Научно-исследовательская работа В мире ароматов или как создаются духи…


АННОТАЦИЯ
Целью данной работы является:
-приобретение исследовательских умений и навыков;
-углубление знаний о парфюмерии
Гипотеза исследования:
Духи –заключительный штрих в создании образа, они представляют бесконечные возможности и помогают приобрести свой стиль.
Направление исследуемой темы: косметология
Этапы исследования:
знакомство с историей ароматов;
-как создаются духи;
-классификация ароматов;
-выбор духов.
Методика исследования:
-поисково-аналитический метод;
-сопоставительно-сравнительный метод.
ВВЕДЕНИЕ
Слово «парфюмерия» пришло в русский язык из французского. В буквальном переводе оно означает «средство для ароматизации воздуха путем дымления» (первыми духами были благовония). О том, что запахи могут влиять на человека было известно давно.
Применять душистые вещества, бросая их в костер, начали наши далекие предки еще в каменном веке, поклоняясь огню и дыму. Значительно позже, уже в наши дни, ученые доказали, что вдыхание душистых веществ оказывает на человека весьма значительное физиологическое воздействие.
С другой стороны, «духи – одно из средств молчаливого взаимопонимания»,- говорят лирики. А химики утверждают, что духи – это смесь сложных эфиров, альдегидов и спиртов насыщенного, ненасыщенног и ароматических рядов. Модельеры же уточняют, что духи – это рафинированное дополнение, которое раскрывает умение женщины одеваться. Кто же прав?
Попробую разобраться…
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Даже в самом большом специализированном магазине невозможно одновременно собрать весь ассортимент парфюмерии. По данным статистики в СНГ ежегодно производится более 1200 наименований парфюмерно-косметической продукции, в том числе духов более 650 наименований.
Во Франции в 1880 году был создан банк данных в области парфюмерии. В его каталоге насчитывается более 8000 названий духов. Из них свыше 6000 создано во Франции и 2000 в других странах. Считается также, что примерно еще около 2000 названий духов осталось неохваченными.
КАК СОЗДАЮТСЯ ДУХИ
Для создания запахов парфюмеры пользуются огромным ассортиментом душистого сырья – всего более 6000 наименований. Душистые вещества содержатся в растениях в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, кожуре плодов и иногда даже в древесине.
Если сжимать кожуру апельсина или мандарина над пламенем, то из нее выдавливаются мельчайшие струйки жидкости, которые с треском вспыхивают. Это благоухающие пары эфирных масел. То, что их называют маслами, не должно вводить в заблуждение. С подсолнечным, кукурузным, льняным маслом, то есть с жирами, эти вещества не имеют ничего общего. Эфирные масла – это сложные смеси душистых органических соединений самых разных типов. Среди них встречаются сложные эфиры, альдегиды, спирты.
Рассмотрим главные виды парфюмерного сырья.
ЖАСМИН
Родина жасмина – Персия и Кашмир. Сейчас он выращивается для нужд парфюмерной промышленности повсюду. Парфюмерии он придает благоухающий, насыщенный аромат. Жасмин входит практически во все духи высокого класса.
РОЗА
Используется как самостоятельно (розовое масло), так и для создания парфюмерных композиций. Французские парфюмеры наиболее высоко ценят розы, растущие вблизи города Грасса, а также в Долине роз (Болгария). В отличие от жасмина, собираемого на рассвете, лепестки роз собирают ночью, когда запах достигает наибольшей густоты.
ЛАВАНДА
Придает духам тонкий и свежий аромат. Один из представителей семейства лавандовых – пачули- используется для создания духов восточного направления. Родина пачули – Бенгалия. Экстракт получают из листьев и стеблей этого растения.
ФЛЕРДОРАНЖ
Это цветы апельсинового дерева. Часто добавляется для создания насыщенного сладкого аромата.
БЕРГАМОТ
Масло, полученное из его плодов, придает парфюмерии особый освежающий аромат. Это маленькое дерево растет только в Калабрии – местности на юге Италии. Химикам удалось создать его аналоги. И теперь этот продукт получают синтетическим путем.
КЕДР
Древесина кедра используется для получения масла, которое придает парфюмерии древесную «зеленую» ноту, а также это масло используется как фиксатор запахов.
ГВОЗДИКА
Эфирное масло, получаемое из почек этого растения, является важной добавкой для создания духов восточного направления.
САНДАЛ
Его способность долго удерживать аромат используется во многих композициях. Имеет экзотический запах. Это дерево распространено в Индии и Австралии.
ИЛАНГ – ИЛАНГ
Широко применяется в парфюмерии благодаря нежному и изысканному аромату.
ВЕТИВЕР
Обладает тяжелым и густым запахом. Используется, главным образом, как фиксатор.
Широко также используются парфюмерами ТМИН, ГЕРАНЬ, МЯТА, АНИС, АЗАЛИЯ, ДУБОВЫЙ МОХ…

Эфирные масла трудно растворяются в воде, но легко в спирте. Поэтому спирт в больших количествах применяется в парфюмерной промышленности. Эфирные масла получают путем экстракции их из растений спиртом или другими растворителями.
Самые ценные душистые вещества получают другим способом. Он называется АНФЛЕРАЖ.
В закрытой камере размещают твердый животный жир и растение слоями. Через некоторое время цветы заменяют новыми, чтобы жир хорошо насытился эфирным маслом.
Такой способ используют, например, для извлечения масел из цветков жасмина и туберозы. Затем душистые эфирные масла извлекаются из жира спиртом.
МУСКУС, ЦИБЕТ, АМБРА – вещества животного происхождения, известные в древности как средства, услаждающие обоняние. Сейчас используются только для обогащения парфюмерных композиций.
АМБРА
Специальное воскоподобное вещество. Раньше получали только при разделке китов-кашалотов.
ЦИБЕТ
Выделение желез обитательницы Северной Африки - цибетовой кошки.
МУСКУС
Специально приготовленный препарат из желез мускусного быка (кабарги). Он, по утверждению парфюмеров, обладает способностью придавать духам утонченность и возбуждать обоняние. Кроме того, влияя на центральную нервную систему человека, мускус и амбра обостряют чувствительность, увеличивают продолжительность восприятия запахов.
Душистые вещества животного происхождения ценны еще и потому, что они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека, служат как бы посредниками между ними.
Фундаментом современной парфюмерии служит химическая промышленность. Среди синтетических душистых веществ особое место занимают альдегиды и спирты. Они имеют характерный свежий запах. На основе этих соединений парфюмеры создали множество композиций. Например, французские духи «Шанель № 5», «Суар де Пари» своим ароматом обязаны именно этим соединениям. Если бы не было синтетических душистых веществ, то парфюмерия так бы и осталась на уровне средневековой алхимии. Да и получать многие нужные натуральные компоненты с каждым годом становится все труднее. Так, чтобы добыть всего 1 кг розового масла надо собрать 2 тонны нежных лепестков роз. А чтобы выжать, например, масло из ириса необходимо дубить его корни 2 года. Так же и с другими видами сырья, которые успешно научились синтезировать химики-органики. Но полностью заменить естественные душистые вещества нельзя. Только сочетание естественных и синтетических душистых веществ дает возможность создать такие духи, которые по праву можно назвать произведением парфюмерного искусства, в которое вложен опыт, тонкое чутье и многие месяцы работы парфюмера.
КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ
Всю парфюмерию, если говорить о характере запаха, можно условно разделить на 2 категории.
1 категория – цветочный запах
2 категория – фантазийный запах
В свою очередь категория имеет группы. Например, фантазийные духи имеют 3 группы: альдегидную, шипровую и восточную.
АЛЬДЕГИДНАЯ ГРУППА
Альдегиды жирного ряда – соединения, обладающие плодово-цветочным запахом, с примесью острого «жирного» оттенка, который в сочетании с другими запахами образует изумительные композиции.
Датой рождения первой такой композиции считается 5 мая 1921 года. В этот день на демонстрации мод дома Шанель были представлены духи, которые по заказу подготовил химик и парфюмер Эрнест Бо в пронумерованных флаконах. Коко Шанель остановила свой выбор на номере 5. Это было ее любимое число. Так, по воле случая родились легендарные духи «Шанель № 5».
ШИПРОВАЯ ГРУППА
Аромат напоминает запахи леса. «Шипр» - классические духи фирмы «Коти», разработаны в 1917 году, они и дали название этой группе. Составляющие аромата: дубовый мох, ветивер, сандал, пачули, бергамот, роза, мускус.
ВОСТОЧНАЯ ГРУППА
Аромат основан на запахе специй и тропических цветов, резкий и жаркий. Типичные представители – духи «Фиджи» и «Чарли» (французские).
Создавая эти запахи, парфюмеры творят, выдумывают, экспериментируют. Подобно композитору, они из разных нот-запахов создают гармоничные сочетания ароматов, которые ничем не отличаются от запаха сирени, фиалки, ландыша, жасмина. Но опытный парфюмер никогда не копирует запах в точности. Этот запах – не сам цветок, а его художественное преобразование. Ощущение от запаха бывает более ярким и глубоким, чем аромат отдельного цветка или букета.
Композитор Скрябин первый обратил внимание на сходство труда музыканта и парфюмера. Существует специальная таблица, по которой запахи можно записывать с помощью нот. Так, например, нота «ре» первой октавы означает запах фиалки, а «до» четвертой – ананаса.
НОТЫ АРОМАТОВ
Итак, сочетание нот ароматов создает их «мелодию». Ноты раскрываются со временем: первыми проявляют себя верхние ноты, которые производят первое впечатление об аромате, затем мы «слышим» более глубокие ноты сердца, а в результате на коже остаются базовые ноты. Не стоит выбирать аромат, ориентируясь только на верхние ноты. Дайте ему время показать себя. Базовые ноты проявляются последними, но именно они определяют характер аромата.
ВЕРХНИЕ НОТЫ (ГОЛОВНЫЕ) – 5 МИНУТ
Воспринимаются сразу после нанесения
Создают первое впечатление об аромате
Содержат сильно ароматизированные компоненты, которые очень летучи и быстро испаряются
ЦИТРУС, ИМБИРЬ
СРЕДНИЕ НОТЫ (НОТЫ СЕРДЦА) – 3 ЧАСА
Воспринимаются обонянием, когда рассеиваются верхние ноты
Имеют более мягкий аромат
Проявляются от 2-х минут до 1 часа после нанесения
ЛАВАНДА, РОЗА, ЖАСМИН
БАЗОВЫЕ НОТЫ – 24 ЧАСА
Воспринимаются обонянием через 30 минут после нанесения
Состоят из нот, которые часто являются фиксаторами, удерживающими и усиливающими более легкие верхние и средние ноты
КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ
Она нужна для того, чтобы описать аромат и определить
Концентрацию парфюмерных масел
Ноты парфюмерной композиции
Категории аромата
Различия в интенсивности и стойкости ароматов зависят от содержания или концентрации парфюмерных масел. Эти масла также называют «соком» (см. таблицу 1)
Таблица 1
№ п/пнаименование обозначение концентрация «сока», %
1 Духи – PARFUM 50
2 Парфюмерная вода – EAU DE PARFUM EDP 10-20
3 Туалетная вода – EAU DE TOILETTE EDT 8-10
4 Одеколон – EAU DE COLOQNE EDC 3-8
5 Лосьон - LOTION EAU LE 3

Чем выше концентрация масел, тем дольше сохраняется аромат.
Уловить все тонкости букета могут лишь специалисты-дегустаторы, люди, наделенные обонятельной памятью. Во время дегустации каждый дегустатор получает несколько полосок специальной бумаги, смоченной духами…
Но не только парфюмеры и дегустаторы определяют окончательную судьбу нового изделия, нужно еще придумать название и оформление.
Каждое время создает свою парфюмерию. Еще несколько лет назад в моде были ароматы восточного направления, но сейчас, отдавая дань нашей тяге к живой природе, все больше симпатий завоевывают духи, основанные на природных легких запахах. Так ли это? Приведу данные выбора ароматов ученицами 10 класса моей школы (табл. 2)
Таблица 2
№ п/пИМЯ УЧЕНИЦЫ АЛЬДЕГИДНАЯ ШИПРОВАЯ ВОСТОЧНАЯ
1 Динара +
2 Асия + 3 Мария + 4 Алина + 5 Анастасия + 6 Динара +
По результатам опроса видно, что 2 девочки выбрали духи пряные. Ведь именно такие больше всего «идут» девушкам со смуглой кожей и темными волосами!
Блондинкам же к «лицу» духи с запахом цветов: еще 2 девочки-блондинки выбрали духи альдегидной группы.
Духи шипровой группы выбрали 2 девочки – им понравился запах зелени.
ВЫВОД:
-Каждой девушке должен сопутствовать ее собственный уникальный аромат, связанный с ее личностью, создающий воспоминания о ней в ее отсутствие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Составление парфюмерной композиции»
Цель работы: создать собственный «парфюм», придумать название.
Материалы и приспособления: эфирные масла, спирт, бокал для смешивания, пипетка, пробирка.
ХОД РАБОТЫ
Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое, эмоциональное восприятие запахов. Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. Поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо:
- развить свою обонятельную память. На это может уйти время (от 1 дня до нескольких недель), для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел;
- творчески охарактеризовать ароматы и зафиксировать их в своей памяти;
- составление парфюмерной композиции.
В идеале духи должны содержать эфиры всех трех нот. Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов и, в последнюю очередь, добавляются верхние ноты.
Составление композиции
Выбор направления
Создание ноты «сердца»
Создание базовой ноты
Создание верхней ноты
Составление формулы.
Имя аромата
Например, я создаю духи цветочного направления, концентрация эфирных масел 20-25% (парфюмерная вода). На 5 мл духов нужно 1 мл эфирных масел (это 20 капель). Пропорция капель: 1(«верх») : 2(«сердце») : 3(«база»). Следовательно:
Верх 3 капли - сандал, пачули, ваниль
Сердце 7 капель - жасмин, роза, корица, шалфей, мускат, кориандр, иланг-илангБаза 10 капель грейпфрут(6), апельсин(3), бергамот(1)
Формула духов нужна для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.
Начинаем смешивать по капле. Все изменения и добавления вносим в формулу.
«Алина»- вот название моих духов. Они резковатые, но легкие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-«В любую минуту жизни меня сопровождают духи… Я скорее забуду очки или ключ, чем выйду из дому, не надушившись…» (Катрин Денев);
-«Духи – это та же одежда» (Коко Шанель);
-«Пройдет время, и вы забудете, во что была одета женщина, но запах ее духов надолго останется в вашей памяти» (Кристиан Диор);
-«Духи – главное. Это – автограф личности» (Палома Пикассо).
Подведены итоги исследования, но не следует забывать, что время быстротечно, меняется образ жизни, меняемся мы, меняется мода… Изготовленные мной духи всецело олицетворяют мою личность и я научилась создавать по- настоящему необычный аромат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фридман Р.А. «Парфюмерия и косметика», Москва, 1976
«Справочник по косметике», Москва, 1975
Сикорская С.В., Бельченко Е.Н., «Парфюмерия без секретов», Москва, 1991
Бубличенко М.М. «Что должна знать каждая женщина», Ростов-на-Дону, 2005
ИНТЕРНЕТ – САЙТЫ
www.Butik.ru www.A-Z. ru www.Woman.ru

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
Ученица 10 класса Кужагельдина Алина заинтересовалась духами как главной продукцией парфюмерного производства. Поэтому она решила углубить свои знания, исследуя процесс создания ароматов.
Тема ее научно-исследовательской работы актуальна, т. к. успехи химии, микробиологии, генетики растений расширяют список исходных материалов для создания духов нового поколения и Алина может создавать необычные ароматы, подчеркивающие ее индивидуальность.
Работа Алины оформлена в соответствии с основными требованиями.
Цель сформулирована верно, она достигнута. Алина открыла для себя новые знания, приобрела исследовательские умения и навыки.