Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка


Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка.
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Кроме того, в последние годы отмечаются существенные изменения в личностном развитии детей: им свойственны прагматичноть мыслей и действий, раскрепощённость и независимость. Динамично развивающемуся обществу требуются яркие творческие личности, сохраняющие способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.
Личностно ориентированный подход даёт возможность раскрыть познавательные возможности каждого ученика и учебный процесс более разнообразным, интересным, комфортным, что в конечном итоге повышает эффективность обучения.
Основными принципами личностно ориентированного подхода по определению доктора педагогических наук проф. И.С. Якиманской являются:
-использование субъективного опыта ребёнка;
-предоставление ему свободы выбора при выполнении
задания;
-накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели,
а как важного средства реализации детского творчества;
В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке личностно ориентированных уроков, особое внимание заслуживает методика станционного обучения. Эта методика особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков - практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы.
При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:
подготовительный;
процесcуальный;
рефлексивный.
Подготовительный этап. На этом этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок.
Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно это отдельный стол, на котором установлена табличка с номером и названием станции).
Важный момент в подготовительном этапе-это разработка сопроводительного листа. Маршрутная карта-это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. В этот лист учащиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на отдельные фрагменты тексты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В этой же маршрутной карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после завершения маршрута. В правом нижнем углу карты ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем по разработанной учителем шкале переводят сумму баллов в оценку. Большое внимание надо уделять подготовке дидактического материала, который должен быть интересным и посильным для выполнения за отведённое время. Задания на станциях могут быть самыми разными. Например, прочесть текст и ответить на вопросы, вставить нужную видовременную форму глагола в предложение, нарисовать то, что описано в предлагаемом тексте, решить кроссворд и т.д. В процессе подготовки к уроку обязательно составляется лист ответов (ключей) к заданиям на станциях, который необходим для самоконтроля учащихся. Лист ключей выдаётся ученикам только тогда, когда они завершат прохождение станций. Ключи могут быть продемонстрированы на интерактивной доске для всего класса сразу. При проверке работ можно организовать взаимоконтроль.
Процессуальный этап – это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Порядок следования от станции к станции дети выбирают сами. Их ограничивает лишь время, отведённое учителем для прохождения станций. Причём учитель не ограничивает время выполнения задания на каждой станции. Он только сообщает ученикам, сколько всех станций в целом. Поэтому целесообразно иметь в классе часы, ориентируясь на которые ученики сами смогут выбрать нужный темп работы.
Учителю нельзя забывать и о станции релаксации, на которой задание будет лёгким, ученик выполнит это задание без особого напряжения, а полученный результат вселит веру в возможность успеха для каждого ученика. Станция релаксации может вообще не содержать учебного задания, за которое ученик должен получить какие-то баллы. На этой станции можно поместить задание, выполнив которое ученик получает просто какую-то маленькую награду или приз. Например, нужно из предложенных карточек с английскими буквами составить слово, а это слово и будет обозначать название приза для ребёнка, этот приз находится в коробке на столе учителя. Показав составленное слово учителю, ребёнок получает отгаданный приз.
Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку. Ученикам раздаются листы ключей к заданиям, которые они выполняли на станциях. Они сверяют свои ответы с правильными и вписывают в маршрутные листы заработанные ими баллы.
Таким образом, ребёнок проводит самооценку своего труда. Роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы проанализировать типичные ошибки учащихся, провести коррекционную работу. Если работа на станциях заняла весь урок, то рефлексивный этап можно проводить на последующем уроке. В таком случае у учителя есть возможность самому проанализировать ошибки учащихся по их маршрутным картам и продумать работу по коррекции ошибок.
Методика станционного обучения практически универсальна в использовании, т.е. она может применяться в преподавании любого предмета. Более того, эта методика успешно применяется во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, состязаний, заочных путешествий и других форм внеклассной деятельности учителя-предметника.
В деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует. Я думаю, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приёмов и методов может дать необходимый нам результат, а именно глубокие прочные знания, повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету, создание условий для саморазвития и самореализации ученика. Поэтому методика станционного обучения наряду с другими современными технологиями имеет право на существование, изучение и применение.