Презентация по работе в сенсорной комнате Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения


Мастер-класс по теме:
«Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения»
Педагог-мастер: Красовская А.А.,
педагог-психолог
Программа: «Мир эмоций»

Цель: создание условий и организация пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи:
- представление материально-технического и методического арсенала для работы педагога-психолога по теме « Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей»;
- совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.
Методы и приемы: метод предъявления информации, практический, интерактивный.
Оборудование: мультимедийная установка, стол для работы с песком, USBDisk c музыкой, мультисенсорное оборудование, слайд-презентация, секундомер.
Демонстрационный и раздаточный материал: буклеты, бумага, ручки, песок, фигурки персонажей.Содержание деятельности
Название этапов Деятельность педагога-мастера Деятельность участника мастер-класса
I.Вводная часть
1. Знакомство
2.Введение в тему.
На фоне спокойной музыки, реперного слайда со словами Брейера Б. «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания» гости регистрируются, рассаживаются на предложенные места.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся, меня зовут Алина Александровна. Я педагог-психолог. В психологии более 20 лет. Начинала свою деятельность психологом в школе, позже продолжила медицинским психологом и снова вернулась в образование, работаю в Доме детского творчества. Представьтесь, пожалуйста, и вы. Если у вас есть опыт работы в сенсорной комнате, то расскажите об этом.
К сожалению, следует отметить, что последние 10-15 лет наблюдается рост нарушений развития детей: задержки психо-речевого развития, гиперактивность, психосоматические проявления, поэтому важное значение приобретает ранняя диагностика и своевременная коррекция. Во всем мире эти методы являются приоритетными. В нашей стране проблемы ранней помощи тоже начинают входить в разряд особо важных.
Актуальность создания сенсорной комнаты в учреждении заключается в том, чтобы своевременно оказать необходимую профессиональную помощь дошкольникам и их родителям в процессе сенсорного воспитания. Раннее детство - фундамент общего развития ребенка. Именно этот возраст является сензитивным для развития восприятия. Наиболее интенсивное сенсорное развитие происходит на втором году жизни. От двух до трех лет заканчивается формирование сенсорных способностей, постепенно закладываются сенсорные эталоны.
Исключительной возможностью для решения этой проблемы служит сенсорная комната. Данный подход в образовательной системе является новым, инновационным. Сутью подхода является, во-первых, средовое воздействие темной сенсорной комнаты в ходе решения коррекционно-развивающих задач, во-вторых, опора на эмоции, на ведущую у дошкольников игровую деятельность, оптимизацию участия семьи ребенка в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, в ходе педагогического сопровождения используется расширенная психолого-педагогическая диагностика, современные технологии, что помогаетсвоевременно оказать помощь ребенку. Представляются.
Слушают, задают вопросы
II. Основная часть
Теоретическая часть Сегодня мы познакомимся с сенсорной комнатой, её предназначением, спецификой работы с мультисенсорным оборудованием. И обозначим нашу тему как «Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения»

(Демонстрация слайда)
Рассматривают,
смотрят, слушают, задают вопросы.
Презентация работы в сенсорной комнате.
Сенсорная комната (в нашем случае «темная» сенсорная комната) – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
(Демонстрация слайда 3. См. приложение.)
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира:
кинестетический
аудиальный
визуальный
(Демонстрация слайда 4. См. приложение.)
Основные цели занятий в сенсорной комнате:
Стимулирование сенсорного развития детей
Компенсация сенсорных впечатлений
Сохранений и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира
(Демонстрация слайда 5. См. приложение)
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей идет через:
снятие психоэмоционального напряжения;
саморегуляцию и самоконтроль;
умение управлять своим телом, дыханием;
умение передавать свои ощущения в речи;
умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
воспитание уверенности в себе.
(Демонстрация слайда 6. См. приложение)
Развитие коммуникативной сферы детей предполагает:
формирование эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивности).
(Демонстрация слайда 7. См. приложение)
Развитие психических процессов и моторики детей:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
(Демонстрация слайда 8. См. приложение)
В образовательных учреждениях сенсорная комната используется для:
педагогической коррекции;
проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения;
коррекции игровой деятельности;
снятия стрессов, страхов;
развития психических процессов.
(Демонстрация слайда 9. См. приложение)
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах:
релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
выполнение стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного, слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
(Демонстрация слайда 10. См. приложение.)
Примерный план психокоррекционного занятия:
I блок – введение в игровую ситуацию
II блок – основная работа
III блок – прощание
(Демонстрация слайда 11. См. приложение.)
Рассмотрим проявление сенсорных возможностей детей-дошкольников на занятиях в нашей сенсорной комнате

(Комментарии фотографий)
(Демонстрация слайда 12-13. См. приложение.)
Сенсорная комната имеет 2 зоны:
Релаксирующий блок
Сюда входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками

(Комментарии фотографий)
(Демонстрация слайда 14. См. приложение)
Здесь представлен активизирующий блок

(Комментарии фотографий)
(Демонстрация слайда 15. См. приложение.)
Завершая нашу презентацию, мы вместе с Дариной приглашаем вас в нашу Волшебную комнату.

(Демонстрация слайда 16. См. приложение.)
Теоретическая часть Знакомство с сенсорной комнатой учреждения.
а) Ритуал начала занятия в сенсорной комнате.
Педагоги входят в комнату. Звучит аудиозапись «Голоса леса»
Рассаживайтесь удобнее… будем знакомиться с чудесами сенсорной комнаты.
б) Знакомство с сенсорной средой.
Представляю вам релаксационную зону
Сюда входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, большой пуф «Остров» с шатром - «Уютный уголок», панно «Звездное небо», панно «Морское дно», эргономичное кресло-модуль, аромалампа, приборы, создающие рассеянный свет, освежитель воздуха, фонотека с релаксационной музыкой и видео фильмами. Ребёнок, утопая в мягких формах может принять комфортную позу и расслабиться. Рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой или звуками природы создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Зона активации.
Следующая зона – активирующая.
Это сенсорная панель. Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Пучок с фиберооптическим волокном, «Тучка» тренируют тактильные ощущения, моторику, восстанавливают зрение и снимают стресс и напряжение.
Воздушно-пузырьковая колонна и сенсорный уголок – основной неотъемлемый элемент сенсорной комнаты. Прозрачная колонна из прочного пластика заполнена водой, в ней постоянно меняется цвет подсветки. Акриловые зеркала создают объёмный эффект и искаженное отражение, за счет чего сенсорный уголок преображается в колоннаду из четырех колонн. «Колонна» направлена на развитие отраженного восприятия, обогащение сенсорного опыта, развитие кинестетического анализатора, развитие зрительного сосредоточения, развитие зрительно-моторной координации, активации зрительного восприятия, концентрации внимания, формирование фиксации взора, зрительной памяти, совершенствование ориентировки в пространстве.
Столы для работы с песком. Для воздействия на органы чувств подобран песок разной фактуры, цвета, шишки, желуди, грецкие орехи, водоросли, ракушки, камешки, фигурки животных, людей, предметов быта.
С помощью упражнений и игр-исследований педагог имеет возможность помочь детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие- развитию творческих способностей и эмоциональных проявлений.
Психологическое развитие должно идти параллельно с физическим, поэтому сенсорная комната оснащена спортивным инвентарем: мат-конструктор «Цветок», «Лесная поляна» привлекают яркими цветами, а их необычная форма позволяет самостоятельно изучать окружающую среду в игровой форме, развивая моторику и вестибулярный аппарат, ловкость и выносливость.
(Демонстрирует возможности оборудования)
Слушают, смотрят, задают вопросы.
Практическая часть «А сейчас, уважаемые коллеги, вам будет представлена возможность самим «потрогать», «рассмотреть», «посидеть», «полежать», «поуправлять» оборудованием. Но прежде я прошу вас измерить свой пульс (находим пульс, считаем количество ударов за полминуты, умножаем на 2. Это и будет ваш пульс. Запомните его). Запишите.
(Продолжают знакомиться с оборудованием).
Знакомятся с оборудованием. Фиксируют ЧСС.
Практическая часть Релаксация. «Путешествие к себе».
Теперь я прошу вас расположиться удобнее, занять расслабленную позу, прошу вас быть в этом моменте, «здесь и сейчас», откинуть беспокоящие вас мысли и отправиться в «Путешествие к себе».
Обратите внимание на ваше дыхание: «Вдох…выдох, вдох…выдох…все внимание на дыхание… сравните вдыхаемый и выдыхаемый воздух…продолжайте наблюдать за дыханием… вдох…выдох….
А теперь представьте себя в маленьком провинциальном городе, вы находитесь на его центральной площади, начинайте двигаться от центра к периферии по улочкам на окраину…… темно, зажигайте фонари продвигаясь по темным улочкам…. вот вы на окраине впереди вы видите дом…. приближайтесь к нему…. окна его освещены, загляните через окно внутрь, стекло припорошено пылью… протрите его…. рассмотрите через него, что есть там … внутри… а теперь зайдите в дом… хорошо рассмотрите, что здесь есть, какие предметы… рассмотрите хорошо… возьмите с собой то, что хочется взять и отправляйтесь из дома в обратный путь …по периферийным улочкам к центру… присядьте на скамейку в сквере… светает… почувствуйте, как легкий ветерок касается вашего лица, рук, тела, развивает вашу одежду… прислушайтесь к раннему пению птиц, почувствуйте первые лучи восходящего солнца…. а теперь сожмите крепко руки в кулаки, поднимите их вверх, хорошо-хорошо потянитесь и откройте глаза… вернитесь сюда, в эту комнату… …. Просто посидите спокойно, найдите свой пульс.
Нашли пульс…по команде считаем ….стоп…умножаем на 2….Какое число получилось? Сравните с предыдущим числом. Есть разница? Поставьте себе «заметку на поля» (частота пульса должна уменьшиться)
Релаксируют, фиксируют ЧСС, сравнивают с предыдущим
Практическая часть Песочная фантазия. (Звучит спокойная фоновая музыка)
Постарайтесь сейчас не обмениваться впечатлениями. Не говоря ни слова с помощью песка на песочном столе передайте свои впечатления от путешествия. Может, это будет предмет, который вы взяли с собой или что-то другое…работаем в тишине. (Работа с песком).
Выполняют задание
Рефлексия 1.Обменяемся впечатлениями о том, что здесь происходило, каковы ваши впечатления?
2. Уважаемые коллеги! Для обсуждения общих впечатлений того, что вызвало у вас интерес, для высказывания пожеланий мы предлагаем спуститься в кабинет 20. (Спускаемся в кабинет № 20. Здесь приготовлен стол для брейк-кофе).
Делятся впечатлениями, обсуждают проблему участвуют в брейк-кофе
Вывод Сенсорная комната – мощное, универсальное средство в психическом развитии детей, коррекции и компенсации нарушений развития. Мы преодолели определенные трудности на пути освоения идеи к результату . Потребовались знания, упорство, настойчивость, предприимчивость администрации , понимание ею насущности метода. Одним словом, все сошлось. Хотим и вам пожелать успехов. Дерзайте, осуществляйте идеи. Спасибо вам за активное участие в мастер – классе, за вашу работу, за ваш взгляд на происходящее.