Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке


Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке
Ильёва Марина Александровна, учитель начальных классов Борщевского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района Тамбовской области
Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В. А. Сухомлинский
Приходя в школу, каждый ребенок стремится к знаниям, надеется добиться признания, рассчитывает заслужить уважение со стороны преподавателей и одноклассников. Но, нередко, учителя в работе часто сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования преподавателя, делать домашние задания.
Почему, школьники теряют познавательный интерес, и как следствие снижается успеваемость? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы актуальны для каждого педагога.
Сформировать у школьников потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и детьми, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.
Именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. Это является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей, уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
стимулирует к высокой результативности труда;
устраняет тревожность, неуверенность;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Как создать на уроке ситуацию успеха? Как дать каждому ребенку шанс проявить себя? Успешность ученика во многом зависит от учителя. Для создания ситуации успеха применяю следующие приемы:
1. Эмоциональная поддержка, одобрение придает уверенность каждому ученику, помогает преодолеть робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
2. Авансирование успешного результата заключается в предварительном обсуждении того, что должен будет ребёнок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к выступлению и т.п. Это создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах. 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать неудачи, достигается путем намека, пожелания. 4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего совершается деятельность, кому будет хорошо после выполнения. 5. Персональная исключительность заключается в необходимости придания важности усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. 6. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Из чего же складывается ситуация успеха на уроке? В своей педагогической деятельности применяю методы, которые помогают создать условия для переживания учащимися ситуации успеха. Использую методы дифференцированного обучения для того, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часть обучающихся чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, способствует реализации коммуникативных потребностей учеников.
Для создания на уроке ситуации успеха необходимо сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Использование проектного метода в обучении школьников, позволяет детям выполнить самостоятельную творческую работу под руководством учителя. Проекты могут выполняться учениками как индивидуально, так и в группе. Метод проектов способствует созданию ситуации успеха на уроке тем, что:
 развивает активную позицию ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность;
развивает коммуникативные способности обучающихся;
повышает уверенность в себе, мотивацию учения;
позволяет строить учебный процесс с опорой на интересы детей.
  Применяю диагностику эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса, т. к. педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
Необходимо акцентировать успех каждого ученика, отслеживать продвижение его в учебной деятельности. Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью использую портфолио достижений учащегося. В папку вкладываются все работы ребенка, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Это позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.
В процессе обучения ученик должен чувствовать себя уверенно. Это становится возможным при формировании у него постоянного ощущения успеха. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию для преодоления трудностей. Ребенок испытывает удовлетворение от своего труда. Ситуации успеха способствует созданию психологического комфорта на уроке.

Список литературы
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991
Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991
Коротаева Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998
Ушева М.Н. Школа позитивного лидерства – школа ситуации успеха. //Педагогическое образование в России. 2010. №3.
Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№2, с.42
Фролова С.С. Практикум для педагогов «Создание ситуации успеха у детей». М., 2011.