Конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида Тема: Связная речь. Сочинение-описание по картине И. Левитана «Золотая осень» по данному плану.


Конспект урока русского языка
в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида
подготовила и провела Парфёнова Жанна Валерьевна
Тема: Связная речь. Сочинение-описание по картине И. Левитана «Золотая осень»
по данному плану.
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Учить выражать свои мысли логически правильно и последовательно.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания учащихся об осени, и её признаках;
познакомить с творчеством И. Левитана;
повторить типы текстов (повествование, описание, рассуждение), выяснить особенности текста описания;
учить описывать репродукцию по данному плану;
отрабатывать навык выразительного чтения произведения.
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать внимание, память, мышление, речь учащихся;
пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;
развивать связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления высказываний.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству и живописи, творчеству И. Левитана, любовь к природе;
Оборудование
Учебники, репродукции картин об осени И. Левитана, портрет художника, записи на доске.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
Итак, друзья, внимание –Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее –Начнем скорей урок
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем учиться описывать время года.
- Кто мне подскажет, какое время года сейчас наступило? (Осень)
- Какие изменения в природе произошли в связи с наступлением осени? (Ответы детей)
- Давайте подберём признаки: осень какая? (Удивительная, яркая, разноцветная, грустная…)
3. Повторение.
- Мы будем составлять текст-описание об осени.
- Как вы думаете, что из себя представляет текст описание?
- Какие ещё типы текстов вы знаете?
При затруднении с ответами учитель помогает:
Текст, в котором о чём-то или о ком-то рассказывается или повествуется, как называется?
(Текст-повествование)
Текст, в котором автор о чём-то рассуждает, как называется? (Текст-рассуждение)
- Давайте повторим все типы текстов: описание, повествование, рассуждение
3. Знакомство с творчеством И. Левитана.
- Писатели, поэты и художники тоже очень любили осень, и я хочу познакомить вас с творчеством художника Исаака Левитана. (Показ портрета)
- Он жил в прошлом и написал много картин о природе, одна из них называется «Золотая осень». (Рассматривание репродукции, обсуждение)
4. Составление плана сочинения.
- Прежде чем написать сочинение нам необходимо записать план.
- Посмотрите на доску, давайте прочитаем и спишем с доски:
План
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Концовка.
5. Словарная работа.
Школьники списывают с доски трудные слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении.
Исаак Левитан, «Золотая осень», слева, справа, на переднем плане, жёлтые листья, в золотом уборе, вдали…6. Устное описание репродукции по плану.
- Первая часть плана называется «Вступление». В этой части мы должны сказать, что перед нами. (Перед нами картина Исаака Левитана «Золотая осень»)
- Вторая часть плана – основная. В ней мы последовательно расскажем о золотой осени.
- Что мы видим слева на переднем плане картины? (Слева на переднем плане картины изображены (растут) берёзы.- Что мы видим на берёзах? (На берёзах жёлтые листья.)
- Что мы видим вокруг берёз? (Трава пожелтела. На траве вокруг берёз лежат жёлтые листья.)- Что мы видим справа? (Справа на картине мы видим речку.)
- Что произошло с водой в реке? (Вода в реке потемнела.)
- Что мы видим на заднем плане картины? (На заднем плане берёзовая роща в золотом уборе. Вдали виднеются поля и дома людей.)- Расскажете о небе? (По голубому небу плывут белые облака).
- В заключительной части нашего описания мы должны выразить своё отношение к картине. (Мне нравится эта картина. Она создаёт хорошее настроение.)7. Письменное описание репродукции по данному плану.
Повторение отдельными учениками предложений теста-описания, запись под диктовку учителя на отдельных листочках.
8. Редактирование сочинений.
9. Подведение итогов урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Чем вам нравится осень?
10. Запись домашнего задания.
(Проверить сочинения, исправить ошибки, переписать в тетрадь).