Статья на тему Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании ИКТ на уроках.


Секция 8. Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды.
Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании ИКТ на уроках.
Автор: Матвеева Ю.В., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 22
В связи с переходом на ФГОС НОО стало актуальным использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальной школе, более того, добиться повышения качества образования в начальной школе стало невозможным без применения ИКТ. Мне, педагогу начальной школы, приходится учитывать, что дети, которые приходят в школу, являются активными пользователями современных технических средств, а в будущем станут гражданами информационного общества. Поэтому в своей работе я и сама активно использую различные формы ИКТ: созданию презентаций, работаю с ресурсами сети Интернет, использую в работе готовые обучающие программы и электронные учебники, сама стараюсь создать что-то свое средствами ИКТ, авторские программы работы на компьютере, мультимедийные продукты для дальнейшего применения в образовательном процессе.
Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Презентация даёт мне возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет задержать внимание учащихся, способствует их вовлечению в учебный процесс, повышает интерес к изучаемому материалу, все это обеспечивает условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Применение презентаций помогает решить почти все образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Почти на каждом учебном занятии я использую презентации по предметам: «Окружающий мир», литературное чтение, изобразительное искусство и математика. Так, при изучении тем «Круговорот воды в природе», «Планета Земля», «Таблица умножения» и других включаю в урок задания на классификацию, обобщение, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Дети с большим удовольствием выполняют творческие задания, придумывают сказки на заданные темы и с легкостью получают новые знания по изучаемому предмету. Активное участие в создании презентаций принимают родители обучающихся.
Широкое использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти к деятельностному подходу в обучении, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. У большинства обучающихся моего класса есть дома персональный компьютер, и они сами учатся находить материал в информационном потоке, отбирать нужное, выделять главное и создавать презентации, а потом делятся опытом создания презентаций со своими одноклассниками, демонстрируют их с гордостью в классе. Приведу пример тем для детских презентаций, которые создали обучающиеся 4 класса: «Математика-царица наук», «Таблица умножения», «Исследование жизни на других планетах», «Истории ВОВ в песнях» и другие. В дальнейшем эти презентации были представлены в рамках предметной недели по математике и искусству в начальной школе, а также в городском конкурсе «Хочу стать академиком». В результате проделанной работы по созданию презентаций школьники получили грамоты и благодарственные письма.
В процессе увлеченной и творческой работы, у обучающихся возникает повышенный интерес к выбранным темам, и как следствие, к учебным предметам. Данное направление позволяет мне точнее реализовывать в учебной деятельности межпредметные связи.
Исследовательская деятельность младших школьников помогает в формировании регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действиях. К концу обучения в начальной школе наблюдается положительная динамика в уровне сформированности познавательных и коммуникативных учебных действий обучающихся: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в томчисле с помощью компьютерных средств - от 53% 2012-2013 г.г.2 «В» класс, до 74% в 2014-2015 г.г. 4 «В» класс; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий – от 48 % 2012-2013 г.г 2 «В», до 69 % в 2014-2015 г.г 4 «В»; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера от 51% 2012-2013 г.г.2 «В», до 82% в 2014-2015 г.г. 4 «В» класс; осуществлять совместную познавательную деятельность в группеот 47% в 2012-2013 г.г.2 «В», до 89% в 2014-2015 г.г. 4 «В».
Опыт моей работы по использованию ИКТ открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и родителей. Систематическая работа по внедрению ИКТ позволила мне создать свой сайт http://matveeva22.ucoz.ru/, я его представила на городском конкурсе сайтов/страниц/блогов педагогических работников муниципальных образовательных учреждений системы образования города Екатеринбурга, 2014г., МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».
В результате использования мультимедийных презентаций у обучающихся повысилось качество успешности обучения: в 2012-2013 гг. 61%, 2013-2014гг. 64%, 2014-2015гг. 92% при 100% успеваемости учащихся.
При использовании ИКТ на уроках обучающимся удобно, просто, эффективно и легко усваивать учебный материал. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.