Тема: «Формирование ценности здорового образа жизни на уроках физической культуре как средство достижения личностных результатов на начальной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

Тема: «Формирование ценности здорового образа жизни на уроках физической культуре как средство достижения личностных результатов на начальной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. « Здоровому, каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.         Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.         Главная задача школы - это организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры - это главный урок здоровья.
Если 10-15 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше.  Практически здоровых детей в каждом классе – единицы. На данный момент количество учащихся в начальном звене составляет 29 человек из них 10 это дети с подготовительной группой. Исходя из этого, строить работу приходится с учетом их физического развития. Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.                  Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме.    Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность.
Уроки физической культуры в начальных классах являются важными в общей системе образовательного процесса в школе и направлены на охрану здоровья, формирования у детей интереса и положительного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
сохранение и укрепление здоровья;
развитие физических качеств, накопление и обогащение у младших школьников двигательных навыков и умений;
формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
 Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
        Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.         В своей работе я основываюсь на современные здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в развитии личности с учетом особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
Я считаю, что такой подход к построению урока физкультуры способен скорректировать здоровье школьника, «выжить» в среде компьютерных программ и моя задача как учителя состоит в следующем:
улучшить настроение;
создать положительную мотивацию;
усилить желание двигаться;
сформировать потребность выполнять физическое упражнение, принимать участие в спортивных играх;
«включаться» в работу не только на уроках физкультуры, но и на других уроках, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности: организации спортивных праздников, соревнований.
Составной частью физического воспитания учащихся является внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. Она углубляет знания, совершенствует умения и навыки, повышает уровень физической подготовленности. Ребята с удовольствием посещают факультативное занятие «Растем играя» которое адптировано под контингент учащихся начального звена. На данных спортивных занятиях стараюсь развить у детей интерес к различным видам спорта, формирую интерес к здоровому образу жизни и к спорту в целом.
Учащиеся начальной школы активно участвуют в разных школьных мероприятиях:
«Осенний кросс»
«День здоровья»;
«Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;
«Веселые старты»;
«Зов джунглей!»;
«Безопасное колесо»;
«Туристические походы осенние и зимние».
Успешность обучения учащихся в среднем звене во многом зависит от базы знаний, полученных на выходе из начальной школы. Мы с учителями начального звена делаем упор на привитие навыков двигательных действий и формирования умений их вариативно использовать в игровой и соревновательной деятельности, что дает детям в старшей школе положительную динамику в совершенствовании этих навыков в различных спортивных играх. Это можно проследить через таблицу тестовых нормативов, которые я веду по каждому ученику. Данная работа позволяет мне в полном объеме оценить степень овладения учащимися умений и навыков в освоении наиболее значимых упражнений.
Вывод
   Таким образом, наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализую потребность в двигательной активности (соревнования, подвижные игры, утренняя зарядка). Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности формирую умение и навыки здоровой жизнедеятельности и мотивирую их на здоровье.
      Здоровый  ребёнок  является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития. Сотрудничество  здорового  ребёнка и учителя рассматриваю в качестве целостного телесно-духовного организма. Оздоровление - не  совокупность лечебно-профилактических мер, а  форма развития, расширения психофизиологических возможностей человека.
           
15