Обобщение опыта работы «Развитие познавательного интереса обучающихся 7 – 9 классов на уроках химии посредством игровой деятельности с использованием терминологических игр».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Слободского Кировской области.






Обобщение опыта по теме
«Развитие познавательного интереса обучающихся 7 – 9 классов на уроках химии посредством игровой деятельности с использованием терминологических игр».











Грехова Людмила Леонидовна
учитель химии МБОУ СОШ № 5
г.Слободского Кировской области
Высшая категория. Стаж - 20 лет.





2016 год.
План.

Условия возникновения и актуальность опыта.

Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея.

Технология обучения.

Приложение.

Результативность.

Литература.
































Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская). Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребёнка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Педагогической идеей моего опыта является то, что на уроках предоставляются широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием обучения и полноценного развития личности. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному ученику, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

На первых ступенях изучения предмета «Химия», чтобы возбудить интерес и желание учиться, чтобы не спугнуть ученика сложностью материала, рационально использовать приёмы и методы, способствующие развитию познавательного интереса, формированию и развитию образного мышления и ассоциативной памяти учащихся. Тогда ребенок будет учиться с живой заинтересованностью, без принуждения. У ученика появится стимул и желание к самостоятельному творчеству. Познавательный интерес позволяет расширить кругозор, повысить качество мышления и в итоге дать необходимый «нестандартный» минимум знаний.
Именно поэтому я обратилась к этой теме, над которой работаю уже не первый год.
Данная методика не содержит каких-то новых открытий, она опирается на уже известные формы работы по развитию познавательного интереса учащихся.
На уроках химии в 7-9 классах я использую игровую деятельность, как одну из форм развития познавательного интереса. Именно игровая деятельность вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувства и действия на основе личностно-ориентированного подхода. В процессе игровой деятельности развивается познавательная активность учащихся, школьник вовлекается в поисковую работу, открывая для себя много нового.

Развитие-это прирост умений физических и психологических (философский словарь). Н.Ф.Талызина отмечает, что «осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психологические процессы в ней ими формируются».
Движущая сила развития – потребности. Потребности – это желания человека совершить какое-либо физическое или психологическое действие.
Познавательный интерес – важнейшее интегральное образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях, т.е. его наличие присуще человеку от рождения.

Г.И.Щукина выделила стадии развития познавательного интереса:
--- любопытство
--- любознательность
--- познавательный интерес
--- теоретический интерес

Любопытство.
Начальная стадия проявления интереса, избирательное отношение, которое обусловлено чисто внешним раздражением, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
Любопытство связано с новизной ситуации, занимательностью того или иного предмета, ситуации. Интерес может исчезнуть, если исчезнет внешний раздражитель.

Любознательность.
Проявляется в стремлении человека проникать за пределы увиденного. Любознательный школьник не ищет легких задач. Любознательность связана со стремлением знать больше того, что обычно дается на уроке. Ученик выясняет вопросы, возникающие при изучении объекта.

Познавательный интерес.
На пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, яркой избирательной направленностью ученика на конкретные учебные предметы, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Теоретический интерес.
Связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием ее как инструмента познания.

При формировании познавательного интереса необходимо учесть возрастные особенности учащихся: у младших школьников – сильное эмоциональное отношение к окружающей действительности, широта интересов; младшие подростки импульсивны по отношению к интересующей их действительности. Познавательный интерес старшеклассников – это направленность их интересов к человеку, его месту в мире.



Успешность обучения зависит не только от уровня сформированности умственных действий и навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания учебного материала, но и от развития мотивационно-потребностной сферы личности школьника. Ребенок должен не только уметь учиться, но и хотеть это делать. Желание учиться, положительное отношение к учебе и знаниям, к школе побуждается многими потребностями и мотивами, которые формируются и воспитываются при правильно организованном обучении.
В зависимости от мотивационно-потребностной сферы идет развитие познавательных интересов, способностей, умений, навыков, характера школьника.
Развитие познавательной потребности идет от элементарной жажды впечатлений в младенчестве до целенаправленной познавательной деятельности взрослого человека.
Существенной потребностью человека является достижение успеха в той деятельности, которой он постоянно занимается.
Школьники по-разному реагируют на свои успехи и неудачи в основной деятельности. Здесь вступают в силу особенности уровня их притязаний, степень сложности выполнения какого-либо задания, дел, с которыми школьник считает себя способным справиться. А основанием так думать является прежний опыт, выработанный в подобных и похожих действиях, оценка возможностей ребенка окружающими, учителями, одноклассниками. Немалое значение при этом имеет его собственное мнение о своих умениях и навыках, т. е. самооценка, которая в значительной мере обуславливает потребность в достижении успеха.

Методы и приемы формирования познавательного интереса характеризуются, по мнению Г.И.Щукиной, тремя моментами:
Положительными эмоциями по отношению к деятельности.
Наличием познавательной стороны эмоций.
Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Приемы формирования познавательного интереса:
--- создание ситуации нравственного переживания;
--- создание ситуации занимательности, использование загадок, кроссвордов, «занимательных аналогов»;
--- познавательные и терминологические игры;
--- анализ отрывков из художественной литературы;
--- удивление;
--- сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений;
--- художественность, яркость, эмоциональность речи учителя;
--- анализ жизненных ситуаций, связанных с практическим использованием знаний;
--- создание ситуации успеха в обучении (оно особенно важно для школьников, которые испытывают определенные затруднения в учебе).


Из всех перечисленных выше методов, более широко я использую метод игровой деятельности.
Игра позволяет эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную, развивающую на основе принципов педагогического сотрудничества и личностно-ориентированного подхода.
Какие задачи решает использование такой формы обучения?
Во-первых, осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний.
Во-вторых, исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
В-третьих, подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение-игра позволяет научить:
--- распознавать;
--- сравнивать;
--- характеризовать;
--- раскрывать понятия;
--- обосновывать;
--- применять.

Наибольшее внимание в своей практической деятельности я уделяю терминологическим играм.
Важность владения терминами неоспорима, так как термины
--- являются строго определенным понятием науки и техники;
--- в научной практике имеют то же назначение, что и слова языка, с которым связана мыслительная деятельность человека;
--- придают мышлению такие качества, как точность, четкость;
--- способствуют выработке логических умений (анализировать, различать, абстрагировать и обобщать).

















Приложение.

Игра «Термины – синонимы»

Цель:
отработать навыки быстрого запоминания названий веществ по международной номенклатуре и их тривиальных названий,
полученных из жизни.

Технология:
Поставить правильно стрелки между названиями веществ или записать ответ в виде кода, например 1-Б 2-В 3-Д 4-А 5-Г.

Карточка 1.
1.Гидрокарбонат натрия А. Угарный газ
2.Оксид углерода (IV) Б. Поваренная соль
3.Хлорид натрия В. Мел, известняк
4.Оксид углерода (II) Г. Углекислый газ
5.Карбонат кальция Д. Пищевая сода



Карточка 2.
1.Нашатырный спирт А. Оксид кальция
2.Гашеная известь Б. Гидроксид аммония
3.Поташ В. Гидроксид кальция
4.Негашеная известь Г. Карбонат натрия
5.Кальцинированная сода Д. Карбонат кальция



Ответ:
Карточка 1. 1-Д 2-Г 3-Б 4-А 5-В
Карточка 2. 1-Б 2-В 3-Г 4-А 5-Д

Результативность:
Легче запоминаются названия веществ, можно быстро проверить.

Примечание:
Можно использовать, как карточки быстрого ответа.
Можно использовать для групповой работы: найди один синоним и передай карточку другому.



Игра «Найдите соответствие»

Цель:
Отработать навыки быстрого запоминания формул, химических символов.

Технология:
Соедини стрелками, выпиши в виде кода, допиши чего не хватает.


Карточка 1. «Знаки химических элементов» 7 кл.

1.C А. арсеникум
2. N Б. бор
3. Au В. це
4. As Г. аурум
5. Sn Д. эн
6. B Е. Станнум



Карточка 2. «Кислоты» 8 кл.

1.Соляная А. H2SO3
2. Серная Б. H2CO3
3. Угольная В. HCl
4. Азотная Г. ?
5. Сероводородная Д. H2SO4
6. Сернистая Е. HNO3

Карточка 3. « Соли» 8 кл.

1.Соляная А. Сульфаты
2.Серная Б. Карбонаты
3. Угольная В. Бромиды
4. Азотная Г. Хлориды
5. Сероводородная Д. Сульфиды
Е. Сульфиты
Ж. Нитраты
(лишнее зачеркни)

Результативность:
Точное и быстрое запоминание формул и названий



Игра «Соответствие движению»
(тренинговая игра)

Цель:
Внести в обучение оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов.

Технология игры:
Учитель договаривается с учащимися, что если он называет:
---кислоту – они поднимают правую руку
---оксид – левую руку
---основание – берутся за нос
---соль – берутся за правое ухо

Затем учитель показывает карточки с формулами веществ.

Результативность:
Игра проходит весело и оживленно, быстро, и на основе «ассоциативных движений» достигается выучивание необходимых химических соединений, происходит слуховое (зрительное) восприятие соответствующих формул.
























Игра « Найдите лишнего»

Цель:
научить распознавать по формулам различные классы неорганических и органических веществ, выстраивать логические цепочки своих рассуждений ( развивать логическое мышление).
Вариант 1.
Технология:
В каждой строчке вычеркните лишнюю формулу.

Карточка 1.»Классы неорганических веществ» 8 кл.

HCl Na2SO4 H2SO4 HNO3
KCl BaSO4 H2SO3 CaCO3
SO3 Mn2O7 KClO3 N2O5
NaOH MgOHCl Al(OH)3 Cr(OH)2
H3BO3 NaHCO3 Ca(HS)2 MgCl2


Карточка 2. «Классы органических веществ» 10 кл.


C2H2 C2H6 C8H18 C4H10
C3H8 C5H12 C2H4 C6H14
C6H12 C9H18 C3H7 C5H10
C2H5 COH NaOH HCOH CH3COH
CH3OH CH3COOH C3H7OH C2H5OH

Вариант 2.
Технология:
Последовательно вычеркивай одного лишнего и объясняй почему.

CO SO2 SiO2 CO2 H2S MgO

H2S – не является оксидом.
MgO – оксид металла.
SiO2 - вещество в твердом состоянии.
CO – несолеобразующий оксид.

Результативность: развивается логическое мышление, приводятся в систему знания по данной теме. Быстро и точно запоминаются формулы веществ.
Примечание: можно проводить устно, объясняя ход своих мыслей; индивидуально письменно или в группах, используя метод «эстафеты».
Целесообразно проводить на обобщающих уроках.
Игра «Химическая разминка»

Цель:
Активизировать процесс реминисценции, повторения и запоминания химических терминов.

Технология:
Игра ориентирована на быстроту реакции (5-7 минут)
Выбираем короткое слово. Каждую букву пишем в отдельный столбик таблицы.
На каждую букву вспоминаем и пишем химические термины
Игру можно усложнить, строго ограничивая слова тематикой.
Выигрывает тот, кто больше и правильнее напишет химических терминов.

Образец такой игры:

Б Р О М
Бензин реактив орбиталь молекула
Бериллий резина окисление мышьяк
Бензол реакция оксиды марганец
Бутан радон озон металлы
Бор радий основания метан


Результативность:
Свободное владение химическими терминами, постоянное повторение важнейших химических терминов.

Примечание:
Лучше проводить в начале урока. После такой работы можно устно обсудить каждый из этих химических терминов.















Игра» Верю – не верю»

Цель:
Провести повторение или закрепление материала с классом или с отдельным учеником, который скован и теряется при ответах у доски.

Технология:
Учитель говорит, что загадал вещество и называет его, а затем задает правильные и неправильные вопросы о его составе, свойствах, применении, на которые ученик отвечает только «верю» или «не верю».

Например, учитель загадал вещество кислород.
Веришь ли ты, что его химический символ О? (верю)
Веришь ли ты, что его молекулярный состав О3? (не верю)
Веришь ли ты, что он входит в состав воздуха? (верю)
Веришь ли ты, что это газ? (верю)
Веришь ли ты, что он входит в состав воды? (верю)
Веришь ли ты, что он может быть жидким? (верю)
Веришь ли ты, что человек дышит чистым кислородом? (не верю)
И так далее.

Результативность:
В работу включается «малоразговорчивый» ученик, повторяются и систематизируются знания о составе, свойствах данного вещества.




















Игра «Парадокс»

Цель:
Научить детей воспринимать на слух названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия.

Технология:
Учитель задает вопросы. Вопросы должны быть заранее продуманы. Они могут быть каверзными, шуточными и так далее.

Пример вопросов:

Что произойдет, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью? (ничего – это одно и то же вещество)
Что произойдет, если растворить хлорид натрия в воде? (будет соленая вода)
Что произойдет, если опустить палец в раствор серной кислоты? (лучше этого не делать – будет ожог)
Что произойдет, если фиолетовый лакмус опустить в раствор нитрата калия? (лакмус не изменит цвета, так как эта соль сильного основания и сильной кислоты)
И так далее.

Результативность:
Развивается слуховая память, ученик быстро ориентируется в названиях веществ, выявляет возможность протекания химических процессов.


















Игра «Магические квадраты»

Цель:
Научить выстраивать логическую цепочку.

Технология:
Соединить прямой линией.

а) элементы одного и того же периода

Be N Si

Al Na C

Cl Mg Ge


б) формулы кислотных оксидов

SO3 CuO MgO

Al2O3 Mn2O7 Ag2O

BaO Na2O P2O5


в) формулы кислых солей

NaCl MgCO3 Mg(HCO3)2

Na2CO3 NaHCO3 CuCl2

Ca(HS)2 Na2SO4 Na2S


Результативность:
Развивается умение выделять, сравнивать, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.







Игра « Проведи расследование»

Цель:
Активизировать психические процессы: ощущения, восприятия, представления, в результате которых возникает основа для обобщающе–мыслительной деятельности.
Научить выстраивать логические цепочки: строение – свойства – применение.
Способствовать возникновению проблемных вопросов.

Технология:
Постарайтесь узнать героев, расскажите о каких химических превращениях идет речь, напишите уравнения соответствующих реакций, дайте пояснения, решите задачу и так далее.

Задание к теме « Свойства железа и его соединений»

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как к нему неожиданно влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, Если бы на помощь не пришел верный Газ, который заставил Ферра сначала как следует разогреться, а затем постепенно восстановил его да прежнего состояния.
Вопрос:
Узнайте героев рассказа, запишите уравнения происходящих химических реакций.

Ответ:
Ферр – это железо Fe
Кисли – это кислород O2
Аква – это вода H2O
Газ – это угарный газ CO
Цепь химических превращений:
Fe --- Fe2O3 --- Fe(OH)3 --- Fe2O3 --- Fe
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
Fe2O3 + 3H2O = 2 Fe(OH)3
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2



Задача к теме « Металлы»

Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру № 8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил – не известно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 грамм исчез, а вместо него образовалось 1,12 грамм его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

Решение: 0,8 1,12
m (Me)=0,8 г 2Me + O2 = 2MeO
m (MeO)=1,12г 2x 2(x+16)

Me - ? 0,8 2(x+16) = 1,12 2x
1,6x + 25,6 = 2,24x
0,64x = 25,6
x = 40
металл с атомной массой 40 – это Ca.



Задание к теме « Свойства кислот, оснований и солей».


Вздорная Серная кислота всегда доводила Лакмуса до аллергического покраснения, причем до такой ступени, что он вынужден был звать на помощь Едкого натра, который нейтрализовал их общение до получения нормальной Соли и Воды, а обессиленный Лакмус постепенно незаметно исчезал.
Вопрос:
Объясните исчезновение лакмуса. Напишите уравнение реакции этого химического « общения».


Ответ:
Вначале говорится о том, что лакмус в кислоте окрашивается в красный цвет, а затем при взаимодействии кислоты с гидроксидом натрия, в результате которого образовалась соль и вода, лакмус обесцветился. Это реакция нейтрализации, протекание которой легко наблюдать при постепенном исчезновении лакмуса.

H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O




Задание по теме « Периодическая система химических элементов»

Объявление:
потерялся породистый оксид, принадлежащий жильцу третьего подъезда. Особые приметы: имеет молекулярную массу 102. Прошу вернуть за вознаграждение. Если вы сможете найти этот оксид и указать его характер, приходите за вознаграждением.

Решение: Эл2О3 Аr(Эл) = x
2x + 48 = 102
2x = 54
x = 27
Этот элемент – алюминий. Оксид – Al2O3.
Характер – амфотерный.


Результативность:
Обучение в форме маленьких рассказов, историй, где химические вещества представлены как одушевленные герои, способствует развитию образного мышления и ассоциативной памяти учащихся. Такие задания выполняются с живой заинтересованностью, без принуждения, а иногда стимулируют у детей желание самим сочинить подобную химическую « жизнь», то есть рождается элемент творчества.




При систематическом использовании терминологических игр достигается выучивание химических формул и терминов, процессов, протекающих с участием конкретных веществ, прямо на уроках, без мучительных и малоэффективных домашних заданий: «Надо выучить!»
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
--- стимулируется познавательная деятельность учащихся
--- активизируется мыслительная деятельность
--- самопроизвольно запоминаются специальные сведения
--- формируется ассоциативное запоминание
--- решаются проблемные вопросы
--- выявляются личностные черты характера ученика
--- усиливается мотивация к изучению предмета
Все это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является квазипрофессиональной деятельностью, имеющей черты как учения, так и труда




Литература.

Т.В.Машарова «Педагогические теории, системы и технологии обучения» Киров ВГПУ 1997г.

Г.И. Щукина «Роль деятельности в учебном процессе»
Москва 1986г.

И.С.Якиманская «Личностно – ориентированное обучение
в современной школе» Москва 1996г.