Внеклассное мероприятие: «Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать»


Ярошинская Светлана ЭдмундовнаУчитель начальных классов КОУ «Адаптивная школа № 12» г.ОмскаВнеклассное мероприятие: «Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать»
Цель:
Формирование и воспитание патриотических чувств у учащихся
Задачи:
1. Формировать уважительное отношение к исторической памяти своего народа.
2. Формировать представление о исторических событиях XX века.
3. Воспитывать у учащихся любовь к истории родного края.
Ход мероприятия:
Организационный момент
1.Памятная дата
2. О репрессиях и людях
3. Репрессии в Омске
4. История репрессий в памятниках
Заключение
Такое страшное было время.  Врагом народа был сам народ. Любое слово, любая тема... И по этапу страна... вперёд!  Но мы-то помним! Теперь мы знаем.  На всё запреты, на всех печать...  Народ толпой по этапу гнали,  Чтоб было легче им управлять... 
30 октября – особый день, день памяти погибших в годы репрессий – напоминание нам о трагических страницах в истории нашей страны, когда тысячи людей были необоснованно обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни. В этот день в нашей стране проходят памятные мероприятия, собрания и митинги, участие в которых принимают политики и общественные деятели, правозащитники, бывшие политзаключенные, молодежь, родные и близкие тех, кто погиб в советских лагерях. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам в этот день скорбят о безвинно убиенных.
Сегодня мы говорим об этом вслух, не стесняясь, не боясь. А ведь было время, когда наши бабушки и дедушки, отцы и матери боялись говорить, что кто-то из родных был “врагом народа”, что многие оказались здесь на Омской земле, не по своей воле, а были сосланы в Сибирь как спецпереселенцы, а по другому – раскулаченные.
 Страшное время пережил наш народ, и нельзя оставаться равнодушным всем нам к трагическим страницам своей истории. Судьба людей была поистине героической и одновременно трагической. Неправдоподобно звучат сегодня такие понятия, как расстрелы по разнарядкам, геноцид народов, а ведь это все было. Что же такое репрессии и как же они коснулись и нашего города Омска?
Репрессии-  это когда власть карает людей, за какие-то их действия против неё – так? Между тем, подавляющее большинство тех, кого мы сегодня вспоминаем, ни о каких действиях против власти и не помышляли.
Коснулись репрессии и Омской земли - более 32 тысяч человек было невинно осуждено, почти 30 тысяч жителей - раскулачено.
В 1937-1938 гг. были заменены десятки директоров МТС, совхозов, прокуроров, судей, уволены и арестованы сотни учителей, врачей, инженеров, квалифицированных рабочих, в том числе железнодорожников, военных, преподавателей высшей школы.  
По сфабрикованным обвинениям за создание и причастие к разного рода подрывным организациям осуждались люди разного возраста. Не были редкостью приговоры в отношении 80-90-летних стариков.
Стихотворение «Про Нинку»По полю пшеничному Вьется тропинка, На тропке девчонка По имени Нинка.
Рядышком мама Присела к тропинке, Взять зёрнышек с поля Для доченьки Нинки.
И думает мама: «Я справлюсь с бедою, Старших детей Накормлю лебедою,
Вот младшую, Нинку, Должна я спасти, В подоле домой Ей зерна принести.
Я в ступе чугунной Зерно растолку, Дровишек достану И печь истоплю,
Кашу приставлю В глиняной кринке – Будет еда Моей маленькой Нинке».
Мысли прервались Стуком копыт, Прямо по полю Объездчик «летит»,
Конем пригибает И топчет пшеницу, На мать налетел, Как орёл на горлицу:
«Колхозное поле Зоришь ты, вражина?! За мужем в тюрьму Захотела, скотина?!»
И нет уж в подоле Ни колоска… В лице ни кровинки, Во взгляде - тоска.
Зёрнышки, Что собирала для Нинки, Втоптаны в пашню Рядом с тропинкой…
Под утро посыльный Из сельсовета, И маму забрали Ещё до рассвета.
Дети, все шестеро, Рядышком сели, Плотно прижавшись, На маму глядели.
Они понимали, Куда ей дорога, Мать очень спокойно Сказала с порога:
«Дети, молитесь, И нощно, и денно, Я к вам вернусь, Я вернусь непременно».
Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. В жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез. Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает нам полное представление о нас самих, о современности.
История политических репрессий в Омской области в памятниках
-3810254000
Часовня-памятник жертвам политических репрессий в Омске
0127000
Мемориальный камень "Жертвам сталинских репрессий" г. Омск, центр
город
а, 158115-127000 главный сквер
Памятный знак жертвам политических репрессий, Тарский р-н, урочище Кулай  
Памятный знак калмыкам, погибшим в годы репрессий на территории Омской области, г. Омск, Северное мемориальное кладбище
-3810381000 Памятный знак тарчанам, погибшим в годы репрессий, г. Тара
Металлическая зажженная свеча, обвитая
колючей проволокой, р.п.Крутинка
  Впервые День Памяти жертв политических репрессий был отмечен 30 октября 1974 года по инициативе диссидента Кронида  Любарского. Как вы думаете,  зачем решили установить эту дату?
Чтоб не забывать своей истории и не оправдывать сталинские репрессии,  это национальная трагедия. Цена человеческой жизни превыше всего. Это день познания нашей истории. Это урок памяти, из которого необходимо сделать выводы.
– А какие выводы ребята?
Необходимо знать историю, для того чтобы она не повторилась вновь.
Давайте зажжем свечи и почтим память о тысячах невинных жертвах минутой молчания. Пусть огонь от наших свечей согреет их души и осветит их сердца. «Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад не повторялось…» (Р. Рождественский)