Конспект урока Как создаются мультфильмы (сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)

Дата:
Литературное чтение
Тема урока: Как создаются мультфильмы (сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)
Цель урока: Учить планировать деятельность, выполнять свою роль в группе с целью создания творческого продукта.
Формирование УУД
познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в группах, выполняя определённую роль;
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учиться работать по составленному плану;
личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
предметные: выбирать наиболее подходящие надписи к иллюстрациям, размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к определённому жанру, устанавливать сходства и различия произведений, находить в сказке её признаки.
Место занятия в учебном процессе: 15 урок в тематическом блоке «Сказка – ложь, да в ней намёк».
Тип урока: обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.
Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.
Метапредметная тема: пути познания.
Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, групповой метод, частично-поисковый метод, практический метод, технология оценивания учебных успехов.
Способы контроля: фронтальный опрос, составление кластера, работа с информационным источником, практическая работа в группе.
Подготовительная работа: на предыдущем уроке учащиеся анализировали сценарий как новый вид литературного произведения, характеризовали героев, делили текст на 4 смысловые части, составляли план, дома иллюстрировали фрагменты сценария.
Оборудование:
индивидуальное: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир» (2-й класс), текст для продуктивного чтения «Как создаются мультфильмы» (приложение 1), кластер (приложение 2);
демонстрационное: презентация Microsoft PowerPoint;
для практической деятельности в группах: иллюстрации к сценарию (домашние заготовки), скотч, ножницы.

Конспект урока
I. Мотивация (слайд 1.1)
Поговорим? Поговорим
О чём? О разном и о прочем,
О том, что очень хорошо и хорошо не очень.
Что-то известно вам, а что-то мне известно.
Поговорим? Поговорим. Нам будет интересно!

II. Минутка полезного чтения (У детей на партах сказки о животных
читают в течении 1 мин.)
- О ком прочитали?
- Почему у всех сказки о животных? (Раздел нашей книги по чтению посвящён животным.)

III. Актуализация знаний
1. Фронтальная беседа
- Как называется раздел, который мы читаем? («Сказка – ложь, да в ней намёк») (слайд 1.2.)
- Назовите известные вам признаки сказки. (зачин, концовка, сказочные устойчивые выражения, троекратный повтор, животные разговаривают, наделены человеческими качествами)
- Кто является главными героями прочитанных в разделе сказок? (животные)
- О каком «намёке» идёт речь в сказках? (Звери в сказках ведут себя как люди. В характерах и поступках животных люди узнают себя.)
2. Составление кластера
- Предлагаю вспомнить героев этих сказок с опорой на иллюстрации. Качества их характеров запишите в кластер. (Приложение1)
Учитель демонстрирует иллюстрации к прочитанным сказкам (слайд 1.3. – 1.8.), учащиеся называют героев, качества характера, присущие человеку. Кластер заполняется учащимися по ходу работы.
- Обведите зелёным цветом круги кластера, в которых вы записали положительные качества, красным цветом – круги кластера с отрицательными чертами характера.
- В каких животных узнали себя? Оцените эти черты вашего характера.

IV. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы, цели урока
- Сказки, которые мы сегодня упоминали, пришли к нам из древних времён. Но с развитием науки и техники современный человек получил возможность оживить любимых героев сказок на экране. Так появился
- Выберите из ряда слов более правильное, научное понятие. (слайд 2.1.-2.5.)
Мультяшка, мультфильм, мультипликационный фильм, мультик, мульти-пульти
- Что интересного заметили в написании понятий? (общая часть «мульт»)
- Что она означает? (предположения детей)
- Где можно узнать значение слов? (в толковом словаре)
- Предлагаю вам прочитать статью из «Толкового словаря», составитель – Ефремова Татьяна Фёдоровна. (слайд 2.6.)
Мульт - (англ.) «множественный».
- А Даниил Хозин прочитает нам, что такое мультипликация из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова. (слайд 2.6.)
Мультипликация – киносъёмка последовательных этапов движения рисованных или
объёмных фигур (кукольных, пластилиновых), в результате которой при показе на экране у зрителя создаётся иллюзия их движения.
- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (мультфильмам)
- А чем мы можем удивить наших гостей? (предположения)
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (Александр Курляндский « Ну, погоди!»)
- Может, покажем им этот мультфильм?
- Ой, только как, ведь я диск с мультфильмом не могу найти? Что же будем делать?
- Может, сами создадим мультфильм? А умеем ли мы создавать мультфильмы?
- Так чему бы вы хотели научиться на этом уроке? (попробуем создать мультфильм)
- Правильно, на этом уроке мы будем учиться создавать мультфильмы. (слайд 3.1.)
- И тема нашего урока: ««Как создаются мультфильмы?» (слайд 3.2.)

V. Построение проекта выхода из проблемной ситуации
1. Работа с информационным источником
- А чтобы создать мультфильм, мы сегодня станем мультипликаторами, т.е. людьми, которые создают мультфильмы. Для этого мы посетим старейшую студию «Союзмультфильм», (слайд 3.4.) где создаются замечательные мультипликационные фильмы, на которых выросли ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. И вы тоже с удовольствием смотрите их. И заглянем в её мастерские. Она была основана в Москве 10 июня 1936 года. Вначале студия мультфильмов называлась “Союздетмультфильм”, а с1937 года была переименована в “Союзмультфильм”. Со времени основания на ней было создано более чем 1,5 тысячи мультипликационных картин, завоевавших признание и любовь зрителей. В этом году (слайд 3.4.) в Год российского кино студии “Союзмультфильм” исполнится 80 лет.
- Итак, мы начинаем работу над созданием мультфильма «Ну погоди!»
- Прочитайте текст о создании мультфильмов с пометами: V – «знаю», ! – «узнал новое», ? – «непонятно». (слайд 3.4.)
Чтение текстового информационного источника. (Приложение 2)
- Чего раньше не знали, а после чтения текста узнали?
Физминутка «Солнышко лучистое»
2. Планирование деятельности
- С чего начинается создание мультфильма? (с создания сценария)
- А у нас есть сценарий?
- А кто написал сценарий к мультфильму «Ну погоди»? (слайд 4)
- Как вы поняли из прошлого урока, что такое сценарий? Посоветуйтесь в группе и выберите одно верное определение сценария. (Работа с карточкой (Приложение 3.) - Прочитайте!
(Литературное произведение, написанное как основа для создания кино- или мультфильма. В сценарии подробно описывается каждая сцена, диалоги и действия персонажей)
- Вернёмся к информационному источнику. Назовите по порядку профессии людей, создающие мультфильм. (сценарист, режиссёр, художники, звукорежиссёры, актёры, монтажисты) (слайд 5.1.-5.7.)
- Раз сценарий у нас есть, значит мы отправляемся в мастерскую к режиссёру и его помощнику. (режиссёр, звукорежиссёр, актёры, монтажисты) (слайд 6.1.)
- Какую работу выполняет режиссёр? (составляет кадры, определяет очерёдность кадров, подписывает титры) (слайд 6.2.)
- (Выступление Сафоновой Виты) (слайд 6.2.) - Одним из одарённых мастеров мультипликации считается Вячеслав Михайлович Котёночкин. Он поставил популярный многосерийный мультфильм “Ну, погоди!” на киностудии “СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ” в Москве. Впервые с персонажами серии “Ну, погоди!” зрители познакомились в 1969 году. Все выпуски очень весёлые, поучительные, любят их и дети, и взрослые.
- Работы у режиссёра много, поэтому ему потребуется помощник.
- Идём в мастерскую к звукорежиссёру. Что делает звукорежиссёр? (подбирает или создаёт фоновые звуки) (слайд 6.3.)
– Найдите в тексте и подчеркните слова, обозначающие звуки. Вам это сегодня пригодится в работе над мультфильмом. (учащиеся выбирают информацию из текста сценария в учебнике)
- Поделитесь находками: зачитайте. (булькающая вода, хохот, щёлканье выключателя, песня, крик, звук пилы, стук зубов...)
- А сейчас заглянем в мастерскую к актёрам. Какая задача у актёров? (озвучивают героев, передавая их образ) (слайд 6.4.)
- (Выступление Сорокина Матвея) - Роль волка в мультфильме «Ну Погоди!» озвучил актер Анатолий Дмитриевич Папанов, а роль Зайца – Клара Михайловна Румянова. (слайд 6.5.) У Клары был очень низкий голос. Однажды Клара сильно простыла, чуть не умерла от воспаления легких. Пролежав в больнице больше месяца, она потеряла голос. Полгода врачи запрещали Румяновой разговаривать - общались посредством записок. И вот когда её голос полностью восстановился, все ахнули. Клара стала говорить детским мультяшным голоском.
- Предлагаю вам посмотреть, как озвучивают роли Волка и Зайца профессиональные актёры Анатолий Папанов и Клара Румянова. (слайд 7) Просмотр видеролика «Озвучка мультфильма А. Папановым и К. Румяновой»
- Какая песенка звучала в сказке-сценарии «Ну погоди!» («По улице шагала большая крокодила»)
Физкультминутка Под музыку дети изображают крокодилов -дети жестами, мимикой изображают крокодилов
- Вернёмся к работе профессионалов. (слайд 8) Чем занимается монтажист в своей мастерской? (собирает кадры, создаёт видеоряд) (слайд 8.1.)
- Каким способом вы сможете это сделать? (скрепить степлером, склеить клеем или скотчем)
- Какие инструменты потребуются? (скотч, ножницы, ручки, клей)

VI. Реализация проекта
1. Создание фильма (практическая работа в группе)
- На прошлом уроке мы разделили сценарий мультфильма на 3 смысловые части. Дома вы иллюстрировали фрагменты сценария, они и будут кадрами нашего мультфильма. Вы побывали в мастерской художников, ощутили на себе всю тяжесть труда. Под их руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Оживить персонаж непросто. Художник создаёт  образ героя из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. Для 10- минутного фильма их надо нарисовать около 15 тысяч. (блокнотик)
Задача каждой группы : вам надо будет работы склеить в одну ленту, на получившемся диафильме наклеить титры и прочитать их. Но сначала ознакомьтесь с памяткой по работе в группе. (слайд )
- Распределите роли. Приступайте к работе.
Каждая группа работает с заданным отрывком сценария:
распределяют роли (режиссёр, помощник режиссёра, актёры, звукорежиссёр, монтажист);
выполняют свою работу, помогают друг другу;
просматривают получившийся фильм, репетируют.
Примерный текст титров:
Сидели как-то Волк и Зайчик перед экраном телевизора.
А на экране – красавица ёлка. Идут к озеру зверюшки.

Подошел морж к озеру - скинул шубу и бултых в воду.
Удивляется Зайчик: - Вот это да!
Усмехается Волк: - Ерунда! Мы и не так умеем.

И вот Волк на телеэкране. Достал из кармана кипятильник. Включил. И опустил в воду.

Скинул шубу – и в воду! Водичка – блеск!

Бурлит кипятильник, всё горячее вода становится.
Ну и жара! Тропики!

Вылез Волк на травку. А следом за ним вылезли крокодильчики.

Сидит Зайчик перед телевизором, за Волка переживает. Стукнул по телевизору кулаком.

Оглянулся Волк, закричал от страха. Прыгнул Волк на дерево. А крокодильчики выбрали самого плоского, поплевали на лапы и стали пилить им дерево.

А другие крокодильчики разворачивают скатерть, к обеду готовятся...

Как Волка из беды выручить? Подскочил Зайчик к розетке, выдернул вилку. Похолодало.

11. Взглянул Волк с экрана на Зайца:
- Ну-ну, Заяц, ну, погоди!
Тут дерево и треснуло.

12. И снова оказались Волк и Заяц перед экраном телевизора.

2. Презентация творческих работ.
(слайд ) (звучит CD- запись из мультфильма “Ну, погоди!”) Каждая группа представляет свой фильм, оценивают свою работу в группе. Учитель и остальные учащиеся также высказывают своё мнение о работе группы, оценивают.
- Вы представили 3 части фильма. Что нужно сделать, чтобы у нас получился целый фильм? (склеить части, выбрать актёров, звукорежиссёров)
- Трое «монтажистов» могут закончить работу по сборке фильма. Остальным предлагаю высказаться об озвучке.
Учащиеся совместно с учителем выбирают учащихся для озвучивания главных героев, фоновых звуков.
- Посмотрим, что у нас получилось в результате такой большой работы. (презентация всего фильма)

VII. Рефлексия
Закончи фразу: (слайд )
1. Интересно ли было создавать фильм?
- Что интереснее: смотреть готовый мультфильм или его создавать? Почему?
2. Если бы у вас была возможность участвовать в создании мультфильма, какую работу вы бы выбрали?
3. Что сегодня особенно хорошо получилось? Почему?
4. Что было пока трудно? Почему?
5. Хотелось бы показать кому-либо созданный вами фильм? (предложения учащихся)
- Мы сегодня побывали в роли режиссёров, актеров, художников, монтажистов. А они - люди творческой профессии. Их труд, прежде всего, оценивается аплодисментами зрителей. Давайте же оценим нашу работу ещё и аплодисментами!

VIII. Домашнее задание (слайд 10)
Посмотреть по возможности любой выпуск мультфильма «Ну, погоди!», пересказать сюжет или творческое задание с помощью блокнотика или стикера оживить человечка, животное.
Приложение 2

Как создаются мультфильмы
Мультфильмы – это прекрасный, удивительный мир фантазии, который оживает на экране. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя совсем как живые – они радуются, грустят, с ними происходят невероятные чудеса. Как же рождается это чудо на экране?
Многим кажется, что рисовать мультики – простое занятие. Судите сами!
Сначала писатель сочиняет сценарий. Он придумывает героев и интересный сюжет.
Дальше сценарий переходит в руки режиссёра. Он составляет кадры мультфильма: где и как располагаются герои, какие движения совершают, что говорят.
Вместе с режиссёром работают художники - мультипликаторы. Они придумывают фоны, прорисовывают детали, раскрашивают сначала от руки, а потом доводятся до ума на компьютере. Быть мультипликатором – сложное, но очень увлекательное занятие. Своей усидчивостью они могут похвастаться: на рисование 4 секунд мультика художники тратят около недели упорного труда!
Потом к работе приступает звукорежиссёр. Он подбирает актёров для озвучки, потому что каждый персонаж должен говорить своим собственным голосом. Задача актёров – не просто прочитать фразу, а пережить её вместе со своим героем. Ещё звукорежиссёр подбирает фоновые звуки: шелест листьев, пение птиц, ветерок в саду, . Все эти звуки нужно записать или самостоятельно создать.
На последнем этапе монтажисты собирают всё воедино: кадры, музыку, голоса актёров, фоновые звуки.
Создание любого мультфильма занимает очень много времени и сил. Так, например, на одну серию мультфильма «Ну, погоди!» ушло около года кропотливой работы сотни профессионалов!  

Приложение 3.
Сценарий
Краткое изложение содержания пьесы, схема, по которой создаются представления в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
Литературное произведение, написанное как основа для создания кино- или мультфильма. В сценарии подробно описывается каждая сцена, диалоги и действия персонажей.
Система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза.


Сценарий
Краткое изложение содержания пьесы, схема, по которой создаются представления в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
Литературное произведение, написанное как основа для создания кино- или мультфильма. В сценарии подробно описывается каждая сцена, диалоги и действия персонажей.
Система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза.


Сценарий
Краткое изложение содержания пьесы, схема, по которой создаются представления в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
Литературное произведение, написанное как основа для создания кино- или мультфильма. В сценарии подробно описывается каждая сцена, диалоги и действия персонажей.
Система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза.


Сценарий
Краткое изложение содержания пьесы, схема, по которой создаются представления в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
Литературное произведение, написанное как основа для создания кино- или мультфильма. В сценарии подробно описывается каждая сцена, диалоги и действия персонажей.
Система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза.


Приложение 4.
Памятка «Работа в группе»
Работайте тихо и внимательно.
Рассмотрите рисунки, определите последовательность событий по сценарию.
Пронумеруйте кадры, выслушав мнение каждого.
Выберите цитаты из текста, подпишите кадры.
Склейте кадры в диафильм.
Подготовьте озвучку своего диафильма. Можно выбрать автора, распределить роли.

Памятка «Работа в группе»
Работайте тихо и внимательно.
Рассмотрите рисунки, определите последовательность событий по сценарию.
Пронумеруйте кадры, выслушав мнение каждого.
Выберите цитаты из текста, подпишите кадры.
Склейте кадры в диафильм.
Подготовьте озвучку своего диафильма. Можно выбрать автора, распределить роли.


Памятка «Работа в группе»
Работайте тихо и внимательно.
Рассмотрите рисунки, определите последовательность событий по сценарию.
Пронумеруйте кадры, выслушав мнение каждого.
Выберите цитаты из текста, подпишите кадры.
Склейте кадры в диафильм.
Подготовьте озвучку своего диафильма. Можно выбрать автора, распределить роли.

Памятка «Работа в группе»
Работайте тихо и внимательно.
Рассмотрите рисунки, определите последовательность событий по сценарию.
Пронумеруйте кадры, выслушав мнение каждого.
Выберите цитаты из текста, подпишите кадры.
Склейте кадры в диафильм.
Подготовьте озвучку своего диафильма. Можно выбрать автора, распределить роли.


Памятка «Работа в группе»
Работайте тихо и внимательно.
Рассмотрите рисунки, определите последовательность событий по сценарию.
Пронумеруйте кадры, выслушав мнение каждого.
Выберите цитаты из текста, подпишите кадры.
Склейте кадры в диафильм.
Подготовьте озвучку своего диафильма. Можно выбрать автора, распределить роли.

Памятка «Работа в группе»
Работайте тихо и внимательно.
Рассмотрите рисунки, определите последовательность событий по сценарию.
Пронумеруйте кадры, выслушав мнение каждого.
Выберите цитаты из текста, подпишите кадры.
Склейте кадры в диафильм.
Подготовьте озвучку своего диафильма. Можно выбрать автора, распределить роли.





Приложение 1






























Сидели как-то Волк и Зайчик перед экраном телевизора.
А на экране – красавица ёлка. Идут к озеру зверюшки.

Подошел морж к озеру - скинул шубу и бултых в воду.
Удивляется Зайчик: - Вот это да!
Усмехается Волк: - Ерунда! Мы и не так умеем.

И вот Волк на телеэкране. Достал из кармана кипятильник. Включил. И опустил в воду.

Скинул шубу – и в воду! Водичка – блеск!

Бурлит кипятильник, всё горячее вода становится.
Ну и жара! Тропики!

Вылез Волк на травку. А следом за ним вылезли крокодильчики.

Сидит Зайчик перед телевизором, за Волка переживает. Стукнул по телевизору кулаком.

Оглянулся Волк, закричал от страха. Прыгнул Волк на дерево. А крокодильчики выбрали самого плоского, поплевали на лапы и стали пилить им дерево.

А другие крокодильчики разворачивают скатерть, к обеду готовятся...

Как Волка из беды выручить? Подскочил Зайчик к розетке, выдернул вилку. Похолодало.

Взглянул Волк с экрана на Зайца:
- Ну-ну, Заяц, ну, погоди!
Тут дерево и треснуло.

И снова оказались Волк и Заяц перед экраном телевизора.












- (Выступление ученика) Одним из одарённых мастеров мультипликации считается Вячеслав Михайлович Котёночкин. Он поставил популярный многосерийный мультфильм “Ну, погоди!” на киностудии “СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ” в Москве. Впервые с персонажами серии “Ну, погоди!” зрители познакомились в 1969 году. Все выпуски очень весёлые, поучительные, любят их и дети, и взрослые.

- (Выступление ученика) Роль волка в мультфильме «Ну Погоди!» озвучил актер Анатолий Дмитриевич Папанов, а роль Зайца – Клара Михайловна Румянова. (слайд 6.5.) У Клары был очень низкий голос. Однажды Клара сильно простыла, чуть не умерла от воспаления легких. Пролежав в больнице больше месяца, она потеряла голос. Полгода врачи запрещали Румяновой разговаривать - общались посредством записок. И вот когда её голос полностью восстановился, все ахнули. Клара стала говорить детским мультяшным голоском.






















Сценарий
Краткое изложение содержания пьесы, схема, по которой создаются представления в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
Литературное произведение, написанное как основа для создания кино- или мультфильма. В сценарии подробно описывается каждая сцена, диалоги и действия персонажей.
Система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза.


Сценарий
Краткое изложение содержания пьесы, схема, по которой создаются представления в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
Литературное произведение, написанное как основа для создания кино- или мультфильма. В сценарии подробно описывается каждая сцена, диалоги и действия персонажей.
Система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза.


Сценарий
Краткое изложение содержания пьесы, схема, по которой создаются представления в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
Литературное произведение, написанное как основа для создания кино- или мультфильма. В сценарии подробно описывается каждая сцена, диалоги и действия персонажей.
Система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза.




















Качества характера















ђ Заголовок 215