Конспект урока по музыке на тему:Мир музыки Бетховена


Мир музыки Бетховена
Цели урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями композитора-классика.
познакомить детей с героической судьбой композитора;
познакомить с жанром симфонии;
реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);
формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;
расширять словарный багаж эстетических эмоций;
Приемы:
беседа;
пластическое интонирование;
слушание музыки;
анализ;
исполнение пеcенного материала.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано.
Материалы к уроку: Симфония №3 «Героическая» (фрагмент); симфония №5 (фрагменты) Л.Бетховен; «К Элизе» Л.Бетховен; «Сурок» Л.Бетховен; учебники «Музыка.3 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина). Ход урока:
Организационный момент.Приветствие учителя:
Для того, чтобы настроиться на сегодняшний урок, мы воспользуемся приемом пластического интонирования.- Выразите при помощи пластического интонирования настроение произведения «К Элизе» Л.Бетховена (звучит музыка в записи)

Учитель:
«Его искусство бессмертно...Ты необъятен, словно море,Никто не знал такой судьбы...Иду сквозь слезы, кровь и гореЯ с поколением борьбы...»
- «Через борьбу к победе», «Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия»,- Он классик немецкой музыки. Имя его Людвиг Бетховен

Объяснение материалаОн родился в 1770 году 17 декабря в немецком городе Бонне, в семье придворного музыканта. Занимался музыкой под руководством отца. Однако наставником Бетховена стал композитор Кристиан Нефе 1748-1798 год. Он преподавал основы композиции, обучал игре на клавире, органе.В 1792 году Бетховен переезжает в Вену и берет уроки у Гайдна.
Он давал концерты стал популярным, много сочинял, писал концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.Слайд № 5Бетховен за работой. В 1803–1808 гг. создает сонаты: «Крейцерова», «Апассионата», 5 и 6 симфонии.

Трагедия музыканта и человека.В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять. Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».
И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. (Дети записывают название произведения)
Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.
(Дети читают учебник на странице 108.)
Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.
Дети записывают определение в тетрадь.
Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.
Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Об этом музыкальном эпиграфе сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.
Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?
(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)
Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.
Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?
(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)
Учитель: - Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.
Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.
Для произведений позднего периода характерны сдержанность. Это сонаты, квартеты. Вершина его творчества симфония № 9.
Бетховен умер 26 марта 1827 года
Итог урока.
Учитель: - Музыка какого композитора звучала на уроке? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?
Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.
Учитель: - Спасибо за урок.