Придётся книгу вновь открыть.И почитать ещё немного,Чтоб тему эту не забыть.А если сразу всё ты понял,И знаешь всё ты на зубок.В других хороших добрых сказкахПолучишь новый ты урок!