Классный час «Холокост: помнить и никогда не забывать»


Холокост : помнить и никогда не забывать
Полумрак, горят свечи, на экране – слайды . Звук метронома.
Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших в застенках… навсегда… Замученных, отравленных «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.
Шесть миллионов… Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц.
Шесть миллионов - напрочь стёртых лиц,
Шесть миллиoнов - целый миp за каждым.
Шесть миллионов с будущим рассталось,
Потухло взглядов, закатилось лун,
Сердец шесть миллионов разорвалось,
Шесть миллионов отзвучало струн.
А сколько не свершившихся открытий,
Талантов?.. Кто узнает их число?
Шесть миллионов оборвалось нитей,
Шесть миллионов всходов полегло.
Как объяснить «шесть миллионов» дeтям?
По населенью - целая страна,
Шесть миллионов дней - тысячелетья
Шесть миллионов жизней - чья вина?
Как вышло так: прошли десятилетья,
И через реки крови, море слёз
То тут, то на другом конце планеты
Подонки отрицают Холокост?
Как детям объяснить шесть миллионов?..
Песня Просто еврейский мальчик и слайды
Звук метронома.
Вед.1 Холокост (Шоа) - это трагедия 6 миллионов человек, в основном, евреев.
Аушвиц, Треблинка, Саласпилс, Собибор, Бабий яр в Киеве,  Дробицкий яр в Харькове... Вот далеко не полный список мест массового уничтожения еврейского населения в годы Второй мировой войны.
Вед.2 Холокост – политика нацистской Германии. В переводе с древнегреческого Холокост – это “всесожжение”, “уничтожение огнем”, “жертвоприношение”.Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны
Вед.1 Полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войскБыли уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея О О Н приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.
Вед.2 Понять причины фактов массового уничтожения людей, осмыслить мировую историю в XX веке, остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории холокоста. Программа уничтожения евреев реализовалась поэтапно.
Вед.1 В ноябре 1918 года закончилась первая мировая война. В соответствии с Версальскими соглашениями, Германия утратила 12% своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, развязав новые военные действия.
Вед.2.В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933 году ее лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, безработицей, общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступая против евреев, обвиняя их за поражение Германии в первой мировой войне, в распространении коммунистических идей, стремлении разрушить демократические режимы в Европе.
Вед.1 Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против евреев, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы и считая себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже к физическому уничтожению.
Вед.2: 1 сентября 1939 года немецкие войска вступили в Польшу. Началась вторая мировая война. Нацисты захватили Польшу. В их руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. 21 сентября 1939 года был издан приказ шефа РСХА Гейдриха о создании в городах близ больших железнодорожных станций специальных еврейских кварталов (гетто).
Вед.1 В конце1940 года нацисты организовали в Варшаве самое большое гетто Европы для 500 тысяч евреев. Там царили голод, нищета, болезни, эпидемии.
Вед.2 Основные события геноцида
1935 г. – Нюрнбергские законы
Гражданином может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью»
Евреи и цыгане не могут быть гражданами Рейха.
Вед1 1938 г. – Хрустальная ночь
Первая массовая акция насилия над евреями в Германии
С 1939 – по 1945 гг. было Создано гетто, лагеря смерти,произведены Массовые расстрелы
Вед.2Для полного уничтожения евреев на территории Польши нацисты создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей.
Это была настоящая индустрия смерти! (фильм Лагеря смерти)
Звучит первый куплет и припев песни «Священная война» (музыка – А.В.Александров, слова – В.И. Лебедев - Кумач).
Вед.2 1941 год, июнь. Гитлер напал на Советский Союз.
1. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе России: в Белоруссии, в Украине.
Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева.
Вед.2 28 сентября 1941 г. в Киеве был вывешен безымянный плакат, призывавший всех евреев Киева уже в 8 утра на следующий день явиться со своими пожитками на угол двух улиц, который находился одинаково близко от железнодорожной станции и оврагов Бабьего Яра.Всем евреям была нашита на одежду жёлтая звезда Давида.
Песня Нателлы Болтянской и слайды .Вед.1 Утром 29 сентября 1941 года через город шли тысячи людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников, несли на руках грудных детей. Это шествие смерти продолжалось три дня и три ночи.
Вед.2. В конце улицы создали пропускной пункт, все что за ним происходило было невидимо со стороны. Поочередно туда отводили по 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. После этого полицаи с помощью палок загоняли людей к краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю располагался пулемётчик.
(фрагмент фильма о бабьем яре )Вед.1 : Только в один этот день в Бабьем Яре, как сообщалось в отчете зондеркоманды 4-а, были расстреляны 33 771 человек Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тыс. евреев, включая жителей других городов и беженцев.
Вед.2 В Бабьем Яре создавался экспериментальный мыловаренный завод для выработки мыла из убитых, но достроить его немцы не успели.
Вед.1. В материалах Нюрнбергского процесса бойня в Яре называлась "утилизацией золота". С места расстрелов в Германию доставляли чемоданы драгоценностей. Перед казнью многие погибавшие глотали кольца и серьги - их трупы сжигали, а золу просеивали, как золотоносный песок.
Вед.2 В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яре произошло восстание у печей 329 заключённых-смертников, из которых спаслись лишь 18 человек, остальные 311 героически погибли. Спасшиеся узники стали впоследствии свидетелями попытки немцев скрыть факт массовых убийств.
Вед.1 После спасения Киева Красной армией 6 ноября 1943 Сырецкий концлагерь был лагерем для немецких пленников до 1946. После этого лагерь снесли, а на его месте в конце 1950-х основали жилой массив Сырец и обустроили парк им. Сорокалетия Октября (сейчас он носит называние Сырецкий парк)
Выходят чтецы (Зарецкий и Куприянов)
Детский лагерь
Саласпилс
На камнях
Песок и пыль…
Здесь всегда царит зима,
Даже если в мире – лето.
Это детская тюрьма,
Даже если море света.
Здесь – отчаянье, беда.
Приноси с собой сюда
Ты игрушки и конфеты.
Детский лагерь
Саласпилс
На камнях песок и пыль
Мы идем по серым плитам.
Боль пронизывает нас –
Вряд ли помнит кто сейчас
Сколько здесь детей убито.
Был развеян их пепел
По бескрайним полям,
Их безгрешные души
Плывут в небесах.
Замирает от боли
И скорбит Земля,
Вновь и вновь над собою
Их видя глаза.
Детский лагерь
Саласпилс
Ничего теперь здесь нет,
Только ветер нам вослед
Кружит фантики конфет.
1 ведущий: Са́ласпилс — лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. Он также стал центральным лагерем для всех восточных оккупированных территорий. Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года.
2 ведущий:
Лагерь был обнесён колючей проволокой в два ряда и имел площадь 30 гектаров. Узники помещались по 350—500 человек в бараках, рассчитанных на 300 человек.
1 ведущий: Суточный рацион состоял из 150—300 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов. Отработка трудовой повинности длилась до 14 и более часов. Среди заключенных была очень высока смертность.Пленные в значительном количестве умирали от эпидемий дизентерии и тифа. Осенью 1941 года в Саласпилсском лагере трупы собирали в специально отведённый для этого сарай, а затем, так как сарай быстро наполнялся, три раза в день вывозили за лагерь в выкопанные рвы.
2 ведущий: У военнопленных наступало безразличие ко всему, кроме еды, начинались психические расстройства, к чему подталкивал не только голод, но и нечеловеческие условия существования. В аналогичных условиях такие случаи наблюдались. Вот зафиксированный случай в 1942 г: «Буйных расстреливали, помешанные тихо бродили по лагерю, пока не умирали сами. Было много случаев самоубийств: вешались на поясах, верёвках».
В саласпилсском лагере погибло от голода, болезней или было убито 47 000 военнопленных.
1 ведущий: Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов с заранее просчитанной производительностью так называемых «фабрик смерти». Но в него дети посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью.
2 ведущий: Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных женщин.
Рассказывает бывшая узница Бринкмане М.Г., содержавшаяся в концлагере Саласпилс: «В Саласпилсе происходила неслыханная в истории человечества трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, были вызваны все матери с детьми, и самодовольные отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, выстроились у стола. Из рук матерей они силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем детей».
2 ведущий: Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. После всех этих приемов дети погибали. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.
1 ведущий: По показаниям свидетелей, бывших заключенных Саласпилсского концлагеря, только в течение с конца 1942 года и до весны 1944 года через этот лагерь прошло более 12 000 детей.
2 ведущий: В 1961-1967 годах на территории бывшего лагеря был создан мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора
Песня Саласпилс со слайдами
Вед.1: Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе 6000000 евреев.
Вед.2
Почему именно сейчас, когда прошло более 65 лет, когда мир и так напряжен и столько новых проблем, мы снова говорим о Холокосте?
Вед.1
Тысячи людей гибнут только по воле безумца или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих не в чем неповинных людей?!
Давайте почтим память о погибших минутой молчания.
Вед.2
Очень хочется, чтобы вы поняли: Холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники. Наш долг и обязанность говорить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию ,справедливости и толерантности.