Поурочный план урока по самопознанию 7 класса на тему Тепло человеческого общения


План урока самопознания
Школа _ОСШ №1 им.И.Ф.Халипова Дата _15.09.16__ № _9
Педагог __Ходжашева З.Б._ Класс __7_Г_ Кол-во уч-ся ___17
Тема: Тепло человеческого общения
Ценность: ненасилие
Качества: толерантность, не причинение вреда, заботливость.
Цель: Углубить представление учащихся об общечеловеческой ценности – ненасилие, через теплые взаимоотношения
Задачи:
-Расширить понятие о заботливости
-Развить умение не причинение вреда
-Воспитать толерантности Ресурсы: (материалы, источники)
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Мысленная прогулка в лес. Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Вопросы:
Какое дерево вы представили, опешите его?
-739405096Проверка домашнего задания. Прочитать отрывок из повести Саина Муратбекова «Горький запах полыни» и ответить на вопросы.

... Аян перебирался ко мне в угол и спрашивал тихонько:
-Хочешь послушать сказку? Она совсем новая. Только сегодня придумал. Ну как? Будешь слушать?
-Спрашиваешь! - отвечал я нетерпеливо.
-Тогда слушай... Жил-был мальчик... Он был совсем один... - начинал Аян, и для меня наступали чудесные минуты.
Иногда мне удавалось принести ему маленький кусочек жесткого, сухого хлеба. Зрачки его расширялись, но он старался есть степенно, не роняя достоинства.
Однажды после обильного снегопада кто-то из ребят предложил поиграть в снежки. Мы выбрали двух атаманов, а затем разделились поровну. И тут-то Аян, крепившийся до сих пор, не выдержал и попросил, чтобы его приняли в игру.
-Зачем ты нам нужен, такой хромой? Тебе даже бегать нельзя, какой же интерес играть с тобой, ну, сам посуди,
-заявил один из атаманов.
На глазах Аяна выступили слезы, он повернулся и понуро побрел прочь, еще пуще хромая. Мне так жаль было его, что я не выдержал и побежал следом за ним.
Аян, куда ты?
Да тут... - только и сказал Аян, боясь заплакать.
Я пошел рядом с ним, некоторое время мы молчали оба. Так и шли, пока не поравнялись с домом Асылбека-костоправа. Здесь Аян вздохнул тяжело и свернул во двор Асылбека. Я решил не оставлять его до конца и последовал за ним.
Старый Асылбек чистил сарай. Заметив нас, он оперся на лопату и спросил еще издали:
-Что вам нужно, ребята?
-Дедушка, будьте добры, сделайте что-нибудь с моей ногой. Я тоже хочу бегать, - сказал Аян умоляюще.
Костоправ прислонил лопату к спине, подошел к нам и критически посмотрел на ноги Аяна.
Бапай мне говорил... Но ты отказался сам. Теперь, пожалуй, поздно: нога так и останется кривой, - сказал Асылбек осуждающе.
Дедушка, сделайте что-нибудь. Мне очень хочется бегать, - повторил Аян.
Э, думаешь, это просто - поставить сустав на место? А тебе станет больно, ой, как больно! Будь я настоящий доктор
-это бы другое дело... А старый Асылбек - деревенский костоправ, и всего-то, - проговорил Асылбек, а сам не сводил с Аяна испытующих глаз.
-Дедушка... - опять затянул мой бедный товарищ.
-Так и быть, детка, так и быть, постараюсь, - засуетился вдруг Асылбек. - Заходите, племяннички, в дом, заходите. Эй, жена, дай-ка племянничкам поесть! - крикнул костоправ, повернувшись к окну.
За темным стеклом возникла его жена и закивала: мол, слышу. Мы вошли в дом, разделись робко, хозяйка усадила мае, одеревеневших от смущения, на почетное место и угостила баурсаками и айраном. Мне пришлось есть за двоих, потому что Аяну не шел кусок в горло. Чуть погодя появился сам Асылбек.
-Ну что, подкрепились, племяннички? - спросил с порога весело.
Аян кивнул.
-Это хорошо, - продолжал Асылбек, снимая калоши. -Ты, жена, постели нам чистое одеяло... Вот. А ты, орел, ложись. Смелее, смелее! Сам пожелал, тебя никто не неволил. Значит, нужно быть мужчиной до конца.
Он натер курдючным салом больную ногу своего маленького пациента, долго ее массировал. Я чувствовал, как напрягалась каждая клеточка тела Аяна. Он беспокойно следил из-под полуопущенных век за ловкими руками Асылбека, приподнимая голову, чтобы лучше видеть, что тот вытворяет с его ногой, и держал так голову до тех пор, пока не уставала шея. А костоправ массировал ногу и говорил, говорил, стараясь отвлечь внимание Аяна, и вдруг сделал незаметное для меня движение. Об этом я догадался только потому, что Аян завопил, как резаный:
-Ой! Больно-о!
-Ну, вот и все, - сказал Асылбек, поглаживая больное место.
Потом его жена принесла чистую тряпку, а костоправ туго перебинтовал ступню Аяна и даже откинулся назад, любуясь делом рук своих.
-Красиво, а? Теперь тебе позавидуют все мальчишки. - серьезно добавил: - Будем надеяться на лучшее. И все таки поосторожней с ногой.
1. Как проявил свое отношение к Аяну атаман играющих?
2.Кто проявил участие и чуткость к Аяну в трудные для него минуты?
3. Какую роль сыграла общительность дедушки Асылбека в этой истории?
4. Расскажите, как окружающие проявляли к вам свою заботу в трудные моменты?
5. Что вы чувствовали, ощущая заботу окружающих?
Примечания
Звучит спокойная музыка
В учебнике
стр. 43-45
Позитивное высказывание (цитата).
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
Платон1.В чем смысл цитаты?
2. Почему наше счастье спрятано в других?
3.Приведите пример из жизни великих людей или знакомых когда, помогая другим они, обретали счастье.
Платон
древнегреческий философ,
427 (428) до н. э.Подарок учителя (беседа).
Кто больше любит отца?
Притча от Александры Лопатиной.
Вождь племени был стар и силён. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись.
— Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! — восклицал старший сын.
— Твой ум, отец, умножает наши богатства! — заявлял средний сын.
— Здравствуй, отец, — говорил младший сын.
Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал.
— Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, — приказывал отец.
Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.
Однажды медведь поранил вождю руку. Всё племя радовалось богатой добыче, но вождь ушёл с пира, потому что его рука сильно болела. Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела. Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя. Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождём.
Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала.
— Узнаешь, болея, кто любит сильнее, — сказал отец младшему сыну.
Когда пришёл день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил:
— Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождём станет мой младший сын.
Источник:http://pritchi.ru/id_6808Вопросы:
1.Как вы думаете, почему два старших сына хвалили отца, а третий сын просто здоровался?
2.В чем, кроме слов, человек может проявить свою любовь к другому человеку?
3.Почему младший сын решил лечить отца, хотя болезнь считалась неизлечимой?
5.Как вы проявляете свою заботу к родным,близким и своим друзьям? Учитель:Каждый человек способен совершенствовать свой характер,трудясь над собой,воспитывая в себе лучшие качества и выбирая правильный путь.
Творческая деятельность, работа в группе.
Ученики делятся на две группы. Задание: инсценировать фрагмента сказки «Серый волк и семеро козлят» и «Красная шапочка» где отрицательные герои сказки станут добрее, и не будут причинять вреда окружающим.
Первая группа: «Серый волк и семеро козлят»
Вторая группа: «Красная шапочка»
Групповое пение. Настоящий друг.
Текст песни "Настоящий друг"
Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся, "Не разлить водой", - шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь -Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь -Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
Слова: Михаил Пляцковский Музыка: Борис Савельев
Домашнее задание.
Напишите свод правил поведение для вашего класса.
В тетради на стр.33 Задание 2.
Заключительная минута урока.
Ребята закроем наши глазки и вспомним все то, хорошее чему мы научились сегодня на уроке. Я, надеюсь, вы заберете его с собой, и будете хранить в своем сердце сегодняшний урок.