Технологическая карта урока русского языка для 3 класса «Проверяемые безударные гласные в корне слова»


1. Ф.И.О. учителя: Чиликина Ирина Александровна.
2. Класс: 3 Предмет:   русский язык  .
3. Тема урока:  «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок-закрепление пройденного материала.
5. Цель урока : формировать умение правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, умение проверять слова с изученными орфограммами .Задачи по формированию предметных умений:
- закрепить орфограмму "безударная гласная в корне слова",
-повторить способы проверки изученных орфограмм.
Формируемые внепредметные ууд:
Познавательные: ориентирование в словаре, выполнение анализа предлагаемого материала, сравнение, группировка слов по заданному признаку, восстановление правила по памяти, объяснение понятий
Коммуникативные: выражение своих мыслей, обоснование своего мнения, работа в паре и группе, умение слушать других.
Регулятивные: формулирование цели деятельности с помощью учителя, проговаривание задания(деятельности на определённом этапе урока), высказывание предположения.
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей
ИКТ: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Характеристика этапов урока
Этап урока Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы, формируемые уудФОУД* Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу – – – Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Постановка темы и цели урока Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока. На доске написаны слова: к...ток, в...дро, береза, пов...р, в... сна, спос...б, ст...нал, малина, з...лень.
Наблюдение, проблемная ситуация. Сравнение и группирование по признаку.
(познавательные ууд, регулятивные ууд)) Ф Организует диалог с учащимися, в ходе которого подводит к формулированию темы и цели урока. Сравнивают, анализируют слова, делят их на группы по заданному признаку.
Делают вывод. С помощью учителя формулируют тему урока.
Минутка чистописания. Тренировка руки, развитие мелкой моторики. Нужно выписать непроверяемые гласные из словарных слов в разной последовательности. Запись соединений с проговариванием.
Выделение и запись словарных слов.
(регулятивные ууд) И Указывает объект наблюдения Проговаривание и письмо соединений, выбор последовательности букв.
  Например, аео ааео аааео.Создать свою цепочку.
Работа над закреплением пройденного материала Проверка знания правила, его понимания, через восстановление текста. Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки слов на изученное правило. Работа с правилом. На интерактивной доске записано неполное правило и предлагаемые пропущенные слова. Восстановление текста.
(регулятивные. коммуникативные ууд)
Ф Даёт инструкции по выполнению задания. Восстанавливают текст. Объясняют способы проверки слов на изученное правило.
Словарно-орфографическая работа. Знакомство с новым словарным словом, определение родового понятия, развитие умения пользоваться словарём, развивать речь и память детей, показ значимости смысла слова, выразительность русского языка, умение слушать других, выражать свои мысли. На доске после составления появляется слово
КОРАБЛЬ
Работа над значением, правописанием с использованием словаря.
Большому кораблю – большое плаванье.
Работа над пониманием смысла, поиск изучаемой орфограммы, письмо по памяти. Составление слова из букв.(«Собери слово»)Наблюдение и анализ слова.
Рассуждение. Самостоятельная работа, рефлексия, самоконтроль.
(познавательные ,личностные ууд) Ф/И Проводит инструктаж учащихся по работе со словарём и письму по памяти. Организует высказывание мнений. Составление слова. Работа со словарём.
Запись словарного слова, выделение орфограммы.
Работа с пословицей.
Объяснение смысла. Работа над выделением орфограмм.Запись по памяти.
Физкультминутка ЗдоровьесбережениеВыполнение упражнений для глаз и тела. (регулятивные ууд, личностные) Ф Инструктаж Выполнение упражнений.
Закрепление изученногоУмение формулировать задания по наводящим вопросам, выдвижение предположений.
Умение устанавливать смысловые связи между словами. Формировать умение работать в группе.
Умение находить нужную орфограмму(видеть её в словах), выявлять предложения по заданным условиям, осуществлять анализ и выбор. .На доске:
1 упражнение
Ночь-утро; (з...ма, м...роз, январ..., ос...нъ);
песня-глухой; (к...ртина, художник, ел...пой);
туча-дожд...; (дер...во, корен..., л...сточ...).
2 упражнение
Качает ветвями косматая серая сосна.
Дрозды поедают рябину, чернику. Вечерняя тишина висит над рекой.
Предполагается выбор и запись одного предложения , во всех словах которого (кроме предлогов) имеютсяпроверяемые безударные гласные в корне. Подбор к ним проверочных (в скобках). Установление смысловых связей, составление пар, применение изученного правила.
Выбор предложений в соответствии с поставленным условием.
Взаимоконтроль.
(коммуникативные, регулятивные, познавательные01 з.- Ф/Г/И,
2з.-Ф/И/П Подведение к формулированию задания.
Помощь(при необходимости в составлении пар слов). Организация групповой и индивидуальной работы.
Подводит к формулированию задания, объявление условия выбора. Производят сопоставление слов, устанавливают смысловую связь.
Работают в группе, делают выводы, комментируют их выделяют орфограммы, объясняют правописание слов..
Записывают одну из пар самостоятельно.
Дети выдвигают предположение по заданию, выбирают предложения по условию, объясняя выбор, записывают одно выбранное в тетрадь.
Осуществляют взаимопроверку в парах.
Подведение итогов Проговаривание алгоритма правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом через рефлексию. Алгоритм правописания слов проверяемой безударной гласной в корне слова. Рефлексия, контроль
(регулятивные, личностные) Ф Определение порядка действий по правописанию слов с проверяемой безударной гласной в корне слова. Организация рефлексии. Проговаривают алгоритм. Сигнализируют свои впечатления фонариками. Для себя определяя задачи на будущее.
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.
 
Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными вкорне.
Цели: а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне ( закрепить орфограмму "безударная гласная в корне слова", повторить
способ проверки данной орфограммы);
б)развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;
в)воспитывать интерес к русскому языку.
Формируемые УУД
Познавательные: ориентирование в словаре, выполнение анализа предлагаемого материала, сравнение, группировка слов по заданному признаку, восстановление правила по памяти, объяснение понятий
Коммуникативные: выражение своих мыслей, обоснование своего мнения, работа в паре и группе, умение слушать других.
Регулятивные: формулирование цели деятельности с помощью учителя, проговаривание задания(деятельности на определённом этапе урока), высказывание предположения.
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей
ИКТ: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Ход урока
I.Организационный. Проверка готовности к уроку, психологический настрой
II. Формулирование учащимися темы урока, постановка цели.
На доске написаны слова: к...ток, в...дро, береза, пов...р, в... сна, спос...б, ст...нал, малина, з...лень, погода.
У. Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Д. К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.
У. Какие слова вы отнесли ко второй группе и почему?
Д. Ко второй группе можно отнести слова береза и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.
У. Еще раз посмотрите на написанные слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.
Д. На доске написаны слова с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».
У. Какую цель вы бы поставили сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ.
Д. На прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
III. Минутка чистописания .
У. На минутку чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми
безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?
Д. Это буквы а, о, е.
У. Составьте свою цепочку таких букв. Какие можно предложить варианты?
Д. Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном
порядке: аео оеа ....
Д. Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом
повторе увеличивая количество букв а на одну: аео ааео аааео .... И т.д. (Учительзаписывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание наих соединения.)
У. Напишите каждый свою цепочку до середины строки.
IV. Работа над закреплением пройденного материала.
Работа над восстановлением правила с использованием интерактивной доски.
У. Вспомните правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Восстановите его, вставив пропущенные слова.
Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
У. Напишите слова с проверяемыми безударной гласной в корне. Подберите к ним проверочные. (Работа выполняется, проверяется; еще раз повторяется правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.)
V. Словарно-орфографическая работа.У. Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовете сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного материала. Какое это слово?
Д. Это слово корабль.
У. Подберите родовое понятие к слову корабль.
Д. Корабль-это транспорт.
У. Для чего он предназначен?
Д. Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.
У. Скажите полностью, что такое корабль?(Работа по развитию речи, формулирование определения понятия, работа над значением слова.)
Д. Корабль-это транспорт предназначенный перевозки людей и грузов по воде.
У. А какие еще бывают корабли?
Д. Еще бывают космические корабли. На них люди летают в космос.
У. Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его
написании? (Работа со словарём.)
Д. В слове корабль непроверяемая безударная гласная о, на конце ь.
У. Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
Прочитайте написанную на доске пословицу.
Д. Большому кораблю-болъшое плаванье.
У. Объясните его смысл. (Работа по развитию речи, выражение своих мыслей)
Д. Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше
возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.
У. Напишите пословицу по памяти. (Учащиеся выполняют работу.)
Какое еще задание вы можете предложить с данной пословицей в соответствии с темой
урока?
Д. Надо найти в этой пословице слова с проверяемой безударной гласной в корне и
проверить их написание.
У. Выполните это задание.
В этой пословице слово большой (большому) с проверяемой безударной гласной.
Проверочное слово больше.
VI.Физкультминутка
Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведем физкультминутку. Я буду называть и показывать написанные на доске слова. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы топаете. Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метет, земля, моря, семья. (Можно добавить гимнастику для глаз.)
VII. Закрепление изученного
Упражнение 1.(Работа в группах)
У. Сейчас мы выполним упражнение, задание к которому вы сформулируете сами. Для
этого прочитайте запись на доске.
Д. Ночь-утро; (з...ма, м...роз, январ..., ос...нъ);
песня-глухой; (к...ртина, художник, ел...пой);
туча-дожд...; (дер...во, корен..., л...сточ...).
У. Какое бы вы предложили задание?
Д. Установить, какая имеется смысловая связь между словами в левой части примера.Составить такую же пару из слов, заключенных в скобках.
Первая группа(ряд) работает над первой парой слов, вторая над второй, а третья над третьей.Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите пропущенные слова.У. Какие слова вы подобрали к первой паре? Обоснуйте свой ответ.Д. К первой паре ночь-утро можно подобрать слова осень-зима. После ночи наступаетутро, а после осени-зима. В слове зима проверяемая безударная гласная и. Проверочноеслово зимний. (Аналогичным способом выполняется все упражнение.)Ответ: песня-глухой;картина-слепой;
туча-дождь;дерево-листочки.
Упражнение 2
У. Продолжим нашу работу. Прочитайте написанные на доске предложения.
Д. Качает ветвями косматая серая сосна.
Дрозды поедают рябину, чернику. Вечерняя тишина висит над рекой.
У.Сформулируйте свое задание к ним. (Учащиеся составляют и сообщают классуварианты заданий. Если не прозвучит требуемый , то учитель предлагает свой вариант.)Выберите и запишите одно предложение , во всех словах которого (кроме предлогов) имеютсяпроверяемые безударные гласные в корне. Подберите к ним проверочные (в скобках).(Самостоятельная работа.)
У. Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте выполненное задание. (Работа в парах.VIII.Итог урока.
У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
Д. Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной вкорне.
У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной
гласной в корне?
Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне,
надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
У. Кто считает , что хорошо усвоил изучаемую тему поднимите зелёный фонарик, кто сомневается и считает , что нужно ещё поработать над ней поднимите красный сигнал. (Рефлексия .)
Д.з. Составить алгоритм по правописанию проверяемой безударной гласной в корне слова с приведением примера.