Конспект урока по русской литературе на тему Русская романтическая проза первой трети XIX века: А.А. Бестужев-Марлинский. «Ревельский турнир», «Страшное гадание» В.Ф. Одоевский. «Княжна Мими».


Класс 8 Урок 39 Дата __________________
Тема. Русская романтическая проза первой трети XIX века: А.А. Бестужев-Марлинский. «Ревельский турнир», «Страшное гадание»; В.Ф. Одоевский. «Княжна Мими».
Цели: 1. Познакомить учащихся с авторами романтических прозаических произведений. Обзор романтических произведений. 2. Развивать умение выявлять черты романтизма в литературном произведении. 3. Воспитывать уважение к мировой истории и культуре, чувство гуманизма,
толерантности.
Ход урока
I.Мотивационно-целевой этап.
1.Орг. момент.
Актуализация прежних знаний.
На предыдущих уроках мы познакомились с произведениями романтизма. Сегоднямы продолжим эту работу. Нам предстоит познакомиться с русской романтической прозой.
Объявление тему урока учителем.
Формулируем ожидаемые результаты:
мы докажем, что повесть А.А. Бестужева-Марлинского «Ревельский турнир» – романтическое произведение;
сможем назвать признаки романтического героя, пейзажа, сюжета;
II.Операционно-познавательный этап.
Русская романтическая проза. Сообщение учителя.
Романтические веяния затронули не только поэзию, но и прозу, которая из года в год приобретала всё большую популярность среди читателей. Романтики щедро вносят в литературу сказочные образы и сюжеты, рожденные поэтическим воображением народа.
Романтический по своему духу мир народных сказок и преданий был важным, но не единственным источником возникновения и развития фантастической повести.
Стремясь запечатлеть картины человеческих страстей и проявления «народного духа», писатели обращались к фактам и чертам действительной жизни. С расширением фактического материала постепенно менялось писательское мировосприятие: события и явления современной жизни постепенно становятся главным предметом изображения.
Одним из самых популярных писателей прозаиков романтического периода развития русской литературы был декабрист Александр Александрович Бестужев (1797–1837), который публиковался под псевдонимом Марлинский.
Знакомство с А.А. Бестужевым-Марлинским. Слово учителя.
Родился 23 октября (3 ноября н.с.) в Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье. Получил домашнее образование, с 1806 учился в Горном кадетском корпусе. С юности проявлял интерес к литературному творчеству. В 1819, не закончив курса обучения, поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли (откуда и поздний псевдоним — Марлинский). Здесь началась литературная деятельность: дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.
Вступление в "Вольное общество любителей российской словесности" (1820) сблизило его с Кюхельбекером, Рылеевым и др. С 1823 вместе с Рылеевым издает альманах "Полярная звезда". Наряду с Кюхельбекером и Вяземским был наиболее видным литературным критиком начала 20-х годов, сторонником романтизма.
В 20-х годах вышли повести "Роман и Ольга", "Ревельский турнир" и др., положившие начало романтической прозе в русской литературе. Выступал и как поэт.
Декабристские настроения воплотились в боевых "Агитационных песнях", написанных совместно с Рылеевым перед самым восстанием. В Северное общество был принят в 1823.
Бестужев — участник восстания 14 декабря, вывел на Сенатскую площадь Московский полк. После разгрома восставших он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Находясь под арестом, написал Николаю I письмо, носившее характер трактата и свидетельствовавшее как о его мужестве, так и глубоком знании социального состояния страны. Был приговорен к 20 годам каторжных работ, затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 находился на поселении в Якутске, с августа был определен рядовым в действующую армию на Кавказ, где проявил необыкновенное бесстрашие. На представления его к наградам император каждый раз отвечал отказом, и только в 1836 ему был присвоен офицерский чин.
На Кавказе Бестужев написал самые известные свои произведения в прозе: "Испытание" (1830), "Лейтенант Белозор" (1831), "Аммалат-Бек" (1832), "Мулла-Нур" (1836) и др. Он публиковал их с 1830 в петербургских и московских журналах под псевдонимом А. Марлинский, как и военные рассказы и кавказские очерки.
В сражении за мыс Адлер А. Бестужев-Марлинский был убит. Его тело не было найдено.
Работа над повестью.
3.1.Содержание повести«Ревельский турнир». Признаки романтизма в повести.
А) Содержание повести. Опрос учащихся.
Из-за чего разгорелась тяжба между рыцарями Буртнека и Унгерна?
Б) Признаки романтизма.
Герой произведения страдает от любви, желает быть понятым и принятым в мир рыцарей. Он стремится к необычному, отвергая повседневную действительность. Переодевшись рыцарем, он побеждает бою и завоевывает дочь рыцаря БуртнекаМинну.
3.2. Основная идея повести.
3.3. Эдвин – романтический герой.
- Опишите внешний вид Эдвина. Стр. 140-141.
- Его отношение к Минни (Он влюблен в нее.Ради нее он совершает фантастический поступок).
- Какой фантастический поступок совершает Эдвин? (стр. 145-146).
- Можем мы назвать Эдвина романтическим героем прозы?
4. Работа по рассказу «Страшное гадание».
А) Краткое содержание рассказа «Страшное гадание».
Повествование ведется от лица молодого, бравого военного. Все сердце его, все помыслы, вся страсть, тепло и любовь были сосредоточены вокруг единственной женщины – Полины. Ответное чувство омрачалось лишь тем, что молодая женщина была замужем. И даже сильные чувства не смогли преодолеть ее строгость. Влюбленные решили, что для общего блага им необходимо расстаться и не видеться больше никогда. Такое решение могло спасти и доброе имя Полины, но явно разрывало сердца, связанные чувством.
С тяжкими думами, накануне Нового года, рассказчика застает в гарнизоне ездовой от приятеля, который зовет его на бал. Помимо всех прочих прелестей в письме товарищ указывает, что и Полина будет присутствовать на праздничном вечере. Конечно, молодое сердце не выдерживает и соблазняется еще раз увидеть милые черты, вдохнуть один воздух, попрощаться в последний раз. И молодой человек решается ехать на свидание.
Решается везти военного молодой деревенский парень на бравой тройке лошадей. Скорость, звон бубенчиков, ветер в лицо, снег выше колена – все это радует путешественников до тех пор, пока они не сбиваются с дороги и деревенский парень не узнает в окрестностях заколдованное озеро. Здесь виделись людям русалки, лешие и черти. Отсюда возвращались мужики окоченелые и онемевшие. Не один путник оставался здесь навеки.
Кроме того, что место было заколдованное, путники сбились с дороги и потеряли ориентиры. Молодой парень, любивший жизнь, буквально начал прощаться с белым светом. Но спасительный след лошади вывел их на дорогу и в деревню. Вместо веселого бала и свидания с возлюбленной рассказчик попадает на деревенские посиделки с красными девицами и молодыми парнями. Все проходит просто, мирно, пока не появляется странный гость.
Молодой, развязный, красивый купец весь пропитан пороком. После его появления в крестьянском доме начинаются ссоры, пьянка, рассказы о нечистой силе. Наконец, наш герой получает приглашение от молодого крепкого парня составить ему компанию в страшном гадании. Наш военный храбрец соглашается, частью из любопытства. Корни этого гадания уходят глубоко в древнее язычество и периодически о таких ритуалах можно слышать в разных уголках Европы.
Отправившись на кладбище с полным набором ритуальных предметов, молодой военный и его спутник желают только узнать, что же ждет их в будущем. И вот после начертания магического круга, убийства петуха наш герой почти услышал топот нечистой силы, и страшный ужас сковал его сердце. Но то оказался всего лишь новый знакомый, который посеял смуту в деревенском доме. Молодой купец предложил отвезти героя на бал, чтобы повидаться с Полиной.
Такое предложение не могло не обрадовать героя и он с радостью, забыв все ужасы сегодняшней ночи, отправился навстречу любви. Как же возрадовалось его сердце, когда он увидел предмет своего обожания, услышал ее голос, сомкнул руки на ее стане во время танца, поймал ласковый взгляд. Казалось, что блаженство — вот оно, и будет вечно с двумя влюбленными.
Но не может жена дарить свою любовь никому, кроме своего мужа. И, конечно же, ревнивец кидается в комнату, где уединилась пара, для мести. Казалось, что спастись невозможно, пока не появился странный новый знакомый. Он появлялся именно там где нужно и в необходимый момент. Влюбленные решаются бежать ото всех и начать новую жизнь, вдали от человеческих предрассудков и постылого мужа. Конечно, тяжесть принятого решения омрачает счастье, и его будто и нет. Влюбленные уже не могут радоваться друг другу. А в погоне случается трагедия, которая навсегда отравит их существование.
Б) Беседа по рассказу.
– К какому литературному течению можно отнести этот рассказ? (Это романтическое произведение, т.к. в рассказе много фантастики. В произведении автор проявил свою любовь к русскому фольклору: колдовству, гаданию, явлениям нечистой силы. Этот страшный святочный рассказ с национальной самобытностью перемешивает в себе образы оборотней, русалок, привидений и нечистого с реальными событиями. Но в присущей автору манере, в конце рассказа все фантастические моменты получают рациональное объяснение).5.Работа по повести В.Ф. Одоевского «Княжна Мими».
Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизни
человека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других.
Князь Владимир Федорович Одоевский – известный русский писатель и общественный деятель. Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни.
"Княжна Мими" – рассказ из светской жизниполный злой иронии.Повесть является зеркальным отражением порочных нравов, царящих в Светском обществе, а так же поднимают ряд насущных для того времени вопросов, таких, как так называемый « Женский вопрос». Мими - озлобленная сплетница.В «Мими» автор задается вопросом - почему находятся люди, все призвание, все наслаждение которых сеять бедствие, возбуждать в душах высоких отвращение к человечеству. В произведении – жизнь молодой барышни того времени, растущей под полным контролем матерей, в соответствии с главными идеалами общества – во чтобы-то не стало выйти замуж. Та, кому не удается это сделать, непринята обществом. Даже 30-летняя черствая Мими страдает от этого. Возможно, эта озлобленность и толкает её на откровенно нелицеприятные шаги, которые она предпринимает против более успешной баронессы Дауерталь.
III.Контрольно-оценочный этап.
Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Какие черты характерны для романтической прозы?
Было ли интересно?Оценивание.
Домашнее задание.
Взять в библиотеке и прочитать произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка».