Исследовательская работа Изучение образа Бабы Яги в русских народных сказках

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 им. А.С.Пушкина г. Черемхово»








Исследовательская работа
«Изучение образа Бабы – Яги
в русских народных сказках»




Выполнила: Ботякова Валерия,
3 «Б» класс
Руководитель: Панина С. В.





г. Черемхово 2012 г.
Содержание

Глоссарий
Введение
Теоретическое обоснование
Исследование образа Бабы-Яги в русских народных сказках
Выводы
Библиография

































Глоссарий
Образ художественный – то, что создано воображением писателя, поэта и передаётся воображению читателя.
Русские народные сказки –
Волшебные сказки –
Художественный образ -





































Введение
Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба - яга. Всем  она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки.
Очень часто сказочные герои предстают перед нами в неприглядном виде. И часто мнение о них складывается не совсем верное. Вот и Бабу - ягу большинство людей считают отрицательным персонажем. А так ли это?
Таинственная и ужасная, хитрая и коварная, полная сказочного ужаса Баба - яга!
Все с детства знают, кто такая Баба - яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны.
Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны
Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или наивная?

Область нашего исследования - литература.
Тема: «Изучение образа Бабы - яги в русских народных сказках»
Актуальность: Традиционно Бабу ягу считают отрицательным героем. В жизни можно встретить даже такую ситуацию, когда человека из – за его неприглядного внешнего вида или черт его характера сравнивают с этим героем. Но я прочитала несколько сказок, в которых заметила, что Баба яга бывает и доброй, помогающей в трудную минуту другим героям сказок и решила доказать свою точку зрения. Этим и обоснована актуальность нашей работы.
Ценность работы заключается в том, что нами в ходе исследования было прочитано много русских народных сказок, в которых главным героем была Баба Яга. Все прочитанные сказки нами были проанализированы с целью изучения образа Бабы - яги. Мы считаем, что наша работа побудит учащихся к вдумчивому чтению литературных произведений.
Объект исследования: образ Бабы - яги в русских народных сказках.
Гипотеза: Мы предположили, что Баба - яга – отрицательный персонаж, так как она злая ведьма, у неё страшный внешний вид, её боятся дети, она всем вредит.
Цель работы: исследовать образ Бабы - яги, созданный в русских народных сказках.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
отобрать русские народные сказки, в которых Баба Яга является героем;
проанализировать русские народные сказки;
обобщить полученные данные;
Нами использовались следующие методы исследования:
анализ литературных и исторических источников информации;
анализ художественных произведений;
наблюдение над языковыми явлениями;
классификация и сравнение;
анкетирование











Теоретическое обоснование
В словаре С. И. Ожегова Ба
·ба-яга
·  персонаж [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (особенно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В толковом словаре В.Даля - это сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны. Он говорит про неё: «Баба – яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»
Из энциклопедического словаря «Славянская мифология» Иванова В. В., Топорова В. Н. мы узнали, что Яга - от слова ягать, был раньше такой глагол. Обозначал он управлять своими мышцами. В культуре это подразумевает умение управлять своей энергией, силой, мышцами.
Баба-Яга живёт в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с насаженными на них черепами, которые способны взглядом превращать в пепел.
Очень интересна избушка на курьих ножках. Почему вдруг куриные?
В старославянской традиции умерших предков хоронили в "домовинах" - домах на ножках. Причём, ноги эти окуривали дымом. Отсюда мнение, что "куриные" просто ошибка произношения, дошедшая до нас через века. С другой стороны, домовины стояли на высоких пнях, которые чисто физически напоминали куриные ноги. Но и на этом гипотезы об "избушке на курьих ножках" не заканчиваются. Есть мнение, что все постройки в болотистой местности стояли на пнях и, в этом смысле, жилище Бабы-яги вовсе не оригинально, а исторически обычно. А ещё - курятина у славян являлась поминальной пищей.
Основной способ передвижения Бабы-яги – полёт в ступе. Широко известны кулинарные таланты старушки.
Крылатые фразы Бабы-яги: «Чую, чую – человечьим духом пахнет!», «Покатаюся, поваляюся, человечьего мясца поевши», «Много будешь знать – скоро состаришься»
Верные слуги бабы-яги: кот Баюн, Ворон, Гуси-лебеди.
Друзья: Леший, Кикимора, Соловей - разбойник, Черти, Кощей бессмертный, Лихо одноглазое.
Образ Бабы - яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В ту далёкую эпоху, когда ещё не было богов, а женщины являлись главой рода, Баба-яга была – могущественной богиней, хранительницей обычаев и традиций, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь. Со временем из берегини рода Баба-яга превратилась в зловредную старуху. Постепенно этот образ всё усложнялся, негативные черты заслонили положительные, и стали ведущими.














Исследование образа Бабы-яги в русских народных сказках
Цель исследования: исследовать образ Бабы - яги, созданный в русских народных сказках.
Срок проведения исследования: март – апрель 2012 г.
План исследования:
Проведение опроса учащихся 2-4 классов (50 человек)
Сравнительно – сопоставительный анализ прочитанных произведений.
Подбор языкового материала, доказывающего, подтверждающего характерные признаки образа Бабы - яги.

В ходе исследования мною были прочитаны и проанализированы следующие литературные источники по теме нашего исследования - это 11 русских народных сказок, в которых Баба Яга является главным героем.
«Гуси-лебеди»
«Царевна-лягушка»
«Василиса Прекрасная»
«Баба - яга»
«Баба – яга и Заморышек»
«Марья Моревна»
«Иван-царевич и Белый Полянин»
«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»
«Заколдованная королевна»
«Финист - ясный сокол»
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
На первом этапе исследования мы провели опрос среди учащихся 2 – 4 классов нашей школы. В опросе участвовали 50 чел.
В анкетировании каждому учащемуся было задано 5 вопросов:
1. Кто такая Баба - яга? 

2. Какой вы себе ее представляете?

3. Где она живет? 

4. Чем занимается? 
5. Как ты считаешь: Баба - яга – положительный или отрицательный герой?
У нас получились следующие результаты опроса:
Вопрос
Ответ
Количество учащихся (в процентном отношении)

Кто такая Баба - яга?
Сказочный персонаж
18 человек (36%)

Какой вы себе ее представляете?
Злой
Старой
Страшной
С большим горбатым носом, на котором бородавка
В грязной? растрепанной одежде
30 человек (60%)
18 человек (36%)
16 человек (32%)
19 человек (38%)

9 человек (18%)

Где она живет? 
В избушке на курьих ножках
В темном лесу
44 человека (88%)
8 человек (16%)

Чем занимается? 

Похищает детей
Поедает людей
Варит зелья
Колдует
Летает в ступе
15 человек (30%)
14 человек (28%)
13 человек (26%)
9 человек (18%)
7 человек (14%)

Как ты считаешь: Баба -яга – положительный или отрицательный герой?

Отрицательный герой

41 человек (82%)


Положительный герой

10 человек (20%)

В связи с этим мы решили проанализировать, понаблюдать над образом Бабы - яги, чтобы узнать: во всех ли сказках Баба - яга является отрицательным героем?
Мы провели сравнительно – сопоставительный анализ прочитанных сказок и данные занесли в таблицу:
Название сказки
Положительный
персонаж
Отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»
 
похищает детей, чтобы съесть
«Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях»
- Баба – яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.


«Царевна-лягушка»
дает совет, как одолеть противника (Кощея)
- Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в кованом ларце, а тот ларец на вершине старого дуба. А тот дуб в дремучем лесу растет.
 

«Баба - яга»
 
хотела съесть девочку



Кот говорит девочке: «За тобой будет гнаться Баба – яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось полотенце .



Баба – яга опять пустилась в погоню



Меня мачеха посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой – мне рубашку сшить, а тетка, Баба – яга , меня съесть хотела
Баба – яга – костяная нога поскорее села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой.

«Баба - яга и Заморышек»
 
хотела погубить всех братьев
Поутру встала баба-яга, глянула в окошечко - кругом стены торчат на спицах дочерние головы; страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. Куда молодцам спрятаться? Впереди сине море, позади баба-яга - и жжет и палит! Помирать бы всем, да Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у бабы-яги платочек, махнул тем платочком перед собою - и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону - мост исчез, баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали.

«Василиса Прекрасная»
помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами), который превратил мачеху и ее дочерей в уголь
Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей.
Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут!. к утру совсем сожгло их в угол; одной Василисы не тронуло.
 

«Марья - Моревна»
 
хотела убить Ивана-царевича, угрожала
« Если упасешь моих кобылиц – дам тебе богатырского коня, а нет , то не гневайся: торчать твоей голове на последнем шесте.

«Иван-царевич и Белый Полянин»
 
билась с богатырями
- Ах, ты храбрый воин! Чего убоялся? Как же Белый Полянин воюет с бабой – ягою – золотою ногою, тридцать летс коня не слезает, роздыху не знает?
- Как мне его не з-нать, коли я при нем всегда живу: он войско побивает, а мертвым трупом питаюсь.

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
помогла Андрею-стрелку
Перенесла его через огненную реку и показала путь, куда надо идти. В этом ему помогла лягушка – скакушка, которая живет в болоте триста лет.
 

«Заколдованная королевна»
помогла найти королевну
Помощник – ветер помог Бабе – яге найти королевну
« - Пешему тридцать лет идти, на крыльях десять лет нестись,; а я повею – в три часа доставлю»
 

«Финист – ясный сокол»
все три Бабы - яги помогли Марьюшке найти Финиста – ясного сокола
Первая Баба – яга: «Вот тебе серебряное блюдечко, золотое яичко»
Вторая Баба – яга: «Бери серебряные пяльца, золотую иголочку»
Третья Баба – яга: «Вот тебе серебряное донце и золотое веретенце»
Покатится яичко по серебряному блюдечку, и предстанет Финист – ясный сокол .


 

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Три Бабы – яги дали совет, как найти воду и яблоки
Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. Зачерпни из колодца воды кувшинец о двенадцати рылец.


Вывод: Во всех русских народных сказках к Бабе - яге главные герои обращаются за помощью, но она либо помогает, либо нет.
В шести сказках из одиннадцати:
«Царевна-лягушка»
«Василиса Прекрасная»
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
«Заколдованная королевна»
«Финист – ясный сокол»
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Баба - яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный.
Значит, по нашему мнению, Бабу - ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.

Нам было интересно узнать, как описывается внешний вид Бабы – яги, ее жилище, занятия в отобранных нами сказках:
Название сказки
Описание внешнего вида Бабы – яги и ее жилища, ее занятия

«Иван-царевич и Белый Полянин»
Баба – яга – золотая нога

«Гуси-лебеди»
Старая баба – яга прядет кудель

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.
Сидит баба – яга, старых лет, шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает

«Баба - яга»
Стоит хатка, а в ней сидит Баба – яга – костяная нога и ткет.
Баба – яга – костяная нога поскорее села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
На лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

«Царевна-лягушка»
Лежит на печи Баба – яга – костяная нога

«Марья - Моревна»
Дом бабы–яги: кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человеческой голове, только один не занятый

«Василиса Прекрасная»
В лесу на поляне стояла избушка. Баба – яга никого к себе не подпускала, ела только людей и цыплят.
Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо замка – рот с острыми зубами.
Баба – яга в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает.

«Заколдованная королевна»
Баба – яга – костяная нога, старая , беззубая, седая

«Финист – ясный сокол»
Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос

«Баба - яга и Заморышек»
Старая баба

Выводы:
Совпадения по описанию внешнего вида были в следующих сказках:
Старая баба - «Гуси-лебеди», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Заколдованная королевна»?, «Баба - яга и Заморышек»
Баба – яга – костяная нога - «Баба - яга», «Царевна-лягушка», «Заколдованная королевна»
В сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» - Баба – яга – золотая нога
По роду занятий совпадения есть в таких сказках, как:
«Гуси-лебеди», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Баба - яга», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» - прядет кудель.
Далее мы увидели, что чаще всего Баба - яга действует в трех воплощениях:
Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями;
Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба - яга»), где крадет детей;
Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

В ходе нашего исследования мы сделали следующие выводы:

Большинство детей Бабу - ягу считают отрицательным героем. Скорее всего это связано с тем, что при чтении произведения дети обращают внимание на сюжет, а не на литературный образ.
В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы - яги;
Образ Бабы - яги может быть как отрицательным, так и положительным;
Наша гипотеза: Баба - яга – отрицательный персонаж, так как она злая ведьма, у неё страшный внешний вид, её боятся дети, она всем вредит, не подтвердилась.
По нашему мнению, в настоящее время нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Мы в ходе исследования убедились, что Баба - яга – одно из самых известных и таинственных существ на Земле. Она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но она существо более опасное, обладающее куда большей силою, потому что живет она, в дремучем лесу, на границе мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные возможности.
























Библиография
1.  Афанасьев А.Н. Баба - яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.
2.  Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.
3.  Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.
4.  Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.
5.  Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба - яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
6. Русские народные сказки Составитель: Владимир Прокопьевич Аникин
7. Диво дивное. Русские народные сказки от А до Я / Составление, предисловие В. Г. Соколовского; Иллюстрации С. Р. Ковалева. – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательств, 1990 г.




























































Заголовок 2 Заголовок 315