Конспект урока обучения грамоте на тему Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф. (1 класс)


Предмет: Обучение грамоте (чтение)
Класс: 1 класс
Тип урока: Изучение нового
Технологическая карта изучения темы:Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.
Тема Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.
Цели
Образовательные:
- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;
- упражнять в чтении слов с новой буквой;
- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’].
– формировать умение различать гласные и согласные звуки;
– формировать умение выделять звук в слове;
– формировать навык сознательного чтения;
– формировать умение правильно ставить логическое ударение;
– формируем умение работать в паре;
– формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);
Расширять словарный запас учащихся и кругозор;
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
- Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат Предметные:
Знать название и начертание строчной буквы ф.
Уметь давать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать слова, предложения с изученными буквами.
Личностные:Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия Согласные звуки [ф], [ф’],строчная буква «ф».
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.
- электронные физкультминутки
- презентация к уроку
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
ΙΙ.Актуализация знаний
Цель: закрепить и обобщить знания и умения уч-ся по изученному материалу

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Ой, ребята, тише, тише,слайд
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит.
- Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя:
Когда светло, прячусь в дупло, слайд
Ночью летаю, мышей пугаю.
- Правильно, это филин. Филин – птица мудрая, много всего знает.слайд
- Как вы думаете, с какой целью он прилетел к нам?
- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).
- Какую цель ставим? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать и писать слова с новой буквой).
- Но сначала Филин хочет посмотреть, что мы уже умеем делать
1. Какие буквы спрятались. Обсудите в парах.
2. Составление из слов предложения. Обсудите в парах.
Марина у кукла была
- Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.

-Предположите, с какими звуками будет знакомить нас Филин.
- Посмотрим, правы мы или нет.слайд
- Посмотрите на рисунки, что их объединяет?
- Определите тему урока. Назовите её.
– Давайте составим план урока.
Составление плана урока Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Цели:
- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;
- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’];
-формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы;
- организовать работу над совершенствованием навыков чтения слогов;
-развивать фонемати-ческий слух.
План (примерный)
Знакомство с новыми звуками и буквой.
Звуко-буквенный анализ слов.
Чтение слогов и слов.
Чтение предложений и текстов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.).
1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фрукты и фиалка.слайд
– Что нарисовано на картинках? (фрукты, цветок фиалка.)
– Сколько слогов в слове фрукты? (Два.)
– Назовите первый слог.
– Произнесите первый звук.
– Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].) слайд
2) Звуко-буквенный анализ слова фрукты выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф].дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.). уч-ся делают на наборных полотнах, 1 уч-к у доски.
Давайте сделаем Звуковичка для звуков [ф]и [фь]. Слайд
-Филин просит вас разделить слова на 2 группы. Посовещайтесь в парах – по какому принципу это можно сделать?
А какая схема подойдет для слова ФИЛИН?
ФИЗМИНУТКА
-Определите позицию звука в слове: если в начале слова – стоим, в конце – присядем, в середине – подпрыгнуть.(Форточка, плафон, )
4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.
– На что похожа буква Ф?
Всем известно без подсказки:
Буква Ф –
Как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов)
Изобразите букву Ф.
– Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке? ΙV. Применение нового знания
Цель:
- организовать работу над совершенствованием навыков чтения слов с изученными буквами;
- организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой;
- организовать работу над текстом;
- развивать умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией;
1. Чтение слогов (с. 140).
– Прочитайте слоги. Бодро, весело, как будто с лесенки бежим. Медленно, как будто в лестницу поднимаемся.
– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.
– Девочки прочитают слоги с мягкими согласными, а мальчики – с твердыми.
– Вторую строчку слогов прочитаем с прибавлением и убавлением звука.
2. Чтение слов.(с. 140)
– Просмотрите слова на этой странице.
– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)
– Прочитайте слова про себя.
– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)СЛАЙД
– Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)
– Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)
– Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)СЛАЙД
– Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.) – Найдите слово, называющее маленький фонарь.
– Как образовалось это слово? (С помощью суффикса-ик-: фонарь + -ик- = фонарик.ПРОПЕДЕВТИКА.)
– Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)СЛАЙД
– Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.) – Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.
– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)
– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)
– Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)СЛАЙД
1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком.
– Прочитайте его.
– Сколько слогов в этих словах?
– Почему?
– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)СЛАЙД
– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)
– Объясните слово фрак.СЛАЙД(Парадный пиджак с короткими передними полами.)
2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел,СЛАЙД так как в этом слове звук [ф]твёрдый, а в остальных словах мягкий.
)– Кто из вас видел факел? Как он выглядит?
– Для чего и где используют факел? (Светильник на рукоятке.)
– Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)
– Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)
3) – Прочитайте слова последнего столбика.
– Есть ли у этих слов что-то общее?
– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)
– А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.)
– Что особенного в написании этого слова?
– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
4) . Работа со словами.Цель: Формировать умение классифицировать слова по самостоятельно выбранному признаку, познакомить с понятиями «фауна» и «флора» (работа в группах).
Набор слов: фиалка, фикус, фламинго, фазан, ромашка, белка, сова, василёк.
– создаем группы, выбираем капитана (готовность по сигнальной карточке)– Каждая команда получила набор слов. Прочитайте их и разделите на группы.(одобрение учителем, комментарии представителей других групп)– Рассмотрите данный вариант:Фиалка фламингоФикус фазанРомашка белкаВасилек сова_ По какому признаку распределены слова?– Назовите одним словом предметы из первого столбика.– Из второго.– Соотнесите слова растения и животные со словами флора и фауна.– Прочитайте на с 140 последнее предложение и оцените свои предположения.-- Найдите в словаре значение этих слов.– Рассмотрите кубики и назовите представителей флоры и фауны.
3. Знакомства со строчной буквой письменной Ф.
Рассмотрите ее в прописи на табло. Элементы каких других букв в ней есть?
Размять пальцы. Письмо в воздухе. Написать 1 строчку. 3 буквы написать самим, выбрать мисс букву, подчеркнуть. Оценить себя на шкале за аккуратность.

4.Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).3
1) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте заглавие.
– А кем может работать папа?
– Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?
2) Чтение текста самостоятельно.
а) Выявление первичного восприятия.
– Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?
б) Повторное комментированное чтение вслух.
Папина профессия.
Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?)
Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!) Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?)Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами.
в) Обобщающая беседа.
– Какой фрагмент текста изобразил наш художник?
– Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.)
– А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)
– Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.)
– А чем увлекается Саша Ефимов?
г) Проблемный вопрос к тексту.
– А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?
– Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?
3) Работа с текстом после чтения.
– Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?
«Любимая профессия семьи Ефимовых».
«О профессии фотокорреспондента».
«Профессия Сашиного папы – фотокорреспондент». формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
формируем умение ориентироваться на развороте учебника(познавательные УУД)
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД)
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)
формируем умение слушать и понимать других(коммуникативные УУД)
формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации; формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; (познавательные УУД)
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника(регулятивные УУД)
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации (познавательные УУД)
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)
– рассаживаются по 4 человека, договариваются о капитане и показывают зеленую карточку.(команды определяют признак самостоятельно и делят на группы:По наличию буквы фПо количеству слоговОтвечающие на кто? и что?(по зеленой сигнальной карточке капитан выходит и на доске распределяет слова на группы, объясняя всему классу по какому признаку они это сделали)(живые – не живые предметы, кто?-что?)– растения– животные(варианты детей)(самоанализ)Ромашка, дерево, кустПчела, белка, сова
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
3) эстетическое воспитание.
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)
формируем умение слушать и понимать других(коммуникативные УУД)
формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации.(познавательные УУД)
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника(регулятивные УУД)
V.Рефлексия учебной деятель-ности на уроке
(5 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. Слайд.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Слайд ТООУ(технология оценивания учебных успехов)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты).
VΙ. Домашнее задание (по желанию) Фиалка фламингоФикус фазанРомашка белкаВасилек сова