Статья «Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников»

«Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников»

Современное общество возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в школе осуществляется по следующим направлениям:
1.Гражданско-патриотическое.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Культурно- нравственное.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3.Познавательное.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Спортивно- оздоровительное.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Экологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6.Художественно - эстетическое.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление решает свои воспитательные задачи, дополняя друг друга, обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций и реализуются посредством разных форм деятельности.
Одной из наиболее эффективных технологий является проектная деятельность. В условиях ФГОС роль ее неоценима, так как:
Во-первых, метод проекта - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;
в-третьих, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе, чего так не хватает современным детям.
Освоить проектную технологию нам помогает специальное пособие по проектной деятельности в начальной школе «Всё узнаю, всё смогу» «ОС Школа 2100», где выделяют следующие этапы:
Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.
Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.
Поиск информации по выбранным детьми темам.
Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.
Выбор учениками проектов.
Работа над выбранными проектами.
Презентации проектов.
Со 2 класса мы отрабатываем алгоритм создания проекта. За это время созданы самые разные проекты, как коллективные, групповые, так и индивидуальные.
Согласно требованиям ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся осуществляется через все учебные предметы, в том числе через курс «Основы религиозных культур и светской этики» и краеведческий курс «Морянка».
Так, итогом работы по каждому разделу курса «Основы религиозных культур и светской этики» является презентация проектов. На слайде представлена тематика проектов по разделу «Ценность рода и семьи». Основными задачами этих детско-взрослых проектов стало формирование у учащихся таких духовно- нравственных качеств как: понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Продуктами проектов стали презентации, семейные фильмы, портфолио, плакаты, буклеты, семейные альбомы.
Хочется отметить, что созданные проекты иногда получают своё дальнейшее развитие. Дети с ними участвуют в конкурсах разного уровня.
Изучение краеведческого курса «Морянка» также предполагает создание проектов (в рабочих тетрадях представлен банк проектных задач) различной тематики и решает задачи гражданственности и патриотизма учащихся. Например, в 3 классе мы реализовали проект «Древние города и сёла Севера». Продуктами проекта стали виртуальные экскурсии в самые разные уголки нашей области: Мезень, Пинега, Онега, Брин-Наволок, Вельск, Каргополь, Сольвычегодск, Ухтостров, Кенозерье и др.
Так виртуальная экскурсия по Кенозерскому национальному парку стала одним из шагов по созданию проекта «Путешествие в заповедный край Кенозерья». Этот проект получил 2-е место в городском конкурсе проектов и исследовательских работ «Я-исследователь» 2016г.
Таким образом, метод проектов – это уникальный метод обучения и воспитания школьников, так как учит школьников создавать и реализовывать свои замыслы.












15