Использование метода кроссенс на уроках биологии как средство развития логического и творческого мышления учащихся


Мастер - класс "Использование метода кроссенс на уроках биологии как средство развития логического и творческого мышления учащихся "
Цель: Продемонстрировать использование метода кроссенс на уроках биологии, как средстворазвития логического и творческого мышления учащихся.
Если учение ничего не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…
Л.Н. Толстой

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает вопрос к учителям - предметникам. (Конкурсанту любому)
- А разве ваш предмет не развивает логическое мышление?

Я тоже считаю, что на любом уроке можно развивать логическое мышление. Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках биологии, используя прием "Кроссенс"
- Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы).
- Что же такое "Кроссенс"?(слайд)
Слово "кроссенс"придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд" , которое с английского означает "пересечение смыслов". Этот прием разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать). Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
(слайд)
− сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;
(слайд)
− начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе ;(слайд)
− обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5 (рис. 3).
Кроссенся используюна разных этапах урока: (слайд)
− при проверке домашнего задания;
− при формулировке темы урока, постановки цели урока;
− при раскрытии информационного блока темы, поиске;
− при обобщении материала, закреплении;
− при организации групповой работы;
− творческое домашнее задание.
Алгоритм составления кроссенса довольно простой и понятный.(слайд)

1) определение тематики, общей идеи;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделение 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4 связь между элементами, определение последовательности;
5) концентрация смысла в одном элементе (5- й квадрат);
6) выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
Перед вами кроссенс, который я применяю на уроках биологии в 9 классе для формулировки темы урока.(слайд)
Ученикам показываю на экране кроссенс. Спрашиваю:
- Каким словом объединены данные картинки? Обоснуйте свой ответ.
Варианты ответов: цветок – стремится к жизни, вселенная, планета Марс – человек всегда стремится узнать, есть ли жизнь во вселенной,вода – это символ жизни, ребенок, яйцо – означает новую жизнь, часы – означают время жизни, сердце – мышечный орган, без которого жизнь человека невозможна.
- Как бы вы сформулировали тему урока? (щелчок)
Ученики могут ответить: “Жизнь человека”. “Жизнь есть все”.
«Зарождение жизни».(слайд)
- Тема урока: “Человек и жизнь».
Теперь я предлагаю разделиться на 2 группы.
Вы (1 и 2 парта) попробуете составить кроссенс на предложенную тему. В папке «Кроссенс» на рабочем столе сохранены необходимые изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса и заготовка презентации для вставки этих изображений. Прошу приступать.
А остальные посмотрите на экран и попробуйте разгадать этот кроссенс.(слайд)
Пример объяснения кроссенса на тему «Развитие человека».
1– Началом живого является клетка;
2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;
3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;
6 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;
9 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;
8 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального  и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;
7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;
4 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;
5 – «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.
-Кроссенсы могут быть тематическими,т.е посвящены какой-либо теме урока.
Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы).
Спасибо большое!
Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
Кроссенс может создаваться не только учителем, но и учеником. Кроссенс, составленный учеником, отражает глубину понимания им заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. С развитием информационных технологий такая работа доступна каждому ученику. Стоит только в Internet‐поисковике набрать нужное слово, и предоставляется огромное количество нужных иллюстраций. Останется только скопировать 9 образов и вставить в заготовленную форму (квадрат 3 на 3). Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика; прием‐головоломка нового поколения.
Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смылом миры- это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?
Желаю всем здоровья,больших побед на творческом поприще!
Спасибо за внимание!