Статья по Реализация творческого потенциала учащихся в условиях школьного музыкально-театрального коллектива


Цепкова Яна Александровна
учитель музыки
МБОУ «СОШ №12»
г. Казань, Республика Татарстан
Реализация творческого потенциала учащихся в условиях школьного музыкально-театрального коллектива
Аннотация: в статье рассмотрены возможности школьного музыкального театра в творческом развитии учащихся, обозначены методы и приемы мотивации детей к музыкально-театральной деятельности, рекомендованы конкретные этапы организации работы руководителя коллектива.
Ключевые слова: творческие способности, творческий потенциал, театральная педагогика, ролевая игра, музыкальные способности, художественный образ.

В рамках школьной образовательной программы ребенок не имеет возможности выбирать ту сферу деятельности, которая ему более интересна, не может выбирать тот круг общения, который соответствует его интересам, творческим способностям и возможностям. Кружковая деятельность позволяет расширить число предметных областей, с которыми могут познакомиться дети. Кружки разного направления дают возможность детям развить свои способности и реализовать свой творческий потенциал.
В детях способность к творчеству заложена от рождения, ребёнок изначально обладает способностью созидать нечто новое из эмоций, мыслей и действий. Необходимо помнить о врожденной, генетически обусловленной предрасположенности ребёнка к творчеству и об удивительной гибкости детского мозга. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку раскрыть свои возможности и совершенствовать способы взаимного общения ребёнка с миром.
Для каждого ребенка важны положительные эмоции, атмосфера радости и условия, в которых он мог бы самовыражаться и формировать личностные качества. Одним из таких условий является детский музыкальный театр, в котором развиваются музыкальные и актерские задатки детей. В нем появляется возможность проявить себя в различных видах творческой деятельности.
Спектр методов и приемов в театральной педагогике огромен, и один из них – ролевой. Ребенок, выражая и проигрывая чью-то роль в театральном действии, в случае неудачи «не натягивает» её (неудачу) на себя. Это всего лишь роль, это она пока «не столь выражена», «не столь динамична»… И тогда не возникает «штампов» и «ярлыков» в адрес самого ребёнка. Чувство растерянности, неудачливости не возникает, т.к. это роль, это она создаётся, это она играючи варьируется, осмысливается, перерастает и обновляется. В этом процессе у ребенка формируются понятия «доброго» и «злого», «хорошего» и «плохого», сочетание «личного» и «общественного» и т.д.По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-персептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Театр начинается с пьесы. В центре пьесы – человек, его жизненная судьба или «биография».
В большинстве случаев в пьесе происходят какие-то конкретные события, заставляющие персонажей поступать определенным образом.
Музыкальный театр соединяет сценическое искусство с музыкальным и танцевальным, поэтому в школьный музыкальный театр можно привлечь широкий круг школьников, имеющих различные интересы, так как для постановки спектакля необходимы солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители и т.д. каждый ученик, принимая участие в постановке спектакля и занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается к музыкальному искусству.Прежде всего, руководителю необходимо выбрать для постановки детский спектакль, который вызвал бы у учащихся интерес и в то же время соответствовал их возможностям. Если произведение найдено, то следует тщательно продумать, как лучше преподнести его учащимся: увлекательно рассказать о содержании, композиторе, его творчестве, а после прослушивания произведения привлечь внимание детей к музыкальным характеристикам героев. Анализ средств музыкальной выразительности. Определение характера основных тем позволяют учащимся выявить идею спектакля. Она становится более близкой и понятной, если ребята запоминают главные мелодии и представляют себе произведение в целом.
Затем участники будущей постановки вместе с музыкальным руководителем обсуждают и подбирают исполнителей ролей. В каждом конкретном случае учитываются своеобразие музыкального образа, ведь исполнителю важно уметь петь, двигаться на сцене, а иногда и танцевать в соответствии с характером персонажа. В спектакле могут быть заняты учащиеся различных классов, что зависит от содержания оперы, ее героев и определенных художественных задач. После распределения ролей и дублеров на них необходимо продумать и дальнейшую организацию подготовки спектакля, поскольку для него нужны еще костюмы и декорации.
Деятельность руководителя музыкального театра чрезвычайно разнообразна – он разучивает партии с каждым исполнителем, готовит дуэты, хоровые и танцевальные номера, организует создание музыкальных аранжировок. Руководствуясь основами режиссуры, необходимо создавать творческий характер каждой репетиции. В таком случае музыкальный театр становится для детей увлекательным.
На завершающем этапе работы над спектаклем создаются яркие, красочные афиши, привлекающие внимание зрителей. Подготовка к спектаклю требует большой, напряженной работы, однако его успех приносит радость и удовлетворение не только зрителям, но и участникам постановки.
Список литературы
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2007. – 367 с.;
Организация детского музыкального театра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dramateshka.ru/index.php/rezhissura/5893-organizaciya-detskogo-muzihkaljnogo-teatra.